Если есть на свете город, символизирующий грех, то это, несомненно, Содом.
Впрочем, словосочетание "есть на свете" тут не совсем к месту, ибо никакого Содома давным-давно нет и в помине, однако ни один древний город - даже существующий поныне - не удостоился стольких сплетен, небылиц и научных споров.
Совсем недавно о Содоме вновь заговорили, поскольку археологи нашли интереснейшие свидетельства того, как именно он был уничтожен (спойлер: "небесный огонь" нашел свое неожиданное объяснение).
Но мне эта история показалась еще и любопытной метафорой, в которой я вижу отражение сегодняшних событий на Ближнем Востоке.
Однако давайте обо всем по порядку.
Известно, что "содомское пятиградие" (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор) располагалось где-то у Мёртвого моря, но точные координаты - загадка. Учёные ломают копья: одни указывают на Телль-эль-Хаммам в Иордании (к северо-западу от Мертвого моря), где нашли слой разрушений XVII века до нашей эры с оплавленной керамикой. Другие настаивают на Баб-эд-Дра (и снова в Иордании, но уже к югу от моря) - тут тоже есть следы внезапного апокалипсиса, но без серных дождей.
Можно вообразить ангелов-разрушителей, которые, прежде чем нажать кнопку «стереть», долго сверялись с GPS: «Ты уверен, что это тот самый грешный городок?».
Каждому хорошо известно как минимум два факта: во-первых, в Содоме проживали сплошные грешники; а во-вторых, город был сожжен дотла, поскольку бог «низвёл с неба серу и огонь».
«Земля эта была испепелена молнией в наказание за нечестие обитателей; в самом деле, ещё и сегодня можно видеть следы небесного огня и очертания пяти городов»
(Иосиф Флавий, "Иудейские древности")
В реальности существования некоего города неподалеку от Мертвого моря и его загадочное уничтожение верят, похоже, не только древние, весьма набожные историки, но и их современные коллеги, больше придерживающиеся научных фактов.
"Тель-эль-Хаммам имеет 25 географических индикаторов, которые связывают его с описанием в Бытие. Это значительно больше, чем у других известных библейских мест."
(Фил Сильвия, археолог)
Судя по последним данным, именно Тель-эль-Хаммам следует считать тем самым местом, где располагался Содом.
Тут был обнаружен полутораметровый слой сгоревшей органики и пепла, датируемый, если верить радиоуглеродному анализу, приблизительно 1650-м годом до нашей эры.
В ходе раскопок были найдены свидетельства того, что в этом месте прошла мощнейшая взрывная волна. Температура достигала двух с половиной тысяч градусов, что сравнимо с ядерным взрывом. А в религиозных текстах нет никаких указаний на то, что господь увлекался обогащением урана.
При этом никаких следов осады или военных действий.
Обнаружились расплавленные кварц, циркон, хромит, железо, титан, фосфиды железа и кальция. Даже иридий, температура плавления которого составляет 2466°C.
Толщина городских стен составляла 4 метра, но они были буквально сметены взрывной волной, будто картон.
Что же могло вызвать такие разрушения, если не гнев божий, который подходит в качестве объяснения лишь нелюбознательным людям?
Раньше ученые выдвигали версию, которая предполагает землетрясение плюс выброс метана и серы из недр земли. Природный газ загорелся - и вот вам сера и огонь без божественного вмешательства.
Но последние данные указывают на то, что даже эта природная катастрофа не смогла бы нанести столь колоссальный ущерб.
Больше похоже на падение метеорита, подобного Тунгусскому. Тут и мощность взрыва, и площадь поражения, и температура выглядят вполне реалистично.
К тому же падение пылающего шара гораздо проще принять за "небесный огонь", чем взрыв газа, выходящего из-под земли.
Какое разочарование для любителей поучительных историй: выходит, что греши ни греши, а конец один для всех.
Вообще никакой морали.
Но вернемся к заблуждениям. В них разбираться гораздо интереснее, чем в сухих научных фактах.
В восприятии истории Содома на протяжении веков произошла одна занятная подмена понятий. Христианский Ветхий Завет, являющийся сокращенным, упрощенным и не вполне точным переложением иудейского Танаха, вроде бы старается следовал версии оригинала, однако уже в Новом Завете Содом отчего-то превратился в "город грехов" в основном, так сказать, эротического свойства.
В одной из самых коротких книг Нового Завета, "Послании Иуды" (1:7), именно сексуальной распущенности и вседозволенности уделяется основное внимание. Именно его, по мнению христианской церкви, бог решил так выразительно наказать.
«Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример.»
(Послание Иуды 1:7, Синодальный перевод)
Собственно, с подачи Библии содомитами стали называть не жителей Содома (хотя я в заголовке употребил слово именно в этом значении), а людей, практикующих нетрадиционные сексуальные отношения. Впрочем, в случае с описываемым городом тут традиционно ставится знак равенства.
Однако в иудейском Танахе (в Книге Бытия, главы 18–19) всё сложнее.
Там акцент делается не на разврате, а на жестокости, эгоизме, несправедливости, ненависти к чужакам и отказе от милосердия. И это не просто различие в наборе грехов. Иудейская легенда говорит нам о колоссальном цивилизационном противоречии.
Давайте вкратце напомню вам контекст.
Три ангела в образе людей приходят к Аврааму (Бытие 18). Он встречает их с распростёртыми объятиями - это противопоставляется будущему поведению жителей Содома. Самое важное послание здесь: гостеприимство как высшая добродетель.
Вскоре бог решает уничтожить Содом за их "вопль", достигший Небес.
Авраам торгуется с богом: «А если там найдутся 50 праведников?.. А если 10?» Бог соглашается пощадить город, если в нем найдется хотя бы 10 праведников, но в итоге не набирается и десяти.
Ангелы приходят к Лоту в Содом (Бытие 19).
Лот, племянник Авраама, принимает ангелов в своем доме. Но жители города в едином порыве требуют выдать им гостей для всевозможного непотребства - в иудейской традиции это трактуется не только как сексуальное насилие, но как грубейшее нарушение закона гостеприимства и человеческого достоинства.
О чем это нам говорит?
Вопрос не праздный. Ответ на него удивительным образом накладывается на нашу сегодняшнюю реальность.
В иудаизме Содом — это анти-Авраам, антигостеприимство, антизакон. Это общество, где вместо помощи - изоляция, вместо справедливости - изощрённая жестокость, а закон служит не защите слабого, а обоснованию зла.
Содом - карикатура на цивилизацию, где богатство стало самоцелью, а человек - предметом эксплуатации.
В трактате "Санхедрин" Талмуда подробно обсуждаются «законы Содома», где, например, говорится, что запрещено помогать бедным или принимать гостей, то есть провозглашается легализованный антигуманизм.
«От мала до велика - весь народ от края до края... Это означает, что весь народ участвовал, ни одного праведного, все разделяли злое намерение»
(Иудейский мудрец Раши, комментатор Танаха и Талмуда)
То есть Содом был не просто грешным, а коллективно порочным, без даже минимального морального сопротивления внутри общества. Невиновных там не было.
Кое-что напоминает, не правда ли?
Если посмотреть современным взглядом, то Содом - это город, где добродетель становится девиантным поведением. Это не просто разложение нравов, это идеология. В каком-то смысле тоталитаризм в чистом виде, только без лозунгов.
Но интереснее противопоставление двух общественных моделей, двух философий.
Авраам - человек шатра, открытых дверей и вопросов к Богу.
Содом - город стен, запретов и насилия.
Их встреча - это этический поединок, кульминацией которого становится торг Авраама с Богом.
«Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?»
(Бытие 18:23)
Только вдумайтесь, ведь в доводах Авраама воплощение абсолютно современной идеи гуманизма: справедливость выше гнева, и даже в гибели должен быть смысл.
Авраам призывает бога не обобщать, не рубить с плеча, а разобраться, кто вправду виноват, а кто может пострадать без вины. Бог, впрочем, всегда был скор на расправу и к гуманизму был склонен лишь изредка, под настроение.
Вероятно, с точки зрения религии моя аналогия не совсем корректна, но в смысле социальном и этическом - разве противоречие Авраама и содомитов не напоминает нам столкновение цивилизации западного толка, которую сегодня представляет Израиль, и дикую беззаконную антицивилизацию исламистов.
Мир открытости и терпимости против мира ненависти к чужакам и несогласным.
Мир созидания и сотрудничества против мира насилия и жестокости.
Было бы наивно с моей стороны верить, что современное воплощение Содома будет выжжено небесным огнем за свои грехи. Очередного прицельно летящего метеорита нам, пожалуй, не дождаться.
Но я верю, что этот жестокий мир все равно обречен на уничтожение.
Более того, он сам себя на это обрек.
Авраам полагался на бога. Нам приходится уповать лишь на собственные силы. И, честно говоря, сера и огонь уже весьма интенсивно нисходят на головы убийц, насильников и патологических антисемитов (так и хочется назвать их содомитами, но воздержусь).
Откровенно вам признаюсь, что сам я на месте древнего Содома не бывал. Это было бы затруднительно сделать, учитывая, что находится оно в Иордании, израильтянину там точно делать нечего.
Можно было бы воспользоваться российским паспортом, но отчего-то путешествие по Иордании не кажется мне такой уж заманчивой идеей, особенно в нашей непростой политической обстановке.
Впрочем, отсутствие личных впечатлений мало что меняет в нашем случае. Дело в том, что сегодня Тель-эль-Хаммам довольно невыразительное место, в чем легко убедиться, осмотревшись на google maps. Пустынная, чуть холмистая долина и несколько невнятных развалин - не Содома, конечно, а гораздо более поздних поселений.
Смотреть особо не на что.
Для меня "город грехов" интересен не как историческая достопримечательность, а как яркая метафора. Это своего рода предупреждение: цивилизация, лишённая милосердия, практикующая жестокость и поклоняющаяся смерти, разрушает себя изнутри.
И мы ей в этом поможем.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.