Здравствуйте! Сможете различить артистов на титульном фото? Кто из них Матвеев, а кто Гребенщиков? Скажите честно: бывало ли у вас такое, что смотрите вы фильм — и вдруг ловите себя на мысли: «Постойте, а это точно он?..» Или идёте на спектакль, а потом с удивлением узнаёте, что роль исполнял вовсе не тот актёр, о котором вы подумали. А иногда даже коллеги путают друг друга, не говоря уж о зрителях. Кино и театр сегодня всё чаще страдают от однотипности лиц, образов и даже интонаций. Одни артисты становятся копиями других, а индивидуальность будто вымывается из профессии. Вопрос, который не даёт мне покоя с юности: зачем нашему кинематографу столько одинаковых актёров? Обсудим и обменяемся мнениями.
Дорогие читатели, пару лет назад мы с вами уже обсуждали эту тему. Один из читателей задал мне интересный вопрос: «Скажите, Сергей, актёры, которые похожи друг на друга, которых путают, сами этого не понимают? Неужели им эти сравнения и насмешки нравятся? Почему не борются за свою индивидуальность? " Замечательный вопрос, спасибо. Постараюсь ответить развёрнуто, приведу примеры и выскажу мнение, которое, напоминаю, никому не навязываю. А ваши мысли буду очень ждать в комментариях.
Когда я только поступил в театральный, мне сразу начали говорить: «Ты — вылитый выпускник нашего курса, тоже Сергей». Рост, цвет волос, амплуа, и, на беду, даже имя одно. Педагоги всё сравнивали, однокурсники подшучивали. Мне было не по себе — казалось, будто я пришёл на его место. Я отчаянно пытался отличаться, играл на этюдах роли, которые точно бы не выбрал мой тезка. И даже тогда, на одном из первых кастингов, меня встретили фразой: «А, это ты, Серёжа…» и назвали его фамилию.
В профессии, где по идее должна царить личность, вдруг оказывается выгодным быть клоном. Это удивительное и довольно тревожное явление — актёры, которые сознательно или случайно становятся копиями более успешных коллег. Некоторые даже не скрывают своего подхода. Один артист, с которым мы пересекались на пробах, сказал мне: «Зачем переплачивать Машкову, если есть я — похожий, но в 150 раз дешевле?» Он это говорил с такой гордостью, будто это его козырь. Но ведь это трагично — быть узнаваемым не по имени, а по фразе: «А, это тот, что на Машкова похож».
И таких «вторых» очень много. Открываешь сериал на платформе — и тебе кажется, что ты уже это лицо видел, только в другом проекте и в другой роли. Переключаешь на фильм — и снова тот же типаж. Одни и те же причёски, одинаковая подача текста, взгляд, будто скопированный с инструкций по актёрскому мастерству. Даже голос иногда звучит с пугающей схожестью. Сколько раз я слышал от зрителей: «Да их вообще не отличить!» — и знаете, чаще всего они правы.
Есть мнение, что в мире всего 240 типов лиц. Если это правда, а актёров — тысячи, то неудивительно, что кто-то оказывается на кого-то похож. Но ведь дело не только в чертах лица. Нас часто набирают на курсы именно за внешнее сходство с кем-то известным: «Похож на молодого Абдулова? Берём, вдруг и талант тот же». А потом одни и те же «новые Абдуловы» и «будущие Хабенские» заполняют экран.
Вот, к примеру, Иван Стебунов. Он обижался на сравнения с Хабенским. Но при этом зачем тогда делать причёску, как у Константина Юрьевича, играть схожие образы и даже голосом интонации повторять?
Есть, конечно, те, кто относится к этому с самоиронией. Ян Цапник, например, не раз с улыбкой говорил о своём внешнем сходстве с Джереми Реннером. И это здорово — когда у артиста есть чувство юмора и внутренняя свобода. Это уже о зрелости.
Но зачастую сходство между артистами идёт не на пользу, а во вред. Оно путает. Оно нивелирует усилия. Оно делает из тебя не личность, а копию.
Вот несколько примеров, которые, уверен, вы и сами замечали:
Артём Ткаченко и Эдриан Броуди. Это сравнение — просто классика. Худоба, черты лица, неуловимая печаль во взгляде. Иногда на фото вообще не поймёшь, кто есть кто.
Кирилл Гребенщиков и Максим Матвеев. Их не просто сравнивают — некоторых зрителей надо убеждать, что это разные люди. Играют схожие роли «обаятельных, но с надломом». Даже в ракурсах — полное совпадение.
Павел Деревянко и Сергей Перегудов. Иногда ловишь себя на мысли: «Это же Деревянко!» — а потом выясняется, что это Перегудов. Структура лица, манера говорить, энергетика — всё смешивается.
Даня Якушев и Райан Гослинг. Звучит смешно, но есть кадры, где Якушева можно принять за младшего брата Гослинга. Особенно в ролях задумчивых, ранимых героев. Их сходство особенно ярко проявляется в статике — на фотографиях. Я служил с Даней в одном театре, мы дружим, и его постоянно подкалывают этим сходством, но Даня не обижается.
И ведь всё это не вина внешности. Это вопрос подачи. Манер. И выбора. Если уж ты знаешь, что тебя с кем-то путают — сделай шаг в сторону. Найди свою интонацию, свою подачу. Придумай себя заново.
Иногда в кино это даже обыгрывают. И делают это талантливо. Помните «Звёздные войны», где Кира Найтли играет подставную королеву? А всё потому, что она действительно невероятно похожа на Натали Портман. Но и Найтли, и Портман потом в карьере сознательно уходили друг от друга, искали разную пластику, разную эстетику ролей.
А у нас часто наоборот — будто бы хочется быть вторым, а не первым. Проще идти по уже протоптанной дорожке, чем рисковать, быть непривычным. Но ведь актёр — это не тень. Это свет. Это голос. Это то, что ты приносишь в мир сам, а не то, что повторяешь за другими.
Бывают и совсем комичные истории. Журнал "People" как-то написал разгромную рецензию на фильм с Джефри Дин Морганом, а потом им пришлось извиняться и давать опровержение, ведь фото в статье были Хавьера Бардема. Но они, на мой взгляд, похожи, как две капли воды.
Я всегда буду стоять за индивидуальность. За артистов, которых невозможно спутать. За тех, кто не боится быть другим — даже странным, даже не сразу понятным. Потому что именно они двигают профессию вперёд.
Мне как актёру и зрителю интересно: а вы часто сталкиваетесь с похожестью артистов? Есть ли актёры, которых вы всё ещё путаете? И раздражает ли вас это, как меня? Напишите, пожалуйста, в комментариях. А если вспомните и свои примеры — делитесь обязательно. Будет интересно обсудить.
И приглашаю вас в мой Телеграм канал - там ещё больше закулисных историй, каждый день выходят выпуски наших рубрик о кино и театре. Вы очень поддержите канал, подписавшись на Телеграм "Записки актёра"
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Если у вас есть желание и возможность поддержать канал, то я буду вам бесконечно благодарен. Все средства пойдут исключительно на развитие канала. Поддержать можно тут
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин