Найти в Дзене
Арсений Ермаченко

История взаимодействия старообрядцев и тунгусов

История взаимодействия старообрядцев и тунгусов (эвенков) в Сибири не характеризуется масштабными военными конфликтами. Их сосуществование определялось различиями в хозяйственных укладах, культурных традициях и времени освоения территорий. Вот ключевые аспекты их взаимоотношений:

Отсутствие системных военных столкновений

- Причины мирного сосуществования: 

 Тунгусы (эвенки) вели кочевой образ жизни, занимаясь охотой, оленеводством и рыболовством.

Их общество не практиковало захватнические войны, а конфликты возникали в основном с соседями-скотоводами (бурятами, якутами), но не с земледельцами-старообрядцами. 

 Старообрядцы, переселившиеся в Сибирь в XVIII–XIX веках, осваивали земли, не занятые тунгусами: распахивали степи Забайкалья (как "семейские") и таежные районы вдоль рек (например, поселок Бурный на реке Вельмо).

- Территориальная разобщенность: 

 Эвенки кочевали в горной тайге и тундре, а старообрядцы селились в долинах рек, где занимались земледелием. Их хозяйственные зоны редко пересекались, что минимизировало конфликты из-за ресурсов.

Эпизодические трения и их причины

- Конкуренция за ресурсы: 

 В редких случаях могли возникать споры из-за рыболовных угодий или охотничьих территорий, но документальных свидетельств масштабных столкновений нет. Тунгусы избегали конфликтов с земледельцами, предпочитая урегулировать споры через обмен или уход на новые земли . 

- Культурные барьеры: 

 Старообрядцы воспринимали тунгусов как "иноверцев" (шаманистов), но не как врагов. Эвенки, в свою очередь, видели в старообрядцах источник товаров (мука, инструменты), вымениваемых на пушнину.

Исторический контекст расселения

- Волны миграции старообрядцев: 

 - XVIII век: "Семейские" поселены в Забайкалье правительством Екатерины II после вывода из Польши . 

 - 1930-е годы: Основание поселка Бурный старообрядцами-титовцами, бежавшими от коллективизации из Томской области. Они прибыли в уже освоенные эвенками районы, но заняли свободные земли по берегам рек.

- Позиция тунгусов: 

 Эвенки не сопротивлялись переселенцам, поскольку их кочевой уклад не предполагал собственности на землю. Более того, некоторые группы эвенков вовлекались в торговые отношения со старообрядцами.

Культурно-хозяйственные различия

Старообрядцы и тунгусы развивались в параллельных экономических системах: 

Аспект - Старообрядцы  и  Тунгусы (эвенки)        

Хозяйство: Земледелие, скотоводство, ремесла    | Охота, оленеводство, рыболовство    | 

Поселения: Постоянные деревни с домами и огородами | Временные чумы, сезонные кочевья    | 

Отношение к земле: Закрепление за семьей/общиной      | Коллективная территория рода без границ | 

Религия:   Христианство (старообрядчество)     | Шаманизм, культ духов природы      

Эти различия исключали борьбу за единые ресурсы.

Современное наследие

Сегодня потомки старообрядцев и тунгусов мирно сосуществуют в Сибири. В поселках вроде Бурного сохраняется уважение к культуре эвенков: их называют "коренными жителями", а местные власти учитывают интересы обеих групп при развитии территорий.

Заключение

Прямых военных столкновений между старообрядцами и тунгусами не зафиксировано. Их взаимодействие определялось хозяйственной комплементарностью: старообрядцы зависели от продуктов земледелия, тунгусы — от охоты, что создавало основу для бартера, а не конфликтов. Отдельные споры не перерастали в войны из-за малочисленности групп, разницы в менталитете и отсутствия территориальных амбиций у тунгусов.

Но встречаются факты о притеснении старообрядцев и тунгусов со стороны современных властей например: изъятие в сезон охоты оружия промысловного. Это фактически ставит семьи старообрядцев и тунгусов в сложное положение и ограничения их деятельности по промыслу ведёт к остро негативному отношению к Властям РФ.

Старообрядцы
Старообрядцы