…Согласитесь, в школьные годы каждый из нас с замиранием в сердце ожидал начала летних каникул, особенно в период обучения в младших классов. На лето строили свои самые смелые планы, планировали увлекательные путешествия и поездки.
Лично я в те годы предпочитал на месячишко уехать к родной тёте Маруси в Москву, где обязательно (и чуть ли не ежедневно) любил посещать большой столичный зоопарк в районе Красной Пресни. Там же не упускал возможности посмотреть любимые мультики в кинотеатре «Баррикады». Или просто гулял по улице Горького (ныне Тверской), а по дороге заходил в любимый с детства Театр Сатиры, рассматривая снимки с кадрами из спектаклей и популярнейшими тогда Папановым, Мироновым, Пельцер и Аросевой… Шёл дальше, доходил до Пушкинской площади, сворачивал на улицу Чехова, и по дороге упирался в классическое здание театра Ленком, который в то время «гремел» своей постановкой первой в стране рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты»...
Да, признаюсь, любил, да и сейчас люблю Москву, хоть за это время она изменилась до неузнаваемости, но не столько архитектурой и новыми современными постройками, сколько своей атмосферой и людской психологией жителей и гостей столицы…
С тех пор прошло много лет, но и сегодня, вспоминая детство, юность, последующие затем годы службы в Советской армии (служил в Химках), – всегда тянуло к новым открытиям с их яркими впечатлениями, в некую культурную цивилизацию. Но, вместе с тем, начиная с 70-х годов, моим постоянным местожительством оставалась Пенза.
…О чём это я? Наверное, у каждого о своем детстве и юности сохранились свои яркие воспоминания. У некоторых именно в первые года жизни появилось желание (или тогда ещё мечта) стать в будущем, например, артистом, космонавтом, врачом или учителем…
Сегодня, накануне Международного Дня защиты детей (что символично и близко к сегодняшней теме) я познакомлю вас с детскими и юношескими воспоминаниями, размышлениями «о времени и о себе», друга канала «Пензенские встречи», певца и композитора, заслуженного работника культуры России Александра Серебрякова. Интересно, совпали ли его детские желания посвятить себя музыке?..
https://dzen.ru/a/ZwYhcTA8gSnK3jdR
«Помню себя совсем маленьким, трехлетним мальчиком. На этой фотографии я в саду у своей бабушки Марии на «Романовке» (ранее так в народе звали), сейчас это улица Чапаева, что находится недалеко от реки Суры.
Самое яркое воспоминание из детства? Пожалуй, это время, когда мы, все внуки бабули, там вместе собирались, играли в прятки, лапту и другие деревенские игры. В воскресный день из Пензы в Бессоновку туда приезжали мои двоюродные братья и сёстры (к сожалению, многих сейчас уже нет с нами). Собиралось нас примерно человек десять, и мы без устали бегали, ели вкусные ягоды. Благо в саду росло много яблонь, кустов смородины, крыжовника, – это был настоящий живописный уголок! Я мог прятаться в зарослях сада, и нам приходилось сложно в поисках друг друга.
Незабываемый запах от бабушкиных щей, которые она готовила на тагане (газа тогда и в помине не было). Этот аромат мы чувствовали даже тогда, когда бегали по улице или играли по берегу Суры…
В этой громадной семье у бабушки было пять сыновей и одна дочь – моя мама. А вот у папы (его звали Михаил Матвеевич), напротив, в семье насчитывался лишь один мальчик и пять его сестёр. Представьте себе, все женились (или вышли замуж), родили по двое-трое детей, и, как в старые времена, мы собирались в выходные у бабули на Романовке, или у Серебряковых, у бабушки Феньи (я её очень хорошо помню, ведь именно она меня нянчила) на улице Пристанционной (дом затем перестроили, но он продолжает стоять на том же месте).
Хочу отметить, что ушла целая эпоха, ведь жить одной большой и дружной семьей, помогать друг другу, было в те годы нормой. Если кто-то строил дом, то близкие и даже соседи приходили в выходной на «помочи», а вечером в застолье по «рюмочке» взрослые с детьми сидели рядом. Все старались помогать, были в курсе всех дел и проблем. Сейчас уже не принято приходить на «помочи», все нанимают бригады рабочих за немалые деньги, и решают свои хозяйственные дела без помощи родственников. Сейчас собираемся роднёй только по поводу, – свадьбы, или, не дай Бог, проводов кого-то из близких в последний путь…
Признаемся себе, – память человека во много раз превышает память любого компьютера, и каждый из нас может помнить очень многое.
Например, свое детство. Мы часто купались в реке, играли в волейбол и футбол. Сейчас уже почти забыта такая игра, как лапта, а мы тогда играли в неё с большим удовольствием.
Помню и то время, когда я попросил отца купить мне гитару, долго на этом настаивал. Наконец-то долгожданный музыкальный инструмент был приобретён! Учился играть на улице у местных музыкантов-гитаристов, которые сами-то знали всего 3-4 аккорда. В конце 60-х особо популярен был Владимир Высоцкий. Я тоже выучил несколько аккордов для семиструнной гитары. Песни эти были такие блатные, уличные и простые.
Обычно собирались по вечерам, у какого-то дома, на бревнышках. Обязательно с нами рядом были девчонки, а мы, ребята, конечно же, все старались им понравиться.
Выучил пару десятков песен, которые нравились, и, соответственно, быстро стал популярным. Аккомпанировал себе на гитаре с простыми, незамысловатыми текстами, – главным было правильно выучить мелодию.
Голос у меня был звонкий, дискант, и потому, думаю, что мы часто мешали местным жителям спать. А это чаще всего были взрослые люди, которым утром нужно было вставать на электричку. Поэтому, конечно, нас старались быстренько разогнать, но не тут-то было. Мы тогда перемещались на полянку, и, вдалеке от жилых домов, продолжали горлопанить до полуночи… Помнится, что летнее время середины 70-х я проводил на подобных посиделках, давая уличные концерты по окрестностям близлежащих сёл – Полеологово, Кроптово, Ухинка и т д. А параллельно, в нашем Доме культуры села Бессоновка, кипела своя музыкальная творческая жизнь. У нас там имелись свой духовой оркестр, народный театр, танцевальный коллектив. Постепенно зарождалось и новое направление – жанр ВИА (вокально-инструментального ансамбля). На базе народного духового оркестра музыканты Алексей Сергацков и Александр Кудряшов начали создавать эстрадный ансамбль. Сначала они назвали его «Тоника» (Т – первый тон музыкального лада).
Постепенно в этой группе оказался и я. Алексей Михайлович Сергацков у нас в школе вёл уроки пения. Кто-то рассказал ему о моих гитарных успехах и уличных концертах, и он пригласил меня в Дом культуры (раньше это был скромный сельский Дом культуры, район у нас образовался в 1980 году). Нот я, естественно, не знал, но быстро подбирал мелодии на слух. Также пришлось переучиваться с семиструнной гитары на шестиструнную (другой строй и аккорды). В ансамбле, конечно же, все были старше меня, 13-летнего подростка, поэтому играл во втором составе, исполнял репертуарные 3-4 песни.
В 1975 году меня перевели в основной состав. И тут нельзя не сказать о своих партнёрах. Например, о друге детства – Александре Моргунове, который в ансамбле играл на бас-гитаре. Ноты писал и создавал аранжировки песен всегда Александр Кудряшов, который занимался в училище культуры и искусств (ранее КПУ), будучи одновременно концертмейстером духового оркестра.
Дирижером и руководителем оркестра был наш общий учитель – Александр Михайлович Соломатин (затем в училище культуры и искусства я у него осваивал класс игры на трубе). Особенно хочется рассказать о танцевальных вечерах, которые проходили в фойе здания Дома культуры. Я тогда не понимал, как такое количество людей может поместиться в небольшом фойе. А со второго этажа пришедшие туда бесплатно наблюдали за танцами сверху, уже как зрители концерта, их насчитывалось еще столько же. ВИА были в это время безумно популярны, уже и как «жанр в народе». Мы исполняли песни из репертуара «Веселых ребят», «Лейся, песня», Юрия Антонова. Молодёжь же ходили на танцы просто в желании покуражиться, повеселиться, и, если песня нравилась, раздавались аплодисменты, как на концерте».
… Итак, вы уже успели ощутить ауру прошлых лет благодаря Александру Серебрякову? Думаю, что всем нам, время от времени, приятно отправиться в своё детство и вспомнить самые яркие его впечатления. Тем более, сегодня, когда мы снова на пороге очередного лета, уже 2025 года…