«Увезу тебя я в тундру» звучит романтично, однако проза жизни, увы, суровее. Доставить человека на Крайний Север задача довольно сложная. А зачастую –без авиации просто неразрешимая, во всяком случае, в Красноярье.
Поэтому сколько-нибудь серьезный сбой в расписании рейсов и продаже билетов вызывает настоящую бурю эмоций. Так случилось и в апреле 2025 года: жители Красноярского края не могли купить авиабилеты на лето – их просто не было в продаже. Ладно те, кто на Север собирался в гости или по туристическим делам,– это всегда можно отложить на будущее без особого ущерба. Хуже пришлось самим северянам. Ведь лето для большинства из них – это, что называется, святое: они планируют свои отпуска заранее, чтобы вылететь всей семьей и вернуться к 1 сентября домой. И если житель центральных районов может отправиться в запланированный отпуск множеством других вариантов, то у северян такой возможности нет.
Накал эмоций в публичном поле нарастал до тех пор, пока в конце апреля продажи не были открыты. Но уже по другим тарифам! В итоге, ненадолго стихнув, буря началась по новой.
Что же произошло и почему, разбирался Николай Старостин.
Здесь рынка нет
Который год наша страна живет в условиях санкций, и, несмотря на успехи российской экономики в импортозамещении, проблемы есть. Прежде всего в небе – отрасли, которую в предыдущие десятилетия отдали на откуп иностранным самолетам. Сегодня почти 70% российского авиапарка составляют самолеты иностранного производства. Стоит ли удивляться, что из-за беспрецедентных санкций затраты авиакомпаний растут с опережением любых графиков? Самолеты нуждаются в постоянном техобслуживании, а даже подорожавшие запчасти напрямую теперь не купить. Обходные пути ведут к увеличению сроков, что влечет за собой необходимость затаривать склады запчастями впрок и, опять-таки, удорожание техобслуживания.
Все бы ничего, если б речь шла о «чистом рынке»: поднялись затраты – поднимаем цены, а упадет спрос –снизим предложение. Однако в случае с краевой авиацией«чистый рыночный» механизм отключен волей государства по изложенной выше и очевидной причине: региональная авиация – фактически единственный путь для северян на Большую землю, поэтому допустить его превращение в роскошь государство не имеет права.
В связи с этим авиатарифы на внутренних линиях Красноярского края и регулируются постановлением правительства края № 670-п от 24.09.2001 «О государственном регулировании тарифов, цен, сборов, платы в Красноярском крае».
При всем богатстве выбора
Это постановление, конечно, не требует от авиаперевозчиков работать в минус: их разорение перерезало бы для северян доступ, например, к сложной медицине – ведь они летают далеко не только в отпуск. А отсутствие такого доступа противоречит Конституции РФ.
Поэтому поднимать тарифы перевозчикам разрешают, но только с весомыми, просчитанными обоснованиями и нормативами финансовых регуляторов – это и отражено в постановлении № 670-п.
Разумеется, расчеты, опирающиеся в том числе на последствия санкций, у авиакомпаний были: об этом автору рассказали в красноярской авиакомпании «КрасАвиа». И представили перевозчики эти расчеты, как обычно, к декабрю, чтобы новый календарный и бюджетный год проходил уже по новым тарифам. Однако второй год подряд процедура рассмотрения этих расчетов и, соответственно, индексация сместились с начала года на апрель. От перевозчиков эти сроки не зависят, зато от самих сроков сильно зависит бюджет, а значит и жизнь компаний.
Судите сами: продавать билеты по прошлогодним тарифам на несколько месяцев вперед при кратно местами возросших в том же прошлом году затратах означает тянуть свою компанию на дно банкротства. Конечно, бюджеты – и региональный, и государственный – помогают авиаперевозчикам в виде прямых субсидий или дотаций пассажирам на билеты, но полностью переложить все затраты на казну нереально, да и законодательство не позволяет.
Так что повторим: поступить по суровому закону «чистого рынка» и не препятствовать либо свободному росту цен, либо разорению убыточных компаний государство не может. Ну а региональные авиаперевозчики не могут продавать свои услуги за бесценок по тем же причинам. Вот так и пропали почти до конца апреля авиабилеты на лето: как только процедура индексации тарифов завершилась, продажи на все регулярные внутрикраевые рейсы были открыты в полном объеме на глубину до 26 октября 2025 года. По тем самым новым тарифам.
Где ваша улица, где ваш дом?
На этом бы и конец истории, но даже поняв эту логику, многие пассажиры продолжали поддерживать негатив. Причину нашли в политике региональной авиакомпании «КрасАвиа», которая стала продавать появившиеся в продаже билеты со скидкой… но только по постоянной северной прописке в паспорте. Некоторые даже назвали это дискриминацией по отношению к остальным гражданам.
Попробуем разобраться и в этом. Для начала заметим, что паспортная скидка– инициатива самой компании. Которая хоть и самостоятельный хозяйствующий субъект, а все же действующий в той же логике, что и государство: то есть не совсем по-рыночному.
Во-первых, «КрасАвиа» и принадлежит государству (в лице Красноярского края), а во-вторых, осознает свою социальную функцию моста между Севером и центром региона. И вот у компании появилась возможность еще раз доказать это на практике. Появилась благодаря успешному до сих пор противостоянию всем экономическим трудностям.В последние несколько лет наблюдается устойчивое развитие авиакомпании. Один из ключевых показателей любого авиаперевозчика – это количество перевезенных за год пассажиров, и вот какая динамика по пассажиропотоку наблюдалась в «КрасАвиа»за последние четыре года: 2021-й – более 300 тысяч, 2022-й – более 400 тысяч, 2023-й – почти 500 тысяч, 2024 год – более 500 тысяч. Проще говоря, у компании образовался некоторый запас прочности, который ее руководство решило направить на помощь северянам.
Но почему только им?
Тут самое время вернуться к вопросу, почему компания, имея этот запас прочности, не могла продавать те же билеты на лето до утверждения новых тарифов? Да просто потому, что это съело бы все запасы зараз: одно дело – продать в убыток часть билетов, другое – все до единого. Теми же соображениями диктовалась и дисконтная политика.
Давайте вспомним, что на Север летают не только его жители, но и многочисленные вахтовые рабочие, командировочные, подрядчики и даже туристы. То есть люди, либо летающие за счет своих компаний, либо просто более платежеспособные, чем коренные северяне. И у них нет жизненно важной нужды добираться по социально значимому(!) авиамосту в один или другой его конец.
Отсюда то же соображение: дать скидку вообще – это значит «помочь» за свой счет, в том числе крупным компаниям, таким же участникам рынка, как и сам перевозчик. Тем, кто имеет возможность возить на Север, например, вахтовых рабочих.
Чтобы такого не произошло и выделенные средства были потрачены исключительно на поддержание транспортной доступности северян, «КрасАвиа»и дало скидку только тем, кто имеет прописку в Эвенкийском, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальных районах, Туруханском, Кежемском, Богучанском, Мотыгинском и Енисейском районах, Северо-Енисейском муниципальном округе, а также городском округе Норильск.
Будем объективны
Однако и такая, вполне очевидная логика, устроила не всех. Некоторые пассажиры обратились в краевое министерство транспорта с жалобой на дискриминацию по прописке. Министерство же напомнило в ответ, что любая компания, занимающаяся коммерческой деятельностью, «вправе устанавливать скидки на свои услуги и товары для любых категорий граждан». Добавим от себя: вряд ли кто-то считает скидку на день рождения, которая много где есть, дискриминацией всех неименинников.
Правда, в случае с авиаперевозчиками это работает при одном, но серьезном «но»: они не могут продавать свои услуги дороже установленного государством ценового потолка. Ниже – пожалуйста, хоть себе в убыток, выше – нет.
Впрочем, рискнем утверждать, что и для пассажиров«КрасАвиа» без северной прописки поводов жаловаться не так уж много. Если ненадолго погрузиться в математику, то можно заметить, что «в авиабилетах» жители Красноярского края за семь лет (если брать с 2018 по 2024 год) стали только богаче.
Присмотритесь к графику, рассчитанному с помощью официальной государственной статистики: инфляция, увеличение минимального размера оплаты труда и, главное, рост средней зарплаты – все это с хорошим запасом опережает рост авиатарифов. Для того и было вышеупомянутое постановление № 670-п.
Вместо резюме
Купить билет по программе«Северная прописка» можно онлайн – на сайте авиакомпании «КрасАвиа», а также офлайн – в билетной кассе любого агентства. Программа действует на всю глубину открытой продажи, причем количество мест по данному тарифу не квотировано и ограничивается только общей вместимостью самолета. Более подробная информация о льготной программе «Северная прописка» размещена на официальном сайте АО «КрасАвиа» (https://krasavia.ru/programma-severnaya-propiska).
Автор: Николай СТАРОСТИН, Красноярск