Найти в Дзене

Запреты на цвет одежды и волос: самые безумные законы Древнего Рима

Древний Рим — синоним могущества, величия и передовой цивилизации, чьё влияние ощущается и по сей день. Веками Рим воспринимался как образец передовой цивилизации, эталон величия, справедливости и силы. Империя, охватившая огромные территории, стала символом порядка и процветания, а римское законодательство легло в основу правовых систем многих современных государств. Многие правители средневековой Европы стремились возродить величие Древнего Рима. Но почему? Римляне не боялись внедрять «прогрессивные изменения» в философию и законодательство, зачастую бросая вызов устоявшимся нормам и ценностям. Однако эти попытки реформирования, направленные на изменение мировых устоев, не всегда встречали понимание. Готовы ли вы узнать о законах, которые, возможно, заставят вас пересмотреть привычные представления о правосудии и морали? Мы рассмотрим примеры законодательных инициатив, которые, хотя и отражали дух времени, сегодня вызывают удивление и заставляют задуматься о природе прогресса и ценн
Оглавление

Древний Рим — синоним могущества, величия и передовой цивилизации, чьё влияние ощущается и по сей день. Веками Рим воспринимался как образец передовой цивилизации, эталон величия, справедливости и силы. Империя, охватившая огромные территории, стала символом порядка и процветания, а римское законодательство легло в основу правовых систем многих современных государств. Многие правители средневековой Европы стремились возродить величие Древнего Рима. Но почему?

Фемида - богиня правосудия. Источник: Яндекс Картинки
Фемида - богиня правосудия. Источник: Яндекс Картинки

Римляне не боялись внедрять «прогрессивные изменения» в философию и законодательство, зачастую бросая вызов устоявшимся нормам и ценностям. Однако эти попытки реформирования, направленные на изменение мировых устоев, не всегда встречали понимание. Готовы ли вы узнать о законах, которые, возможно, заставят вас пересмотреть привычные представления о правосудии и морали? Мы рассмотрим примеры законодательных инициатив, которые, хотя и отражали дух времени, сегодня вызывают удивление и заставляют задуматься о природе прогресса и ценностях, лежащих в основе цивилизации. Заинтригованы? Что ж, начнём наше погружение в мир римских правовых курьезов!

ПОЛУЧИТЕ РАЗРЕШЕНИЕ!

В Римской империи смерть, как ни парадоксально, часто рассматривалась как акт свободы и прямоты. Подготовка к самоубийству, вопреки современным представлениям, считалась признаком силы воли. Императоры всегда держали под рукой яд, готовые уйти из жизни, если того требовала ситуация. Больным и страдающим предоставлялась возможность облегчить свои муки, добровольно расставшись с жизнью. Однако эта «свобода» была ограничена: самоубийство категорически запрещалось солдатам, беглецам и рабам.

Заседание Римского Сената. Источник: Яндекс Картинки
Заседание Римского Сената. Источник: Яндекс Картинки

Более того, в определённый период времени самоубийство превратилось в формальность. Желающий уйти из жизни мог подать прошение в Сенат. Если Сенат принимал решение, что смерть — лучшее решение, просителю предоставлялся бесплатный яд. Этот необычный подход к смерти иллюстрирует двойственность римского законодательства и ценностей, где жизнь и смерть регулировались с удивительной строгостью и порой вызывающей противоречивостью.

Праведный гнев Богов

Римское законодательство, помимо светских вопросов, тесно переплеталось с религиозными предписаниями. В Древнем Риме молния была не просто природным явлением, а посланием самого Юпитера, выражающим его гнев. Считалось, что если молния поражала человека, то это было наказанием, и такому несчастному отказывали в погребении. Более того, тело погибшего запрещалось поднимать с земли выше колен, чтобы не навлечь на себя ещё большую ярость богов. Нарушение этих правил каралось жестоко: провинившегося приносили в жертву Юпитеру. Жертвоприношения, как правило, совершались жрецами и включали в себя возлияния, жертвоприношения животных и произнесение молитв, направленных на умилостивление Юпитера.

Картина Ноэ́ля Куапе́ль "Жертвоприношение Юпитеру". Источник: Яндекс Картинки.
Картина Ноэ́ля Куапе́ль "Жертвоприношение Юпитеру". Источник: Яндекс Картинки.

Табу на пурпур

В Древнем Риме цвета играли ключевую роль в демонстрации социального статуса. Пурпурный и фиолетовый цвета, ассоциировавшиеся с властью, предназначались исключительно для элиты. Императоры блистали в пурпурных тогах, ослепляющих своей красотой и символизирующих могущество. Этот цвет быстро стал «писком моды» среди высших слоёв общества, но простолюдинам носить пурпурную одежду было категорически запрещено. Цель этого закона была проста: с первого взгляда чётко обозначить социальную иерархию. Придворные и элита, стремясь сохранить свою исключительность, не желали «сливаться с толпой». Поэтому тоги, символ римского гражданства, были доступны только им, а пурпурный цвет стал императорским атрибутом, подчёркивающим дистанцию между правителями и подданными.

Юлий Цезарь в пурпурной тоге в исполнении Рекса Хэррисона. Кадр из фильма "Клеопатра", 1963 г. Источник: Яндекс Картинки
Юлий Цезарь в пурпурной тоге в исполнении Рекса Хэррисона. Кадр из фильма "Клеопатра", 1963 г. Источник: Яндекс Картинки

Еще одним фактором, определявшим ценность пурпура, была его редкость и дороговизна. Краситель для пурпурных одежд в те времена добывался только в Финикии из морских моллюсков. Чтобы получить достаточное количество красителя для одной пурпурной тоги, нужно было раздавить тысячи этих моллюсков, что делало такую одежду невероятно роскошным и недоступным товаром, еще больше подчеркивая социальное неравенство.

Запреты для женщин

Древнем Риме женщины были существенно ограничены в правах по сравнению с мужчинами. Их роль в обществе была преимущественно связана с домом, семьёй и рождением детей. И вот несколько необычных законов, которые касались именно женщин.

В Древнем Риме похоронные обряды строго следовали установленному ритуалу. Одним из важных элементов была траурная процессия, сопровождавшаяся плачем. Считалось, что чем больше людей скорбит по умершему, тем выше его статус и уважение в обществе.

Однако стремление продемонстрировать свой статус привело к появлению необычной практики: найму профессиональных плакальщиц. Эти женщины, не испытывая искренней скорби, имитировали горе, чтобы увеличить число скорбящих и тем самым повысить престиж семьи усопшего.

Похоронная процессия с плакальщицами. Источник: Яндекс Картинки.
Похоронная процессия с плакальщицами. Источник: Яндекс Картинки.

Эта практика быстро вышла из-под контроля, превратив похороны в показное представление. В результате римские власти, обеспокоенные тем, что похоронные обряды утратили свою искренность и превратились в фарс, законодательно запретили женщинам публично оплакивать умерших на похоронах.

Запрет на оплакивание умерших, как и многие другие правила, касался в первую очередь поддержания социального порядка и различий. Парадоксально, но стремление соблюдать эти различия порой приводило к неожиданным последствиям. Вспомним, например, о моде на цвет волос. В Римской империи практически все женщины были темноволосыми. Блондинки воспринимались как варварки, в основном принадлежавшие к галльскому племени. И здесь, как и в случае с похоронными обрядами, вступал в силу социальный контроль.

Поскольку римские проститутки не имели тех же прав, что и остальные женщины, от них требовали выглядеть как варварки и, соответственно, красить волосы в светлый цвет. Это был своеобразный «знак», позволявший легко идентифицировать их в обществе.

Но, как это часто бывает, строгое правило привело к неожиданным последствиям. Римские женщины, изначально считавшие светлые волосы признаком варварства, стали завидовать блондинкам, увидев в них нечто экзотическое и привлекательное. Они начали осветлять собственные волосы или даже изготавливать парики из волос своих рабынь.

Вскоре в Риме стало практически невозможно отличить благопристойных жён от проституток из лупанариев. Стремление к подражанию, вызванное социальным давлением и желанием соответствовать идеалам красоты, стёрло границы, установленные законом и общественной моралью. Эта история наглядно демонстрирует, как даже самые строгие правила и социальные нормы могут быть подорваны человеческой природой и стремлением к самовыражению.

Ещё один странный закон регламентировал, как долго нужно владеть вещью, чтобы она автоматически становилась собственностью. Самым необычным в этой норме было то, что она распространялась даже на людей.

Древнеримская свадьба. Источник: Яндекс Картинкию
Древнеримская свадьба. Источник: Яндекс Картинкию

Согласно этому закону, женщина должна была уходить из дома своего мужа на три дня каждый год, иначе она рисковала потерять свою свободу и, по сути, стать его пожизненной собственностью. Этот закон, по-видимому, отражал древние представления о собственности и владении, но, применяемый к женщинам, представлял собой крайне суровое ограничение свободы и подчёркивал подчинённое положение жены в римской семье. Он служил предостережением, подчёркивая, что даже формальные права и кажущаяся свобода могут быть легко утрачены при малейшем нарушении установленных норм.

Предыдущие примеры показывают, насколько римское общество стремилось контролировать и регламентировать различные аспекты жизни, от публичного выражения скорби и внешнего вида до прав собственности. Но, пожалуй, наиболее ярко это проявлялось в вопросах брака и супружеской верности. Если муж заставал свою жену с поличным во время измены, закон требовал от него строгого соблюдения определённого протокола.

Во-первых, он должен был запереть жену и её любовника в доме. Затем в течение двадцати часов обманутый супруг должен был собрать всех своих соседей в качестве свидетелей этого позорного преступления. После этого у мужа было три дня, чтобы сделать публичное заявление, подробно описав место, обстоятельства и любые другие детали измены жены.

Как логическое завершение, закон обязывал мужа подать на развод, иначе его самого могли обвинить в сутенёрстве, поскольку подразумевалось, что он терпит измену ради выгоды.

Виктор Франсуа Элой Биеннури «Смерть Мессалины», 1850 год. Источник: Яндекс Картинки
Виктор Франсуа Элой Биеннури «Смерть Мессалины», 1850 год. Источник: Яндекс Картинки

Дальнейшие действия зависели от социального статуса любовника. Если это был раб, то муж имел право убить его. Если же любовником был гражданин Рима, ситуация усложнялась. В этом случае обманутый муж должен был обратиться за помощью к своему бывшему тестю, поскольку отцы имели право убивать любовников своих дочерей. Этот сложный и жестокий ритуал показывает, насколько серьёзно в Древнем Риме относились к вопросам супружеской верности и как закон предоставлял обманутому мужу широкие полномочия для восстановления «поруганной чести», что, в свою очередь, отражало патриархальный характер римского общества и неравное положение женщины в браке.

Право на убийство?

В Риме, где правосудие отличалось суровостью, наказания за преступления соответствовали их тяжести. Убийство само по себе каралось смертью — обычно обезглавливанием. Однако самым страшным преступлением считалось отцеубийство. Неуважение к отцу, главе семьи и представителю божественной власти на земле, рассматривалось как тягчайшее нарушение, требующее максимально жестокой расправы.

Наказание для отцеубийцы было ужасным. Преступнику завязывали глаза, вывозили в безлюдное место, срывали с него всю одежду и избивали палками до полусмерти. Эта первая часть казни была призвана причинить максимум страданий и унижений. После этого живого, но изувеченного преступника завязывали в мешок вместе со змеёй, собакой, обезьяной или петухом и бросали в море. Сочетание различных животных в мешке, символизирующих дикость и отвращение, подчёркивало презрение к преступнику и его поступку. Бросок в море обеспечивал окончательную смерть, избавляя общество от скверны отцеубийства. Эта варварская казнь демонстрировала, насколько священной была для римлян семья и насколько высоко ценился авторитет отца в обществе.

«Утопление в бочке в Одере» - эскиз 1560 года. Источник: Яндекс Картинки
«Утопление в бочке в Одере» - эскиз 1560 года. Источник: Яндекс Картинки

Создаётся впечатление, что в Древнем Риме, как и в вопросах верности и наказания за убийство, существовала строгая иерархия, в центре которой находилась власть отца. В первые века нашей эры эта власть была практически абсолютной. Главы семейств обладали неограниченными полномочиями в отношении своих домочадцев, включая право на применение любых форм наказания, вплоть до убийства.

Жутко, но факт: отцы могли безнаказанно лишать жизни своих детей, не испытывая при этом никаких последствий. Даже взросление и уход из отчего дома не лишали отца этого права. В результате страх перед гневом отца преследовал римских девушек даже после замужества и рождения собственных детей. Сыновья же становились по-настоящему независимыми только после смерти отца, освобождаясь от его тиранической власти.

К счастью, этот закон был смягчён в I веке нашей эры. Отцам было разрешено убивать своих сыновей только в случае совершения ими преступления, что стало хоть и небольшим, но шагом к ограничению абсолютной власти патриарха и защите прав членов семьи. Это смягчение, вероятно, отражало постепенное изменение взглядов на семью и взаимоотношения между её членами в римском обществе, хотя и не отменяло полностью укоренившуюся систему патриархата.

В заключение можно сказать, что Древний Рим предстаёт перед нами сложным и противоречивым обществом, в котором величие и достижения соседствовали с жестокими нравами и строгой иерархией. От регламентированных похорон и ограничений в моде до абсурдных законов о собственности и супружеской верности — римское общество стремилось контролировать и упорядочивать самые разные аспекты жизни. Власть отца над семьёй, пронизанная возможностью безнаказанного насилия, служила ярким примером этой системы, где права и свободы определялись социальным статусом и полом. Можете ли вы представить себе современное общество, где цвет волос определяет социальный статус, а отец имеет право убить ребёнка? Кажется немыслимым, правда? Эти примеры жестокости и абсурда подчёркивают, как далеко продвинулось человечество в понимании прав и свобод. Как вы считаете, какие пережитки прошлого, пусть и не столь очевидные, до сих пор влияют на нашу жизнь и требуют переосмысления?