В сегодняшней публикации будут рассмотрены фильмы, являющиеся экранизациями двух военных повестей, вышедших из-под пера замечательного советского писателя-фронтовика Эммануила Генриховича Казакевича, имя и произведения которого, к величайшему сожалению, сегодня изрядно позабыты.
«Звезда» (1949) / «Звезда» (2002)
Представленные два фильма с одинаковым названием являются экранизацией одноименной повести «Звезда», созданной Эммануилом Генриховичем Казакевичем после войны. Несмотря на положенный ему «белый билет» (у будущего писателя было очень слабое зрение), Эммануил Генрихович добился зачисления в одну из рот 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы.
Он прошёл всю войну в рядах действующих частей Красной армии, дослужился до звания капитан и должности помощника начальника разведотдела 47-й армии 1-го Белорусского фронта. Награждён двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Эммануил Казакевич – боевой офицер-разведчик и фронтовик-орденоносец стал автором ряда замечательных произведений, посвященных теме Великой Отечественной войны. Наиболее его известным, драматичным, реалистичным, захватывающим и эмоционально-впечатляющим военным произведением, безусловно, является повесть «Звезда».
В основе сюжета лежит реальная история о глубоком разведывательном рейде в тыл врага, предпринятом группой советских разведчиков накануне операции «Багратион», с целью получения важнейшей и крайне необходимой информации о расположении и сосредоточении вражеских войск на одном из участков предстоящего наступления Красной армии.
В ходе проведения операции группа лейтенант Травкина получает достоверные сведения о том, что на одном из участков советского фронта тайно сосредотачиваются части 5-й танковой дивизии СС «Викинг». Несмотря на вышедшую из строя рацию, потери среди личного состава, а также постоянное преследование и облавы, устраиваемые противником, разведчикам удаётся передать полученные данные в штаб дивизии. Однако сами они попадают в окружение, из которого им не суждено вырваться живыми…
Поскольку обе картины созданы на основе повести, созданной профессиональным разведчиком, прошедшим всю войну с июля 1941 по май 1945, то успех обеих кинолент и высокое качество их зрительского восприятия вполне объяснимы. Максимально приближен к первоисточнику сюжет «Звезды» 1949 года. Однако сценарные вставки и дополнения фильма, снятого в 2002 году, не портят общее впечатление при просмотре и даже отчасти усиливают его.
Безусловным плюсом новой «Звезды» являются качество поставленные и снятые боевые сцены, показ профессиональных особенностей и специфики выполнения заданий разведывательно-диверсионными подразделениями во вражеском тылу, а также высококачественные реплики немецкой бронетехники, прежде всего, тяжёлых танков «Тигр».
Игра актёров «Звезды» 2002 года также выглядит более предпочтительной, живой, реалистичной и достоверной. Авторы критических обзоров и рецензий неоднократно отмечали, что лейтенант Травкин в исполнении Алексея Петренко смотрится куда более естественным и располагающим к себе человеком, наделенным обычными эмоциями, переживаниями, радостями, надеждами и мечтами.
Лейтенант Травкин в исполнении Анатолия Вербицкого слишком замкнутый и отчужденный, он постоянно нахмурен, лишён каких-либо эмоций, отстранён от происходящего и погружён в свои думы. Вообще вид у него на экране такой, словно он постоянно мысленно без черновика и калькулятора решает сложные задачи по высшей математики.
Также стоит отметить, что Екатерина Вуличенко из современной «Звезды», сыгравшая связистку Катю Симакову вчистую переиграла Ирину Радченко – исполнительницу этой же роли в «Звезде» 1949 года. Ну, и, слишком уж карикатурными – жалкими, неполноценными в плане физическом и умственном показаны немецкие солдаты и офицеры в советской кинокартине. Но такова была тогдашняя концепция киноэкранного изображения образа фашистов. С этой общепринятой установкой ничего ни режиссер, ни актёры на тот момент поделать не могли.
До сих пор на просторах интернета идут споры относительно того, запрещал ли Сталин показ «Звезды» (1949), или это всего лишь выдумка кинематографистов-антисталинистов. Согласно данной версии, Иосифу Виссарионовичу не понравилась концовка фильма. Якобы по убеждению отца советских народов «трагический финал фильма может отбить у молодого поколения стремление служить в разведке».
В конечном итоге Сталин будто бы распорядился переделать концовку кинокартины, высказав пожелание, чтобы все разведчики живыми вернулись с задания. Кстати, именно так и произошло в действительности с разведгруппой старшего лейтенанта Николая Кирилловича Ткаченко, послужившего прообразом лейтенанта Травкина.
По непонятной причине режиссёр Александр Иванов свой фильм переделывать не стал, и кинокартину «положили на полку». Нужно быть очень смелым, мужественным и решительным человеком, чтобы столь явно и однозначно перечить воле вождя. Так или иначе, но в имеющейся официальной информации, касающейся сведений о фильме «Звезда» (1949), указано, что картина вышла в прокат только во второй половине 1953 года после смерти Сталина.
Однако в ряде источников отдельные авторы приводят сведения о том, что ещё в 1949 году фильм был показан на одном из кинофестивалей в ЧССР, получив премию Мира. Многие зрители старшего поколения подчёркивают, что смотрели «Звезду» в начале 1950-х годов – ещё при жизни Сталина. Доподлинно известно, что ещё в 1949 году за свою повесть «Звезда» Эммануил Генрихович Казакевич получил Сталинскую премию 2-й степени.
О том, что фильм «Звезда» (1949) снимался под неустанным и чрезмерно бдительным оком цензоров, в одном из своих интервью поведал известный советский и российский актёр Владимир Михайлович Зельдин, непосредственно знавший многих актёров и руководителей съёмочной группы первой «Звезды». Он рассказывал о том, что все отснятые материалы тщательно просматривали уполномоченные цензоры ещё до того, как завершился съёмочный процесс, внося свои правки и замечания, иногда вынуждая переснимать заново отдельные эпизоды и сцены.
Наконец, по словам известного в прошлом телеведущего и журналиста Николая Сванидзе актёр Николай Крючков – исполнитель роли сержанта Мамочкина на склоне своих лет рассказывал, что Сталин наложил запрет на показ «Звезды» по иной причине. В фильме сержант-разведчик перед тем, как взорвать себя и немецких солдат, намеревавшихся взять его в плен, произносит фразу «Вот так вот…». По убеждению Николая Крючкова советский руководитель был возмущён тем, что Мамочкин не крикнул привычный в таких случаях девиз-лозунг: «За Сталина!»
Было ли всё это на самом деле, теперь вряд ли получится доподлинно установить, поскольку ни самого Николая Афанасьевича Крючкова, ни создателей фильма «Звезда» давно нет в живых. В любом случае замечательно, что у нынешнего зрителя есть возможность увидеть обе весьма достойные экранизации «Звезды», а также прочесть саму повесть.
«Двое в степи» (1962) / «Дорога на Берлин» (2015)
Оба представленных фильма являются экранизацией значительно менее известной военной повести Эммануила Казакевича – «Двое в степи». Сюжет первоисточника, послужившего основой для сценария обоих фильмов, достаточно прост, реалистичен, суров, а вместе с тем показателен и поучителен.
Лето 1942 года. Немецкие войска рвутся к излучине Дона. Офицера связи при штабе стрелковой дивизии – молодого лейтенанта Сергея Огаркова посылают в расположение одного из полков с приказом о срочной передислокации. Будучи человеком сугубо городским, лейтенант-связист заблудился в ночной степи, не выполнив боевого приказа. Основные силы дивизии попадают в окружение.
Заседатели военного трибунала приговаривают Огаркова к расстрелу. Это решение должны утвердить в штабе армии, но внезапный прорыв ударных немецких частей даёт приговоренному отсрочку. Бывшего лейтенанта в штаб армии конвоирует рядовой Джурабаев – зрелый солдат, казах по национальности, суровый, молчаливый, очень бдительный и исполнительный боец.
По дороге осужденный и его конвоир неоднократно попадают в самые разные трудные ситуации, участвуя в боях. Первоначально между главными героями царит настороженность, неприязнь, подозрительность и недопонимание. Огарков имел возможность сбежать, но в конечном итоге не стал этого делать. Постепенно по мере движения вперёд и преодоления трудностей, между Джурабаевым и приговоренным возникает молчаливая дружба и настоящее боевое товарищество.
В одном из боёв конвоир погибает. Бывший лейтенант, де-факто своими боевыми заслугами уже искупивший прежнюю вину, после очередного сражения самостоятельно без охраны и конвоя прибывает в штаб армии, готовый принять как должное любое решение армейского трибунала…
Удивительно, но эту историю, произошедшую в реальности на одном из фронтов в преддверии Сталинградской битвы, цензоры и критики даже в условиях «хрущёвской оттепели» решительно и категорично «забраковали», усмотрев в сюжете попытку реабилитации «малодушных шкурников» и «откровенных трусов».
Для того чтобы фильм «Двое в степи» был запущен в производство, Эммануилу Казакевичу пришлось внести правки в итоговый сценарий. Целиком в авторском варианте повесть «Двое в степи» была опубликована уже после смерти Эммануила Генриховича. Произведение понравилось подавляющему большинству читателей, критиков и рецензентов, в том числе и фронтовикам. Никакой крамолы и попытки реабилитировать военнослужащих, проявивших трусость, читатели в повести не усмотрели.
Что касается сравнения двух фильмов, снятых в совершено разные эпохи с большим временным интервалом в 53 года, то можно смело сказать, что мы имеем дело с тем редким случаем, когда обе кинокартины смотрятся достойно, реалистично и с повышенным интересом. Герои обеих кинолент вызывают сочувствие и сопереживание.
Фильм «Дорога на Берлин» получилась более динамичной, драматичной, эмоциональной и напряженной. И тому есть несколько веских причин. Во-первых, на режиссера и ведущих участников съёмочной группой не давил пресс цензуры. Во-вторых, помимо первоисточника – повести Эммануила Казакевича, Сергей Попов и Евгений Никишов использовали отрывки из военных дневников Константина Михайловича Симонова. Кроме того, существенную помощь в создании фильма «Дорога на Берлин» оказал Карен Георгиевич Шахназаров – генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». Он стал автором идеи данной киноленты, приняв участие в создании сценария.
Если сравнивать актерскую игру, то всё-таки следует признать, что дуэт Юрий Борисов (лейтенант Огарков) и Амир Абдыкалыков (рядовой Джурабаев) в фильме «Дорога на Берлин» смотрятся в кадре более органичными, свободными и естественными. Созданные ими образы ярче и глубже по степени своей внешней эмоциональной и внутренней (душевной) составляющей.
Если Вы ещё не видели один из этих фильмов или оба, то обязательно посмотрите, а также прочтите повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи». Уверен, что Вы по достоинству оцените и двойное кинематографическое воплощение первоисточника, и само произведение.
Полностью цикл публикаций «Ремейки фильмов о Великой Войне» можно прочесть, перейдя по этим ссылкам:
Часть 1-я. «Звезда» (1949) / «Звезда» (2002). «Двое в степи» (1962) / «Дорога на Берлин» (2015)
Часть 2-я. «Обратной дороги нет» (1970) / «Исчезнувшие» (2009). «Зимнее утро» (1967) / «Крик тишины» (2019)
Часть 3-я. «…А зори здесь тихие» (1972) / «А зори здесь тихие…» (2015)
Часть 4-я. «В августе 44-го» (2001) / «Операция Неман» (2023). «Противостояние» (1985) / «Противостояние» (2024)
Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)