Найти в Дзене
КОСМОС

Как Империя США падёт, как Рим

Но как скоро это случится

Империя США рушится?

Каждая империя когда-нибудь падает, независимо от того, как долго она правила или насколько обширной была её власть — от Римской империи, которая господствовала более 1000 лет, до Османской империи, охватившей континенты, и СССР, изменившего политический ландшафт современного мира. Так рушится ли империя, под гнётом которой мы живём сегодня? Да. Главное же — это вопрос: насколько быстро?

Ниже приведены три признака надвигающегося краха Америки, извлечённые из уроков прошлого.

1. Вечное разложение: неравенство богатства и социальный коллапс

Римская империя управляла жизнями миллионов. Следы её великого владычества до сих пор стоят по всему миру — свидетельство её влияния и охвата. Рим никогда не был могущественнее, чем в своей золотой поре, но затем он начал приходить в упадок — не за день, а через тысячи мелких порезов.

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos

В расцвете сил Рим был настолько силён, что его невозможно было победить извне, но семена разрушения были посеяны внутри. Существовал огромный разрыв между жизнью элиты и простого народа. Элиты жили в роскошных виллах, устраивали декадентские пиры, где ели языки павлинов и пили вино, которое подавали обнажённые слуги. Эти сенаторские семьи обладали богатством, сопоставимым с малыми транснациональными корпорациями. Бедняки же выполняли тяжёлую работу и питались хлебом с кашей, ютились в переполненных и плохо построенных домах, подверженных обрушениям и болезням.

Тем временем продолжались голод, крестьянские восстания и рабство. Налоговая система Рима непропорционально обременяла низшие слои населения, в то время как богатые избегали уплаты налогов благодаря льготам или коррупции. По мере того как средний класс сокращался, а недовольство росло, стабильность Рима исчезала.

Что это говорит нам о США?

Средний класс в Америке некогда был символом Американской мечты: собственный дом с белым забором, машина, дети ходят в школу — качество жизни, достижимое одним лишь упорным трудом. Но за последние десятилетия эта мечта становится всё более недосягаемой:

  • Люди пропускают приёмы пищи, потому что не могут себе их позволить.
  • Бездомность растёт на 12% в год.
  • Сотни тысяч просят пожертвования, чтобы оплатить медицинское лечение.
  • Дороги, мосты, аэропорты и порты разрушаются или устарели.
  • Семейные бюджеты ужимаются с каждым месяцем, и надвигаются более высокие налоги.

Сегодня 90% всего богатства принадлежит верхним 10%. Нижний средний класс владеет лишь 3% — крошками, в то время как беднейшие находятся в "пи-долгах", пытаясь заплатить за аренду, ипотеку и кредиты.

Илон Маск перешагнул отметку в 400 миллиардов долларов, став самым богатым человеком в мире. Страховые компании сделали здравоохранение недоступным, а политики берут деньги у корпоративных лобби, оставляя рабочий класс платить по счёту. Эта эксплуатация вызывает ярость и подчёркивает глубочайшее неравенство, ослабляющее империю изнутри.

2. Потеря мягкой силы: угасающее влияние за рубежом

Османская империя когда-то охватывала три континента, была центром культурных и научных достижений. Но даже она не смогла пережить потерю мягкой силы — способности убеждать и вдохновлять лояльность у разных народов. Национализм поднялся — греки, армяне и другие восстали, и империя раскололась.

США долгое время превосходили в сфере мягкой силы. После Второй мировой войны Америка продвигала демократию, экономический рост и культурное влияние, восстанавливала разрушенную войной Европу и создавала международные институты. Американская музыка, телевидение и поп-культура формировали образ мира. Постоянное послание о "сияющем городе на холме" сделало Америку маяком свободы.

Но доверие и моральная последовательность имеют значение. США нарушают собственные принципы с момента основания, а недавние события окончательно разрушили образ морального авторитета:

  • Штурм Капитолия 6 января подорвал веру в американскую демократию.
  • Разрушительные войны в Ираке и Афганистане оставили после себя нестабильность и опустошение.
  • Нарушения прав человека и экологический ущерб за рубежом обнажили лицемерие.

Разочарование растёт. Когда моральное превосходство исчезает, мягкая сила рушится.

3. Перерасход жёсткой силы: непосильные военные расходы

Советский Союз, несмотря на идеологическую оппозицию империализму, вёл себя как империя — централизованная власть, сателлиты, и жёсткая сила, подкреплённая военной мощью. В своём пике СССР держал 5 миллионов солдат по всему блоку и тратил миллиарды на прокси-войны и гонку вооружений. Только война в Афганистане обошлась более чем в $50 миллиардов. К концу 1980-х экономическое напряжение и народное недовольство привели к краху.

США поддерживают более 700 военных баз по всему миру и тратят на оборону больше, чем следующие 10 стран вместе взятые. Мы вбухали как минимум $1 триллион в войны в Ираке и Афганистане, не добившись ясных побед — только разрушения и финансовые потери.

Тем временем продолжаются идеологические войны:

  • Война с наркотиками.
  • Война с терроризмом.
  • Война с коммунизмом.
  • Война с Китаем и Россией.

Миллиарды направлены на поддержку Украины против России; возможно, ещё больше пойдут Тайваню против Китая. Но когда в последний раз США одержали безоговорочную победу?

Недавние события ещё больше запятнали имидж жёсткой силы США. Продолжающаяся поддержка военных действий в Газе, стоящая миллиарды, вскрыла геноцид за наш счёт, разрушив иллюзию справедливости и укрепив лицемерие.

Глобальный сдвиг и финал

Империя США никогда не существовала в вакууме. Возникает многополярный, многосторонний мир. Новые альянсы бросают вызов экономической и политической монополии Запада. Опора на доллар, американскую помощь и угрозу санкций долго поддерживали могущество США, но эти системы нежизнеспособны. Они эксплуатируют народы по всему миру и внутри самой Америки, исходя из предположения о вечной покорности.

Когда жизнь становится непригодной, правительства — более автократичными, а окружающая среда — менее пригодной для жизни, люди начинают просыпаться — и это, как правило, начало конца.