С Богом начинаем толкование святой и божественной Книги Господа нашего Иисуса Христа — святого Аль-Кур'ана. Благослови, Господи! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.
Вся хвала и слава принадлежит одному Господу и Богу. Небеса и земля славят Его непрестанно и поклоняются Ему. Всё живёт Им и ради Него, имя Его славно во всех святых и праведных делах Его, и всё истинное и праведное делается с Его именем и во имя Его. Потому и святой Коран начинается словами:
1. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Кто сравнится с Богом и Отцом Господа нашего Иисуса Христа? Он Милосерднейший из милосердных, самый лучший, прощающий, Отец сирот и Судия вдов (Пс. 67:6).
Коран дарован людям на арабском языке, потому и имя Его там на арабском — Аллах. Но не скажем, что это слово лишь арабское, оно вселенского, метафизического масштаба и пришло к нам с небес. Потому, братья и сестры, как достославно и как прекрасно призывать Его святейшее имя во всякое время на всяком месте славного Его владычества! Так и пусть призывает каждый Бога Единого: Аллах, спаси, Аллах, помоги, Аллах вразуми! И будет услышан во имя Господа Иисуса.
Библия вторит данному аяту так: "...все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца". (Кол. 3:17)
Не могут Писания противоречить друг другу, поэтому если в Коране написано "во имя Аллаха", а в Библии "во имя Господа Иисуса", то из того выводим разумное заключение: Господь Иисус есть Аллах (по божеству, разумеется).
2. Хвала Аллаху, Господу миров,
3. Милостивому и Милосердному!
Вся хвала принадлежит Аллаху. Не частная только, не малая, но ВСЯ, ибо Он только Бог и Творец, и всё Им и ради Него, как говорит Библия: "Мы Им живём и движемся и существуем" (Деян. 17:28).
Он — Господь миров, то есть мира духовного и мира телесного, мира небесного и мира земного. В одно и то же время Господь всех галактик и каждого из нас. Господь мира ангелов и мира людей, Господь животных и растений, да и вообще всех объединений, называемых "мир", по какому бы принципу они ни объединялись.
Так как же Ему не хвала? Он так велик, к тому же Милостив и Милосерд!
4. Властелину Дня воздаяния!
День воздаяния ещё называют Судным днём, когда каждый человек явится перед Богом и будет отвечать за свою жизнь здесь на земле.
Но Кто же этот Владыка Судного дня? Евангелие говорит: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов" (Мф. 25:31-32).
Ясное дело, что Слово Аллаха воплощенное будет судить мир. А Слово это есть Христос. Потому всё сходится: Владыка судного дня есть Иисус Христос, который Аллах по божеству.
5. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
Как прекрасны эти слова! Мы поклоняемся лишь одному Творцу, Богу совершенному, Отцу и Сыну и Святому Духу, Аллаху. И лишь Его одного просим о помощи! Действительно, кто ещё, кроме Творца, способен помочь нам, выручить нас и спасти от любой беды? Только Он один.
Так и блаженный Давид, когда вошёл беззаконно к Вирсавии, а потом каялся, говорил: "Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал" (Пс. 50:6). То есть: любой грех идёт против Тебя, Господи, потому что Тебе принадлежит всё, и только ты один, Господи, можешь помочь мне в этой беде, Ты один можешь простить меня и исцелить от сего горького падения.
И кто же поможет кроме Сильного? "Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил" (1 Пар. 16:26).
И ещё: "Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?" (Исх. 15:11)
6. Веди нас прямым путём,
Прямой путь — это путь праведности и святости. Это путь веры во всю полноту истины Господа: во все Его Писания (Библию и Коран), пророков и посланников, ангелов, в День воздаяния. И не веры только, но и дел, "ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2:26).
Важно, чтобы человек не на словах только был верующим, но и на деле — то есть чтобы всем сердцем веровал в Бога и Его славные дела и поступал согласно ним. "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48).
Отчего же бывает такое, что люди (особенно называющие себя мусульманами) сотни раз читают это прошение, а всё равно заблудшие? Ответ: они не захотели открыть сердце к слушанию наставлений Бога и к вере во все Его Писания — потому и Господь не даёт им благодать идти прямым путём, как написано: "Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей" (5:67).
7. путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.
Облагодетельствовал Господь тех, которые веруют во всю полноту истины Божьей, как мы говорили ранее, любят Бога всем сердцем и ближних, как самих себя, ибо исполняющие это исполнили все заповеди (Мк. 12:30-31).
Те, на кого пал гнев — это те, которые называются верующими, но нарушают заповеди Господа. Они делаются Ему неверными своими помыслами, словами и поступками. Библия называет их свиньями. По общему толкованию, это те верующие, которые живут нечестиво и весьма небрегут о праведной и святой жизни по Духу.
Так и в другом месте сказано про неверных из числа народа Моисея, то есть Израиля: "Они навлекли на себя гнев Аллаха тем, что не уверовали в знамения Аллаха и несправедливо убивали пророков. Это произошло потому, что они были ослушниками и преступали границы дозволенного" (2:61).
А заблудшие — это те, которые совершенно отторгнуты от познания Бога и правды Его. Это язычники или совершенные невежды, которые не знают правды Божьей или отказались от веры и стали атеистами. Библия их называет псами и злыми делателями за их дикость и жестокость, ведь им совершенно чуждо причастие Божьему нраву. Они отторгнуты от света Божьей премудрости и ведения, потому и блаженный Давид справедливо называет их безумными, то есть людьми без ума и света разума: "Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»" (Пс. 52:2).
И в Коране про бывшее устроение ума язычников, которые приняли Слово Божье, сказано: "Поминайте Его, поскольку Он наставил вас на прямой путь, хотя прежде вы были одними из ЗАБЛУДШИХ" (2:198).
И этих слов пока довольно, хотя мы не исчерпали и напёрстка из моря смыслов Божьих словес. Но тем займёмся, если Бог позволит. Ему же вся слава подобает во веки веков, аминь!