Найти в Дзене
Капсула времени.

На каком месте был СССР по выпуску телевизоров?

В конце 1980-х годов в СССР выпускалось более 11 миллионов телевизоров в год. Это действительно было очень много. Почему так много, в чем причины такого масштаба производства: 1. Социальная политика и "доступность". Телевизор считался важнейшим предметом быта и самым мощным средством идеологического воздействия. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. В условиях закрытого общества картинка стабильности была очень важна. Телевидение полностью было под контролем, в отличие от КВ диапазона в радиоприемниках, где можно было слушать «Голос Америки» и «Радио свобода». Радиоприемников с КВ выпускалось в 10 раз меньше. Государство стремилось обеспечить телевизором как можно больше семей, видя в этом элемент социальной стабильности и "пропаганды достижений социализма". Телевизор был символом современной жизни. 2. Плановая экономика и госзаказ. Производство определялось не реальным спросом или конкуренцией, а государственными планами. Заводы получали задания на выпуск определенного коли

В конце 1980-х годов в СССР выпускалось более 11 миллионов телевизоров в год. Это действительно было очень много. Почему так много, в чем причины такого масштаба производства:

1. Социальная политика и "доступность". Телевизор считался важнейшим предметом быта и самым мощным средством идеологического воздействия. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. В условиях закрытого общества картинка стабильности была очень важна. Телевидение полностью было под контролем, в отличие от КВ диапазона в радиоприемниках, где можно было слушать «Голос Америки» и «Радио свобода». Радиоприемников с КВ выпускалось в 10 раз меньше. Государство стремилось обеспечить телевизором как можно больше семей, видя в этом элемент социальной стабильности и "пропаганды достижений социализма". Телевизор был символом современной жизни.

2. Плановая экономика и госзаказ. Производство определялось не реальным спросом или конкуренцией, а государственными планами. Заводы получали задания на выпуск определенного количества единиц, и их главной задачей было выполнение этого плана (часто любой ценой), а не удовлетворение потребителя или прибыль.

-2

3. Развитие телевещания. К этому времени телевещание охватило практически всю территорию страны, включая отдаленные районы. Это создавало потребность в телеприемниках.

4. "Гонка за количеством". В условиях плановой экономики выполнение и перевыполнение плана по физическим единицам было ключевым показателем успеха завода и министерства, даже в ущерб качеству, технологичности и реальным потребностям рынка.

-3

5. Огромная внутренняя потребность. Несмотря на огромный выпуск, в СССР сохранялся дефицит современных цветных моделей. Многие семьи имели старые телевизоры и хотели их заменить, а очередь на покупку нового цветного могла длиться годами. Поэтому спрос формально был высоким, и удовлетворялся часто устаревшими моделями.

-4

6. Экспортные поставки: Значительная часть производимых телевизоров на экспорт в социалистические страны Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, часто в рамках политического влияния и бартерных сделок. В западных районах СССР государственному экспорту помогали челноки. В Польше, Венгрии, Чехословакии можно было выгодно продать телевизор, а на вырученные деньги купить настоящие джинсы и другой модный ширпотреб. Особенно пользовались спросом переносные автомобильные телеприемники.

-5

В конце 1980-х годов СССР стабильно входил в тройку крупнейших производителей телевизоров в мире, чаще всего занимая 2-е или 3-е место:

1. Япония: Безусловный лидер по объему производства и, главное, по технологическому уровню (Sony, Panasonic, Toshiba, JVC, Sharp и др.).

2. СССР: Очень высокий объем выпуска (11-12 млн в год), но в основном за счет количества, а не качества.

3. США: Крупные производители (RCA, Zenith, GE), но их объемы были сопоставимы или чуть ниже советских. Часто СССР и США менялись местами на 2-3 позициях.

4. Южная Корея: Начинала наращивать производство (Samsung, GoldStar/LG), но еще не достигла уровня лидеров.

5. Китай: Только начинал разворачивать массовое производство, которое позже сделает его абсолютным мировым лидером.

6. Страны Западной Европы: Производство было значительным (Philips - Нидерланды, Thomson - Франция, Grundig - Германия, ITT - Германия и др.), но часто распределено по разным странам. По совокупному объему Западная Европа была крупным игроком, но все равно уступала СССР.

-6

ИТОГ:

* Качество vs. Количество: Хотя СССР производил телевизоров очень много, их качество, надежность и технический уровень значительно отставали от японских, американских и западноевропейских аналогов. Советские телевизоры были менее надежны, имели более простые схемы, хуже принимали сигнал, чаще ломались и быстрее устаревали морально и физически.

* Дефицит: Парадокс плановой экономики: производя огромное количество телевизоров, в магазинах часто был дефицит, особенно на популярные или более современные модели. Люди стояли в очередях годами или покупали с рук по завышенным ценам, а воры крали телевизоры, несмотря на их громадные размеры.