Найти в Дзене

Почему автономные машины еще не скоро захватят рынок

Логичная веха развития автотранспорта — это переход на автономные автомобили. У них не будет водителей, а управлять ими будет искусственный интеллект (ИИ). К этому стремятся некоторые компании, но до полного захвата рынка, возможно, пройдет очень много времени. Есть автомобили, например, марки Tesla, у которых есть режим автопилота. Работает он в США и Канаде, но не на всей территории этих стран. Принцип весьма похож на полную автономность. Водитель задает маршрут, запускает настройку автопилота и наслаждается поездкой, играя, например, на смартфоне в мобильные игры, пока машина едет сама. Подобная технология тестируется и в России компаниями Яндекс, Сбер и Камаз. Первые разговоры об этом, судя по сводке новостей в интернете, начались еще в 2015 году, то есть 10 лет назад. Тогда правительство дало зеленый свет на инициативу беспилотных грузовиков на базе Камазов. Яндекс начал разработку своих беспилотных автомобилей тоже давно. Еще с 2017 года. Сейчас разработки уже работают и приносят
Оглавление

Логичная веха развития автотранспорта — это переход на автономные автомобили. У них не будет водителей, а управлять ими будет искусственный интеллект (ИИ). К этому стремятся некоторые компании, но до полного захвата рынка, возможно, пройдет очень много времени.

Что есть сейчас

Есть автомобили, например, марки Tesla, у которых есть режим автопилота. Работает он в США и Канаде, но не на всей территории этих стран. Принцип весьма похож на полную автономность. Водитель задает маршрут, запускает настройку автопилота и наслаждается поездкой, играя, например, на смартфоне в мобильные игры, пока машина едет сама.

Подобная технология тестируется и в России компаниями Яндекс, Сбер и Камаз. Первые разговоры об этом, судя по сводке новостей в интернете, начались еще в 2015 году, то есть 10 лет назад. Тогда правительство дало зеленый свет на инициативу беспилотных грузовиков на базе Камазов.

Яндекс начал разработку своих беспилотных автомобилей тоже давно. Еще с 2017 года. Сейчас разработки уже работают и приносят определенную прибыль компании. Но пока это только такси и поездки на небольшие расстояния и только в тех городах, где Яндекс смогли выстроить относительно беспроблемное пользование таким транспортом.

Какова позиция правительства

В России никогда не были против инициатив по автоматизации и оптимизации. Этим объясняется развитость финтеха, электронных услуг в стране. Поэтому и к вопросу беспилотных автомобилей относятся серьезно. Как уже писал, еще в 2015 году были первые эксперименты.

Сейчас есть действующие проекты, связанные с грузоперевозками и, на примере того же Яндекса, с такси. Но на более масштабное внедрение технологий, по разным оценкам, требуется несколько сотен миллиардов рублей. Что на данный момент является слишком крупной суммой для проекта, который не до конца обоснован с точки зрения экономического, социального, экологического смыслов.

Аналитики считают, что к 2027 году картина станет яснее. А уже к 2042 году автономный транспорт составит до 80% от всех автомобилей в России.

Стоп-факторы или почему не все так радужно

Знали ли вы, что электромобиль появился раньше бензинового авто? Еще в начале 19 века. Какая же ситуация на рынке сейчас? В самых развитых странах доля колеблется в районе 5% от всех машин. Причин этому много: сложное производство, дорогое оборудование, дорогое обслуживание, стоимость электроавтомобилей, вопросы экологии — производство недостаточно экологично, несмотря на отсутствие выбросов у самих произведенных авто.

С ИИ-технологиями беспилотного транспорта ситуация примерна та же. Машины нафаршированные “смарт” функциями сильно дороже. Проектирование, тесты и развитие технологий также весьма затратное мероприятие.

Но и это не все. Для беспилотных авто важна инфраструктура: датчики, спутники, улучшенные системы безопасности, хорошие дороги с отличной разметкой. И это я еще не пишу про культуру, менталитет (как в фильме “Я робот” не все согласятся на отказ от вождения), и тот факт, что пока есть огромные запасы нефти — бензиновые авто остаются самым простым решением для автотранспорта в мире.

Сколько потребуется времени, чтобы привести все дороги в идеальное состояние? Сколько потребуется сил и денег для обеспечения инфраструктуры? Вопросы риторические, но ответ примерный, думаю, у вас уже вертится на языке “очень много и очень долго”.

Позитив

И все же, наука не стоит на месте. И, как говорили в сериале “Задача трех тел” — развитие науки ускоряется с каждым годом как снежный ком. Могли ли люди в 19 веке представить, что через всего 200 лет их потомки смогут транслировать свои мысли на весь мир через устройство размером с ладонь? Даже всего 10 лет назад мало кто представлял, что ИИ станут понемногу заменять людей во многих процессах.

Так что, чем круче развиваются технологии, тем больший скачок будет в будущем. Поэтому, возможно, все стоп-факторы в какой-то момент будут легко разрешены.

А на этом у меня все. Спасибо за внимание!