Найти в Дзене
Книжные тропинки

Отзыв о книге «Верь/не верь» Инны Борисовой: завораживающий мистический триллер в сеттинге российских девяностых

Было время, когда я принципиально отвергала отечественных авторов, и в первую очередь тех, кому не терпелось рассказать «правду» про российские 90-е. Но постепенно моё сердечко стало смягчаться: сперва обратила свой взор на детективы и фэнтези, потом — на современную прозу. И вот, наконец, свершилось! Я таки решила попытаться избавиться от своего «книжного нет» с помощью дебютного романа Инны Борисовой «Верь/не верь». Это первая книга одноименного цикла-трилогии. В маленьком провинциальном городке Тихвинского района Ленинградской области живут пятеро друзей детства, которых когда-то объединил литературный кружок. Воспоминания об этом времени у всех остались светлыми, но сейчас на дворе лихие 90-е, жизнь каждого круто изменилась и не в лучшую сторону. Али́на Оте́гова — дочь начальника полиции, не сумевшая своим талантом удивить жюри и поступить на режиссёрское отделение без блата. Сейчас бегает в местный ДК на все фильмы Тарковского и борется с отцовским воспитательным произволом. Волод
Оглавление

Было время, когда я принципиально отвергала отечественных авторов, и в первую очередь тех, кому не терпелось рассказать «правду» про российские 90-е. Но постепенно моё сердечко стало смягчаться: сперва обратила свой взор на детективы и фэнтези, потом — на современную прозу. И вот, наконец, свершилось! Я таки решила попытаться избавиться от своего «книжного нет» с помощью дебютного романа Инны Борисовой «Верь/не верь». Это первая книга одноименного цикла-трилогии.

Роман российской писательницы Инны Борисовой «Верь/не верь»: цикл «Верь/не верь» — книга №1; жанры — магический реализм, мистический детектив, мистический триллер, психологический триллер, фолк-хоррор (фольклорные ужасы); объём произведения — 38 глав (включая пролог и эпилог); дата первой публикации — 2025 год; страна — Россия. Возрастное ограничение — с 18 лет.
Роман российской писательницы Инны Борисовой «Верь/не верь»: цикл «Верь/не верь» — книга №1; жанры — магический реализм, мистический детектив, мистический триллер, психологический триллер, фолк-хоррор (фольклорные ужасы); объём произведения — 38 глав (включая пролог и эпилог); дата первой публикации — 2025 год; страна — Россия. Возрастное ограничение — с 18 лет.

Сюжет романа «Верь/не верь» Инны Борисовой

В маленьком провинциальном городке Тихвинского района Ленинградской области живут пятеро друзей детства, которых когда-то объединил литературный кружок. Воспоминания об этом времени у всех остались светлыми, но сейчас на дворе лихие 90-е, жизнь каждого круто изменилась и не в лучшую сторону.

Али́на Оте́гова — дочь начальника полиции, не сумевшая своим талантом удивить жюри и поступить на режиссёрское отделение без блата. Сейчас бегает в местный ДК на все фильмы Тарковского и борется с отцовским воспитательным произволом. Володя Черносвитов — сын священника, ныне занявший пост батюшки, после его смерти. Грезит о том, чтобы привести местную безбожную паству в лоно церкви, для чего с головой ушёл в реставрационные работы архитектурного памятника старины за счёт пожертвований от Философа — местной криминальной шишки. Гле́б Гробове́цкий — смотритель на районе, крышующий сигаретные ларьки. После убийства любимой, ведёт двойную игру за спиной главного в городе мафиози. Анато́лий Ле́бедев — оставшийся в детстве на попечении бабушки после трагической гибели родителей. Теперь стал её нянькой, ухаживает за сумасшедшей старухой, и топит горечь души в бутылке. Последний из этой компании Григо́рий Заболо́цкий — новоиспечённый дембель, угодивший в югославское пекло благодаря «стараниям» майора Кургина.

И вот, вернувшись спустя два года после службы в горячей точке, бывший вояка сталкивается с чужеродной перестроечной метаморфозой родного города, обречённо тонущего в кровавых разборках местных воротил. Он делает попытку влиться в «мирную» гражданскую жизнь и тут же влипает в серьёзную передрягу, которая чуть не заканчивается для него пулей в голову и ямой в ближайшей лесополосе. Чтобы исправить ошибку, Григорию — выходцу из семьи потомственных колдунов-нойдов — приходится прибегнуть к чёрной магии. А вскоре город захлёстывает волна странных ритуальных убийств, похожих на дело рук маньяка. На эту версию указывают странные «домики» из дерева, водружённые над головами жертв, и некоторые другие нелицеприятные детали. Однако Григорий за происходящим видит немного больше, чем местная полиция. Пришло его и Анатолия время платить по долгам предыдущего поколения нойдов. И от того, как они с двоюродным братом расплатятся, будет зависеть их удел: святость среди себе подобных или перерождение в кровожадную нечисть.

Жанровая структура и особенности композиции романа «Верь/не верь» Инны Борисовой

Когда я приступаю к чтению новой книги, то первым делом стараюсь выделить из перечня её жанров ведущий. Это позволяет мне в некотором роде обрести почву под ногами в рамках вымышленного мира, эмоционально настроиться на историю и определиться со своими ожиданиями, которые в идеале должны совпасть с задумкой автора. Ведь именно тогда и случается столь желанное «Вау!»

Однако роман Инны Борисовой «Верь/ не верь» оказался для меня крепким орешком. Да, мистика в нём врывается в сюжет буквально с первой главы, когда Григорий Заболотский, придя в дом брата Анатолия Лебедева, сперва отгоняет от бабы Шуры терзающего её мертвеца, а затем помогает отойти старухе в мир иной, заставив предварительно передать родному внуку колдовской дар. Но даже тех, пока ещё небольших, описаний провинциального уныло-серого Линдграда «с бетонными зубьями однотипных хрущёвок» начала 90-х и одного дня из жизни затюканного алкаша Толика, мечтающего разбогатеть на продаже единственного ваучера, достаточно, чтобы принять всё происходящее за его галлюциногенный бред. И чем дальше, тем сильнее мистика и драматизм перестроечной жизни сплетаются между собой — а потому непонятно, лопнет ли в итоге тонкая грань реальности под натиском настоящего потустороннего зла, или же исковерканные сознания нескольких ненадёжных рассказчиков породят, в конце концов, свою коллективную Нарнию, полную собственных бесов. Роман на всём своём протяжении изящно балансирует на грани магического реализма и портрета эпохи.

Свою весомую лепту в хтонику происходящего вносит и оригинальная композиция романа, где, помимо пяти друзей, от лица которых попеременно ведётся повествование, незримо присутствует и шестой герой. Тот, кто оставляет свои пометки на полях, пугающие непонятные рисунки, задаёт саркастические вопросы, что-то подчёркивает или, напротив, тщательно пытается затушевать, и даже переворачивает вверх тормашками отдельные главы. Кто это? Зачем он это делает? В первой книге цикла ответа не будет.

И всё же чуть-чуть завесу над происходящим я приоткрою: мистика в романе играет первостепенную роль. Потому единственный (?) официальный жанр книги — мистический триллер — полностью оправдан. Есть также в истории и две линии с мистическим детективом. Первая развивается в 1989 году, когда Григорий Заболоцкий, используя свой колдовской дар, помогал майору Кургину искать трупы в окрестных лесополосах, чтобы сократить статистику незакрытых висяков. И вторая — в 1993 году, где парень вновь оказывается на передовой начавшейся волны ритуальных убийств. Но главная вишенка истории кроется всё же за фолк-хоррором, который построен на культе мёртвых, практикуемом колдунами-нойдами. Такой великолепной и интригующей до мурашек реконструкции погребальных практик северных народов, где на самом деле переплелись верования веси (вепсов) и поморов, я ещё не встречала! Кроме того, их окружают особые обряды и легенды, которые тоже являются особой движущей силой истории. Веришь буквально в каждую деталь, действо или слово, хотя и прекрасно понимаешь, что без вымысла здесь не обошлось.

Анализ содержания, персонажи и темы романа «Верь/не верь» Инны Борисовой

С первых строк роман «Верь/не верь» увлекает в свой мир, где необычно, слегка тревожно и в то же время завораживающе прекрасно. Каждая глава — это отдельная история, своеобразный пазл огромной картины бытия, которую невозможно охватить взглядом. Можно лишь попытаться постичь, если ступить на тропу, ведущую к изнанке, и пройти до её конца, понимая при этом, что обратно уже не вернешься, по крайней мере, прежним.

Происходящее на страницах романа на всём протяжении напоминало мне картину-триптих «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха, с поправкой, если бы средневековый художник попытался изобразить российские 90-е. Здесь покойники устраивают танцы на похоронах, священники поклоняются бесам, криминальные шишки цитируют древних философов, а «красные» (менты) проводят в лесу магические обряды. Искажённая реальность. Всё зыбко, чуждо, неправильно. Но вырваться из этого хоровода безумия невозможно.

Повествование заманивает читателя в свои сети азартной игрой в детектива. Перепрыгивая от одного подозреваемого к другому, незаметно заходишь в такую темень, где исчезают даже лёгкие просветы, а автор между тем продолжает одним абзацем или даже предложением переворачивать твои хрупкие теории. И это безумно цепляет! Сюжет постоянно интригует, делая непредсказуемые повороты. Никогда не знаешь, что стоит ждать дальше. Кто из героев правомерно вызывает эмпатию, а кто просто заставляет тебя это чувствовать, выворачивая ситуацию в выгодном для себя свете. Сопереживаешь всем и никому одновременно, а потому что и веришь им, и не веришь.

Путеводной ниточкой в книге для меня стала дерзкая, яркая и любопытная Алина Отегова — единственная девушка в компании пятерых друзей. Даже если она совершала явную глупость, я понимала её выбор и принимала его, потому что в большинстве поступков Алины чувствовался естественный протест против тотального отцовского контроля и та недоступная вседозволенность, которую порой очень хочется позволить себе. Её конец в первой книге цикла ошеломил меня, заставил выстраивать десятки гипотез, как и почему это произошло. Хочется надеяться, что верные друзья в дальнейшем найдут способ её выручить, хотя теперь уже не факт.

Самой эмоционально тяжёлой оказалась для меня арка Глеба Гробовецкого, через которого автор подняла тему «отцов и детей». Больно до слёз. Парень не пытается казаться лучше, чем есть, в нём нет фальши, но есть множество шрамов на истерзанном сердце, которые продолжают болеть и с которыми он кое-как научился жить. Потому не трудно проникнуться его конфликтом и принятым в финале решением.

Рекомендации к чтению

Роман Инны Борисовой «Верь/не верь» — это многослойная история, где сосуществуют бандитский городок начала девяностых, убийства с ритуальным подтекстом и уходящий в глубь веков загадочный культ мёртвых, который наследуют и практикуют не менее загадочные колдуны-нойды. Интересная плеяда сложных, противоречивых и глубоких персонажей добавляет сюжету по-настоящему достоевской глубины. Однако, несмотря на все перечисленные мной плюсы, книга зайдёт не всем, слишком уж она необычна, нестандартна, и в этом плане её можно сравнить с культовым романом «Дом, в котором…» Мариам Петросян. Либо вы влюбитесь в историю, и она в прямом смысле станет частью вас, либо вызовет непонимание и дикое отторжение. Середины не будет. Потому попробуйте обязательно, а там уж как сойдутся книжные звёзды…

Оценка: 5/5

P.S. Вторая книга цикла «Верь/не верь» Инны Борисовой — «Бойся/не бойся» запланирована к выходу в декабре 2025 года (к зимней книжной выставке «Non/fiction»), а третья «Проси/не проси» появится уже в 2026 году.

Любопытный факт из романа «Верь/не верь» Инны Борисовой

Идея цикла «Верь/не верь» у Инны Борисовой возникла во время её путешествия вместе с группой энтузиастов — собирателей фольклора по Ленобласти. Экспедиция несколько раз набредала на курганы в лесу, из которых по местным поверьям «выходят другие». Кстати, это путешествие послужило источником вдохновения не только для Инны Борисовой, но и её друга Рустама Разуванова, который в 2024 году изложил свои полевые заметки в сборнике «Мистический фольклор» под псевдонимом Баба Нюра, а в 2025 году опубликовал художественный роман «Бара Нюра. Либежгора».

Дзен | ВКонтакте | Пинтерест