Найти в Дзене
Виталий Сур

Якутское село: “Варяг” Айсен Николаев и президент Вячеслав Штыров. Сравнительный взгляд

Так и хочется спросить: кто разводит фобию о том, что вот ужо-ужо, пришлют “варяга” чужеродного и будете знать почем фунт лиха, неблагодарные! Кого пришлют? А русского, еврея или даже чеченца откуда-то из федерального центра. В-общем, не трогайте нашего Ил Дархана, а то пожалеете. Уже не страшно. Айсен Николаев с самого начала повел себя не как народный лидер, уж не взыщите. Он, может быть, лидер какого-то там “креативного сообщества”, но не народа саха. Мы действительно полагали, что он будет работать на будущее, в том числе, и коренных народов, чья идентичность, впрочем, как у всех на свете национальных общностей коренится на селе, на той самой “сермяжной” деревеньке. Посмотрите на самый урбанизированный народ России, — на русских. Исчезла русская пляска, теперь на улицах русских городов зажигает лезгинка. Исчезли были о богатырях земли русской, появился романтический вор в законе. Исчезли песни у околицы, появился блатной шансон. А еще унисекс-культура, — это, как говорится, Запад
Оглавление

Так и хочется спросить: кто разводит фобию о том, что вот ужо-ужо, пришлют “варяга” чужеродного и будете знать почем фунт лиха, неблагодарные! Кого пришлют? А русского, еврея или даже чеченца откуда-то из федерального центра. В-общем, не трогайте нашего Ил Дархана, а то пожалеете.

Уже не страшно. Айсен Николаев с самого начала повел себя не как народный лидер, уж не взыщите. Он, может быть, лидер какого-то там “креативного сообщества”, но не народа саха.

Мы действительно полагали, что он будет работать на будущее, в том числе, и коренных народов, чья идентичность, впрочем, как у всех на свете национальных общностей коренится на селе, на той самой “сермяжной” деревеньке.

Посмотрите на самый урбанизированный народ России, — на русских. Исчезла русская пляска, теперь на улицах русских городов зажигает лезгинка. Исчезли были о богатырях земли русской, появился романтический вор в законе. Исчезли песни у околицы, появился блатной шансон. А еще унисекс-культура, — это, как говорится, Запад нам помог.

Правы были писатели-деревенщики: ускоренная урбанизация 20 века нанесла русскому народу колоссальный духовный урон.

А мы сколько продержимся?

Якутскому селу от президента

Если уж на то пошло, то за будущее якутского села больше “коренных” старался президент Вячеслав Штыров, этнический русский.

Его многие, надо сказать, обвиняют в том, что он, якобы, распродал все “богатства” Якутии, которые непосильным трудом нажил первый президент Якутии Михаил Николаев. Об этом стоит говорить отдельно, но учтите, что у ельцинской России были времена “разбрасывать камни” как раз при Михаиле Николаеве, и “собирать камни” при Путине, — когда Якутией руководил Вячеслав Штыров. Неизвестно, что бы случилось с активами республики, окажись вместо Штырова, скажем, тот же самый Николаев. Но тут предположения в стиле “если бы да кабы” не катят. Но та же компания “Якутуголь”, от продажи которого были сформированы средства РИК РС(Я), могла бы уйти совершенно задаром. Помните, как заколебались и замерли в ожидании арбитражные суды?

Но вернемся к нашим коровам.

Президент Штыров в наследство получил ровно половину крупного рогатого скота, что было в 1990 году. Это официально, но на самом деле, скорее, намного меньше.

До него поддержка сельского хозяйства составляла 3,2 млрд рублей, но крестьяне 60 % полученной помощи должны были возвращать. Штыров сразу же поднял эту сумму до 6 миллиардов рублей, но уже в качестве субсидий, то есть невозвратных средств. А когда он уходил, размер субсидий достиг 8 миллиардов. Это было около 10 %-тов годового бюджета республики тех времен. Говорилось, что в перспективе эта цифра должна достигнуть 15 %-тов.

А сегодня выделяемые 15 млрд. рублей составляют около 4,5 %-та годового бюджета. Как говорится, почувствуйте разницу.

Однажды, кажется, во время заседания Ил Тумэн Вячеслав Штыров выдал формулу: у правительства республики есть только одна забота, — развивать село. Потому что промышленные компании не нуждаются никакой “руководящей роли” со стороны республики. А если работают промышленные компании, значит, и налоги идут. А раз налоги идут, то и бюджетная сфера работает. Вот и получается, что кроме как развития села, правительству республики и заняться-то нечем.

Посудите сами, сегодня даже строительство жилья и объектов социальной сферы осуществляется по национальным проектам. А ведь в те времена Штыров поставил планку ежегодно ввести в строй по 10 новых школ! И вводили. Заметьте, без всяких национальных проектов, то есть, исключительно на республиканские доходы.

И сегодняшнему правительству республики, буквально, нечем заняться, — кроме, конечно, сильных фактов “торговли снегом”, регистрации в качестве “туристов” таджи..., пардон, вахтовиков, виртуальных практик на “кунитренажерах”, ветеранских подарков из куриных скелетов и прочего “погонялова дураков дураками”. Это называется, каков поп, таков и приход. По словам Айсена, тот же Китай давным-давно пыхтит где-то позади нас.

Я уверен, что сознательно подбираются министры из молодых людей низкого социального интеллекта, что должно формироваться по мере многолетнего социального опыта руководителя, иначе говоря, как раньше было, постепенного восхождения по карьерной лестнице. Что называется, из “сопливых” без опыта работы “на земле”, то есть непосредственно с людьми, — не только в гармонии, но и в противостоянии с обстоятельствами.

При Штырове началось восстановление поголовья домашних оленей. Так, если на 1 января 2003 года во всех хозяйствах республики было 133,1 тысячи голов (в 1990 году — 361,5 тысяч), то на 1 января 2011 поголовье увеличилось до 200,3 тысяч. Это больше, чем на 50 процентов. Оленей покупали из других регионов.

За это же время лошадей прибавилось с 130,8 до 163,4 тысяч (25 %), птицы — с 815,5 тысяч до 895,2 тысяч (9,8 %).

Да, уменьшение поголовья КРС продолжалось, но динамика постепенно замедлялось. За десять лет, с 2000 по 2010 годы, оно снизилось с 289 716 до 233 695 голов. На 56 тысяч и это, конечно, немало, но тут надо учесть, что до начала 2000-х годов за погоней “молочных” денег было очень много приписок, на что тогда, в общем-то, смотрели сквозь пальцы. И в течение десятка лет население постепенно “сбрасывало” фиктивное поголовье.

Не секрет, что в те времена деньги за якобы сданное молоко получали даже люди, у которых не было ни единой коровы. Хм, не будем указывать пальцем... на некоторых нынешних морализаторов.

В конце концов, Штыров спас якутскую породу скота. Тогда пропадало хозяйство в Эвено-Бытантайском улусе, где еще оставались последние во всем мире единицы рогатого уникума. Не вмешайся Штыров, они привычно пошли бы “под нож”. Тогда по распоряжению президента республики было создано государственное предприятие (ГУП), откуда реликтовые коровушки сегодня распространяются по всей Якутии.

При нем начались работы по регистрации Мегежекской породы якутских лошадей, был принят закон о табунном коневодстве.

А за подводный переход газовой трубы через великую реку Лена, ему памятник при жизни поставить надо! Проект поистине уникальный, — прокладка по основному руслу 2,3 километра трубопровода. В то время самым длинным в мире считался переход через реку Хэйхэ в Китае протяженностью 1,7 километра.

Это вам не Арктический центр эпоса, за долгостроем которого
какая-то "олигархическая" компания ВИС целую пятилетку буквально "доит" бюджет республики. Это действенный шаг на реальную экономику, реальное улучшение жизни людей.

Какого хрена, кстати, арктический? Арктический центр должен строиться где-то в Черском или Тикси, если по уму... Но нет, Айсен Николаев, как и всякий банкир является глобалистом и неправда, что он селом не занимается. Он селом, особенно, арктическими, на территории которых таятся огромные залежи полезных ископаемых, занимается усиленно, — он их планомерно разоряет, чтобы социально разгрузить к приходу недропользователей. Вот и Арктический центр эпоса будет одним из “духовных насосов”, высасывающих “творческую кровь” из села, в том числе арктического.

Ветеринар Николаев открыл в Чурапчинском улусе физкультурный вуз.

Строитель Штыров открыл в Томпонском улусе горно-геологический техникум.

Банкир Николаев перемещает все центры в пыльный город-паразит Якутск. И те центры высасывают штатные ставки улусных специалистов, принуждают рожениц ехать, топать, летать и плавать в Якутск, а скоро все олонхосуты и танцоры сээдьэ будут там обретаться... С детства. Значит, будут "окультуренными", то есть, не настоящими, какими-то искусственными.

Баюсь, баюсь, сапсем баюсь...

На 16 января 2025 года численность поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств республики составляет более 158,3 тысяч голов, в том числе коров — более 67,2 тысяч.

Оленей осталось около 160 тысяч. Лошадей у нас более 179 тысяч. Тут надо сказать, что они постепенно превращаются в самые настоящие домашние животные, вроде свинок. Кормятся в загонах, рыскают по сельским помойкам... А куда их? Отгонных пастбищ для тебеневок остается все меньше по той простой причине, что не проводятся мелиоративные работы на дальних угодьях, не производится сельхозпал. Как шутил мой знакомый табунщик, если бы не лесные пожары, то зимних пастбищ вообще бы не осталось.

Нет сельского хозяйства, соответственно, нет людей на селе. Демография такова, что скоро школы надо будет закрывать.

А вы нас пугаете “варягом”. Мол, русского пришлют, еврея или даже чеченца... Как говорится, баюсь, баюсь, сапсем баюсь!

Да хоть черта с рогами, но не очередного банкира.

Мечтать не вредно

Похоже, Айсен Николаев явно воодушевлен вербальным “плевком” в народ своего старшего друга Германа Грефа. Ему ли совершать “страшное дело”, давать власть народу даже в его законных полномочиях. К тому же федеральный законодатель сделал замечательный подарок. Новеллу под названием «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» вроде бы затевали, чтобы избавиться от двухуровневого самоуправления, но сдали назад и благодаря этому Айсен Николаев намерен установить единоличную власть на все три миллиона квадратных километров территории Якутии. Путём отмены прямых выборов не только в Якутске, но и во всех муниципальных образованиях. Об этом он открыто сказал в День Республики.

Короче говоря, уважаемые апологеты ил дархана-космополита, перестаньте пугать народ возможным назначением “сверху” какого-то там “варяга”. Хуже не будет, тем более, похоже, он этого и добивается.

Остается надеяться, что проснется Ил Тумэн... Говорят, мечтать не вредно.

20.05.2025