Два года назад отечественные врачи получили индульгенцию на отказ от общения с пациентами в девяти иностранных мессенджерах...
Лучше бы отечественные пациенты так заботились о сохранении остатков здоровья, как пекутся о сохранении личной медицинской тайны. Неведомо обывателю, что многие диагнозы «написаны» на лице, обследование всего лишь объективное доказательство патологического прецедента, позволяющее динамический контроль. Битва за тайну ударила бумерангом по самим пациентам – иноземные мессенджеры попали под запрет для использования работниками медицинских учреждений, не исключая частные клиники, работающие по ОМС и с госзаказом.
Врачу и никому из ЛПУ уже два года нельзя общаться с пациентами по девяти иностранным электронным средствам связи. Раньше переписка считалась нежелательной, но штрафы были в 3-4 раза ниже. Санкции за «утечку персональных данных» с 1 мая 2025 года выросли втрое для должностных лиц – до 600 тыс. плюс вероятность дисквалификации на 3 года, для физических лиц – вчетверо до 400 тыс. Оно надо доктору после бесплатной рекомендации в своё свободное время ещё и платить за разговорчивость?
«Пациенты просят о дистанционных консультациях, и врачи нередко идут навстречу. <…> Пользоваться надо сертифицированными российскими мессенджерами», - предупреждает профессор Андрей Столбов из Сеченовки. Приятно, что Минцифра не планирует запрещать работу мессенджеров, как объяснил Максут Шадаев: «Наша задача — найти баланс между комфортностью использования мессенджеров и возможностями для обмана со стороны мошенников».
💡Еще по этой теме:
Пока в Минцифры ищут «золотую середину», Роскомнадзор уже избавил докторов от ответов на вопросы пациентов и их близких. «Следует учесть, что даже напоминания о визите ("уважаемый пациент") могут квалифицироваться как информация, относящаяся к врачебной тайне <…> Разрешены только мессенджеры, включенные в реестр российского ПО. Это, например, Яндекс.Мессенджер, VK Мессенджер, VK MAX"», - предупреждает депутат Бадма Башанкаев.
Нельзя доктору упоминать в сети любые персональные данные, тем более диагнозы и лечение, и при использовании отечественных мессенджеров надо бы иметь письменное согласие пациента, да хоть строкой в официальном информированном согласии. Тем не менее, даже при наличии подписанной пациентом бумаги, сохранность информации сомнительна – смартфон «взламывают» хакеры и банально подглядывают родственники.
У врачебной тайны нет срока давности, а в каждом втором уголовном деле про «врачебную ошибку» обязательно находят прецедент её попрания, и только благодаря нежеланию суда акцентироваться на проблеме, подсудимому не добавляют наказания. Два года назад отечественные врачи получили индульгенцию на отказ от общения с пациентами в сети, повышение штрафных санкций и пугалки в СМИ позволяют приступить к реализации.
Кому нужна тайна анализа мочи? Может и никому, но лучше не выпячиваться с правдой…