Давным-давно был у меня двд "У каждого свое кино", он же «У каждого своё кино, или Как замирает сердце, когда гаснет свет и начинается сеанс».
Это киноальманах о кино из 34 новелл от разных режиссеров, которые в свое время были отмечены в Каннах. Проект был снят специально к юбилею Каннского кинофестиваля - отмечали 60-е мероприятие.
Он снова попался мне на глаза недавно, и возникла у меня мысль расширить свой кругозор и познакомиться с каждым из представленных режиссеров:
Приглашаю Вас разделить мое любопытство и пошагово ознакомиться с короткометражкой, включенной в киноальманах, а заодно и с кинолентами автора, которые отмечал Каннский фестиваль. Делать это будем в формате "1 автор = 1 статья".
Начнем с Эпизода №1 - "Кино под открытым небом" («Cinéma d’Eté») Раймона Депардона и его фильма "Пленница пустыни", номинированного на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля в 1990 году.
Раймон Депардон
Раймон Депардон - фотограф и документалист из Франции. Он родился в 1942 году. Как режиссер снял два десятка документальных фильмов. Он много работал в Африке.
Его последней по счету работой является документальный фильм "12 дней" 2017 года. 12 дней - это срок, который есть у человека, которое принудительно помещают в психиатрическую больницу без его согласия, на то, чтобы судья рассмотрел его дело. По описанию в документальном фильме показано личное общение судьи и пациента при участии его адвоката.
Короткометражка "Кино под открытым небом" («Cinéma d’Eté»)
Короткометражка Депардона открывает киноальманах.
Сюжет "Кино под открытым небом": в Египте вечером молодежь собирается на крыше, чтобы посмотреть в открытом импровизированном кинотеатре фильм.
Депардон сделал зарисовку и соотнес жизнь реальную с кинофильмом, который кажется фантазией. Зрители живо реагируют на то, что они видят на экране, и испытывают настоящие эмоции. Так перемешивается реальное и нереальное, настоящее и выдуманное.
Депардон - документалист и фотограф. Он снимает жизнь "как она есть". И эта короткометражка хорошо отражает размышление, чем документальное кино отличается от художественного. В идеале документалист не выставляет то, что попадает в кадр, и не пишет сценария в классическом смысле. Он находит в реальном нужный план и нужную ему сцену для раскрытия замысла.
Но перерабатывая реальность, он все же создает свою собственную. Он приглашает зрителя увидеть мир его глазами, прочитать реальность так, как он задумал. Так, режиссер документального фильма все равно создает свое авторское произведение: его личный вымысел использует реальность как материал.
Художественный фильм создает и свой собственный материал: строит декорации, использует компьютерную графику, может использовать Будапешт вместо Парижа, у него есть сценарий, есть актеры, которые проходят кастинг, чтобы соответствовать требованиям проекта. Режиссер художественного фильма идет еще дальше в вымысел, но конечная точка у документалистов, и авторов художественных фильмов одна - новая реальность.
Мне кажется, короткометражка Депардона об этом: о том, как реальность перетекает в выдуманное.
"Пленница пустыни"
La captive du désert, 1990
Художественный фильм, снятый Депардоном по его же сценарию, получил номинацию на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля в 1990 году. В тот год триумфатором стали "Дикие сердцем" Дэвида Линча.
Французскую учительницу (Сандрин Боннер) похищают и увозят в пустыню.
Визуальной частью
Неторопливое и визуально красивое кино производит впечатление, как будто листаешь фотоальбом о кочевниках в пустыне: яркие одежды на фоне песков, планы на горизонт, по которому идет караван из верблюдов и людей.
"Пленница пустыни" - очень вытянутое и лаконичное кино по сути без сюжета - сказывается карьера Раймона Депардона как документалиста и фотографа.
Документалист может выбрать планы из реальности и нарезать их под свою задачу. В случае художественного фильма он словно сделал то же самое, только попросил одну актрису сыграть роль плененной женщины.
Бывает ли у Вас такой опыт просмотра медленного не-для-всех кино, когда Вам откровенно скучно? Это как раз мой случай с "Пленницей пустыни". Меня не покидало ощущение, что опытный документалист и фотограф решился снять художественный фильм на старых дрожжах.
Да, красиво. Но как будто бы фильм выиграл бы, если бы он мог быть действительно документальным, можно даже без пленницы, а с караваном, или если бы это был фотоальбом.
У кино художественного есть возможность добавить сюжет, подключить фантазию, чтобы рассказать историю или создать настроение намного ярче. Депардон, как будто бы постеснялся и снял привычый документальный фильм по реальным событиям, которые, возможно, его тронули. И за заслуги ему дали номинацию на Золотую пальмовую ветвь.
Как самостоятельное произведение оно красивое, конечно, но не более того.
История исправно отфиксировала острое социально-политическое высказывание Депардона, как и подобает документальному кино. В самом финале устами одного из похитителей, которые всю дорогу относились к пленнице вполне уважительно и даже заботливо:
Ваша страна все-таки приняла наши условия. Сегодня ночью самолет заберет вас. Вы сможете рассказать о том, как тяжело живет наш народ. Вы знаете, как он нуждается. Нет ни школ. Ни врачей. Правительство преступно и коррумпировано. Вы проявили небывалое мужество, мадемуазель. Наш народ восхищается вами. Это не ваша страна, мадемуазель. Прощайте, мадемуазель.
Красивая картинка, туманно обозначенная масштабная и важная социально-политическая проблема, касающаяся международных отношений, и очень медленный темп повествования без видимого сюжета.
Не думаю, что если Вы не посмотрите это кино, Вы что-то особенное потеряете. Однако если Вы хотите познакомиться с другим взглядом на мир, чтобы выйти из собственного контекста, то "Пленница пустыни" - неплохое решение.