Найти в Дзене
Телеканал "78"

«Я не Шурик!»: почему роль студента-недотёпы стала проклятием для Александра Демьяненко?

Оглавление

Он подарил нам Шурика — самого доброго, наивного и смешного студента в истории советского кино. Но за блестящей ролью скрывался другой человек, замкнутый, страдающий, уставший от своей славы. Александр Демьяненко до последнего боролся не только с болезнью, но и с ярлыком «вечного Шурика». О том, как непросто жил и как мучительно умирал любимец миллионов, читайте в материале 78.ru.

Коллаж 78.ru: kino-teatr.ru, freepik.com, flaticon.com/cah nggunung
Коллаж 78.ru: kino-teatr.ru, freepik.com, flaticon.com/cah nggunung

Каждый Новый год миллионы россиян включают старые добрые комедии Гайдая, которые будто возвращают нас в детство. Образ Шурика давно стал частью культурного кода, а имя Александра Демьяненко — синонимом советского кино. Но путь к всенародной любви был для артиста совсем непростым, а к концу жизни обернулся горьким разочарованием.

Ранние годы Александра Демьяненко

Родом Александр Демьяненко из Свердловска, хотя по своей натуре, как говорила актриса Наталья Селезнёва, он был истинным ленинградским интеллигентом. Это и не удивительно: его отец был актером и преподавал актёрское мастерству, так что маленький Саша всё детство пропадал в опере и консерватории. И конечно, с ранних лет знал, что будет актером.

Мальчик даже сам попросил отвести его в кружок театральной самодеятельности при свердловском Дворце культуры. Именно здесь, в «народном театре», он впервые попробовал свои силы на сцене.

А в 1954 году как раз представился уникальный случай: в Свердловск приехала выездная приёмная комиссия Школы-студии МХАТ. Так что Демьяненко даже не пришлось ехать в Москву. Правда, успехом первая попытка не увенчалась — вступительные испытания он завалил. Видимо, сказалось сильнейшее волнение.

Пришлось поступать на юридический факультет местного университета. Но даже окончив первый курс, юноша не перестал мечтать об актёрской славе, и на следующий год укатил с друзьями в Москву с твёрдым намерением на этот раз поразить экзаменаторов своим талантом. Кстати, на экзамене будущий «Шурик» декламировал то самое стихотворение про хорошую девочку Лиду, которое позже прочёл в «Кавказской пленнице».

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Выступление оказалось очень хорошим, и парня приняли сразу в два театральных вуза — ГИТИС и «Щуку». Демьяненко решил последовать примеру отца и выбрал первый институт.

Правда, особым прилежанием и дисциплиной студент Демьяненко не отличался. Он часто прогуливал занятия, а время от времени вообще срывался домой в Свердловск — в то время у него был в самом разгаре роман с юной Мариной Скляровой, и влюблённые сильно скучали друг без друга.

Но эти выходки ветреному студенту легко прощались — педагоги видели, как молодой артист буквально вытягивает любую постановку, мгновенно перевоплощаясь в самые разные образы. Наставник будущего профессионального актера Иосиф Раевский лишь попросил своего любимчика хотя бы не пропускать спецдисциплины, а на «допнауки» просто закрывал глаза.

Дебют в кино и первая популярность

Сниматься Александр Демьяненко начал ещё во времена студенчества. На втором курсе в фильме «Ветер» он сыграл робкого интеллигентного юношу Митю. И как раз с этого фильма за молодым человеком закрепилось амплуа худощавых, немного нелепых, но обаятельных студентов-интеллектуалов.

Выпустившись из ГИТИСа, Александр Демьяненко начал играть и на театральной сцене: его взяли в труппу Московского драмтеатра им. В. Маяковского. В те годы он был буквально завален работой и в театре, и в кино: актёру везло на роли, он успел сняться в картинах «Все начинается с дороги» и «Мир входящему». А затем был фильм «Карьера Димы Горина», после которого актёра стали узнавать на улице.

В театре Александр долго не задержался: ему поступило предложение от «Ленфильма» переехать в северную столицу, и он с радостью согласился — так актёр мог наконец воссоединиться со своей возлюбленной. К слову, много лет спустя Демьяненко об этом решении не раз пожалел — «Шурик» не исключал, что останься он в Москве, его актёрская судьба сложилась бы иначе.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Прочили звёздную карьеру

Первые же роли показали: Демьяненко идеально справляется и с ролями романтиков, и скромных студентов, и с образами военных, и суровых сыщиков. Сегодня эти фильмы, к сожалению, мало кто вспомнит, а жаль: именно в них по-настоящему раскрывается вся глубина драматического таланта актёра.

В 1962 году Александр Демьяненко сыграл роль талантливого журналиста Павла Сироткина в фильме «Порожный рейс». Его герой по редакционному заданию отправляется в далёкий леспромхоз в Сибири, где внезапно сталкивается с откровенными финансовыми махинациями в работе предприятия. Честный Павел не может стерпеть такого обмана и начинает отважно с ним бороться.

Созданный актёром образ неподкупного и искреннего человека очень полюбился зрителям, а Демьяненко стали называть чуть ли не идеалом советского гражданина.

Спустя год Демьяненко пригласили сыграть в киносказке «Каин XVIII», которую сняла знаменитая Надежда Кошеверова, создательница «Золушки». Александру досталась непривычная для него роль странствующего музыканта, с которой он блестяще справился. Если вы никогда не видели этот фильм, его стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы по-новому взглянуть на дарование актёра, которого все привыкли считать просто «Шуриком».

Ещё через год Демьяненко перевоплотился в молодого следователя в картине Николая Розанцева «Государственный преступник». Фильм вошел в тройку лидеров проката 1965 года, а работа Александра Сергеевича в нём считается одной из лучших его драматических ролей.

После выхода этих картин все критики единодушно пророчили артисту звёздную карьеру. И кто знает, как сложилась бы далее судьба Деьмяненко, если бы не судьбоносная — и одновременно разрушившая всё — встреча с Леонидом Гайдаем.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Знакомство с Гайдаем и «Шурик», который испортил всё

1964-й год стал для Демьяненко переломным. В то время режиссёр Леонид Гайдай собирался снимать комедию по мотивам «Несерьезных историй», но никак не мог найти актёра на главную роль незадачливого студента. Кто только не пробовался на эту роль, в том числе и молодой Евгений Петросян. По словам юмориста, он даже начал репетировать роль Шурика, но в итоге отказался.

Мне показалось, что Шурик - лирическая роль, а я хотел быть комиком. Хотя на фотографиях для проб выглядел неплохо... Между прочим, это я Гайдаю посоветовал: «Возьмите Демьяненко! Он только что здорово сыграл в фильме «Карьера Димы Горина».

Режиссёр тоже припомнил, что видел этого талантливого молодого парня, сразу купил билет на поезд в Ленинград и отправился познакомиться с неизвестным дарованием лично.

Несмотря на то, что перед режиссёром Демьяненко предстал хмурым и задумчивым, Гайдай тут же понял — он нашёл то, что нужно. Он лишь велел, чтобы молодому человеку высветлили волосы и надели большие очки. После этих манипуляций на Гайдая смотрела... его копия: такой же долговязый, несуразный и обаятельный.

Жизнь Александр Демьяненко в итоге разделилась на до «Операции «Ы» и других приключений Шурика» и после. Как только картина вышла на экраны, актёра уже никто не называл иначе как Шуриком. Никто и подумать не мог, что это прозвище ещё принесёт Демьяненко столько боли и страданий.

Между тем Гайдай старался вовсю эксплуатировать безумную популярность созданного им персонажа: сразу после «Операцией» советским зрителям подарили продолжение «Кавказскую пленницу», а вскоре вышла и ещё одна комедия, в которой Демьяненко, хоть уже и в образе брюнета, сыграл главную роль — «Иван Васильевич меняет профессию».

Позже Демьяненко с горечью признавался, что роль Шурика считает халтурной и пустой. Актёр часто сожалел о том, что зрители видят в нём исключительно наивного и нелепого студента, хотя в его фильмографии более трехсот ролей, в том числе и очень серьёзные, давшиеся ему большим трудом, потом и кровью.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

О том, что Демьяненко терпеть не мог прозвище «Шурик», рассказывала в интервью и его партнёрша по «Кавказской пленнице» Наталья Варлей.

Если посчитать, то за свою карьеру я снялась более чем в шестидесяти фильмах. Но ни один из них не превзошел успеха, выпавшего на долю «Кавказской пленницы». И сегодня понятно, что я пожизненная «Нина». Люди меня так и называют. С этим приходится мириться и соглашаться. Наверное, то, что меня узнают по прекрасному фильму Леонида Гайдая, это нормально – ни для кого не секрет, что это моя визитная карточка. А вот Саша Демьяненко обижался на «Шурика». Однажды мы выступали с ним в совместном концерте, и когда на сцену вышел Саша, по залу пронесся вздох удивления и разочарования. Саша сказал: «Да. Я состарился». Зрителю было трудно принять старого Шурика. Они сами стареют, а артистам права стареть не дают».

В последние годы жизни актёр особенно тяжело переносил свою славу. Если на улице его узнавали и начинали кричать «О, Шурик идёт!», он тут же выходил из себя и мог даже нахамить в ответ. Но ничего не помогало — люди упорно признавали его «актёром одной роли».

Со временем популярность стала для артиста тяжёлым грузом. Он стал сторониться людей, а его природная замкнутость (в жизни он был полной противоположностью своему герою) переросла в настоящую социофобию, а некоторые коллеги даже уверены, что он страдал от психического расстройства. И когда кто-то вспоминал о его самой знаменитой роли, Демьяненко взрывался:

Я — не Шурик! Я — Александр Сергеевич!

Провальные проекты и спад популярности

К сожалению, выйти за рамки навязанного ему образа «Шурику» так и не удалось: в конце 80-х его стали всё реже приглашать на съёмки, и актёр сильно переживал по этому поводу.

В задушевных беседах с коллегами он часто жалел о своей «свернувшей не туда» актёрской судьбе:

Мне уже 60, а я все еще Шурик для всех...
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Да и в плане заработка стало похуже, и этот факт Демьяненко особенно угнетал. К счастью, выручил дубляж: в те годы актёр начал активно озвучивать иностранных фильмов и стал одним из ведущих актеров дубляжа. Это его голосом говорили герои Жан-Поля Бельмондо, Роберта де Ниро, Омара Шарифа, Донатаса Баниониса. Кстати, последний даже утверждал, что Демьяненко озвучил его лучше, чем он сам сыграл.

В 90-е работы совсем не стало, поэтому Александр Демьяненко вынужден был браться даже за самые низкопробные проекты. После того как он сыграл в первом российском ситкоме «Кафе «Клубничка», на него вылили ушат грязи как зрители, так и коллеги. Люди удивлялись, как столь уважаемый артист мог согласиться играть в этой «пошлятине».

Демьяненко пытался оправдываться, мол, нужны деньги, но его никто не слушал. Это сильно било по самолюбию артиста, он погрузился в глубокую депрессию. Конечно, такие переживания не могли не отразиться на здоровье народного любимца.

Личная жизнь Александра Демьяненко

В детстве у маленького Саши перед глазами был не лучший пример семьи: его отец был человеком увлекающимся и не раз уходил от матери к молодой пассии. А однажды бросил жену и сына окончательно. Демьяненко было очень горько за мать, и тогда он решил, что сам никогда не повторит поступков отца.

Поначалу всё так и было: свою первую любовь он встретил ещё в школе. Марина Склярова ходила вместе с Сашей в драмкружок, и именно она первая начала проявлять к мальчику интерес — Демьяненко в юности был ужасно застенчивым, а при общении с противоположным полом и вовсе терял дар речи.

Как только девушке исполнилось 17 лет, пара сыграла свадьбу. Марина тоже хотела связать свою жизнь с кино, но Демьяненко был непреклонен: звезда в семье должна быть только одна, а удел его жены — дом и быт.

Сам же Александр Сергеевич в быту был совершенно беспомощен. Много лет спустя Склярова признавалась, что дом тянула на себе только она, муж же лишь требовал, чтобы «всё было красиво». При этом Марине приходилось ещё и играть роль психолога, когда «Шурик» часами жаловался супруге на неприятную ему популярность.

За все годы, прожитые вместе, Демьяненко и Склярова так и не стали родителями. И дело не в том, что они не могли иметь детей — это было осознанное решение. Марина прекрасно видела, что её эгоистичный супруг не способен и не хочет быть отцом. Поэтому когда она впервые забеременела, решительно пошла на аборт. И это повторилось ещё несколько раз...

Марина Склярова/ Фото: kino-teatr.ru
Марина Склярова/ Фото: kino-teatr.ru

Увы, бешеная популярность не только надломила актёра, но и разрушила его счастливую семейную жизнь. В момент очередной депрессии он внезапно решил изменить всё и просто ушёл от жены, как когда-то его отец.

Новой спутницей Демьяненко стала ассистентка дубляжа с «Ленфильма» Людмила Неволина, с которой Александр познакомился ещё в середине 70-х. Роман между ними разгорелся не сразу: их общение обычно сводилось к работе, но оба испытывали непреодолимое влечение друг к другу.

В какой-то момент «Шурик» пригласил Людмилу в кафе. Весь вечер он не сводил с женщины грустного взгляда, и не выдержав этого, Неволина спросила: «Влюбились, что ли?» На что артист ответил: «Да, в вас!»

После этого короткого объяснения актёр вернулся домой, коротко и сухо сообщил супруге, что уходит от неё, собрал чемодан и покинул дом навсегда. К чести его стоит отметить, что всё нажитое имущество он рыцарски оставил первой жене. Тем не менее, за некрасивый поступок Александра осудили многие коллеги, а часть друзей отвернулась от него.

Склярова замуж больше так и не вышла, тем более что официально их брак с Демьяненко был расторгнут лишь 10 лет спустя. Это не мешало актёру вовсю строить новую семью. Он с радостью принял дочь Неволиной, Анжелику, которую воспитал как родную. Девочка впоследствии стала известной актрисой, а своего отчима обожала как папу.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Последние годы и смерть

Постаревшему Александру Демьяненко роли предлагали всё реже, поэтому приходилось хватать «что дают». Актёр работал на износ: например, во время съёмок того самого провального ситкома «Клубничка» ему постоянно приходилось мотаться из Петербурга в Москву. В какой-то момент организм не выдержал напряжения: прямо на съёмочной площадке у Демьяненко отслоилась сетчатка глаза. Врачи были непреклонны: срочно нужна сложная операция.

На дворе стояли тяжёлые 90-е, ни денег, ни знакомых врачей не было. В те дни на помощь другу и коллеге пришла актриса Наталья Селезнёва, с которой «Шурик» неоднократно снимался вместе.

Я кинулась на помощь. У меня в мединституте были родные, они выправили ему сетчатку. Потом я стала заниматься его сердцем, оно у него было больным», - вспоминает актриса.

Селезнева не только вылечила Демьяненко, но и предложила ему работу:

Я его обманула, сказала, что будут платить 100 долларов, а он все равно согласился. После выступлений Сашка вошел ко мне в комнату и увидел несколько тысяч долларов на кровати. Я сказала ему: «Это все твое!» Саша заплакал, я впервые видела его таким...

Однако радоваться жизни Демьяненко оставалось недолго. Наркоз, который ему дали во время экстренной операции, артист перенёс плохо. А вскоре снова попал в больницу, на этот раз с подозрением на язву желудка. Когда проводили обследование, у актёра внезапно случился инфаркт. Позже выяснилось, что это был уже второй случай — первого «Шурик» просто не заметил.

Демьяненко срочно требовалось провести шунтирование, и он уже начал готовиться к операции. Но до неё он не дожил буквально несколько дней. Любимый всеми «Шурик» скончался от отека легкого 22 августа 1999 года в возрасте всего 62 лет.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Позже близкие актёра рассказывали, что Александра Сергеевича можно было успеть спасти. Но все врачи почему-то оказались в отпуске, да и обстоятельства сложились крайне неудачным образом:

В августе я уехала в Грузию, - вспоминала его падчерица. - Ничего не предвещало беды, дядя Саша был в прекрасном настроении. Его госпитализировали перед операцией, он лежал в двухместной палате. А 22-го числа из-за сильной жары у него случился инфаркт.

По словам Неволиной, её мать пыталась найти виноватых, но безрезультатно:

Мама потом спрашивала, как такое возможно, что всех врачей разом отправили в отпуск? Ей ответили: «А вы думаете, за это время только Александр Сергеевич умер?»

Актриса с грустью вспоминает, что отчим совершенно не собирался умирать — напротив, мечтал вновь выходить на сцену и сниматься.

Дядя Саша о смерти никогда не думал: хотел продолжать карьеру, и многие от него этого ждали, — вздыхает падчерица Демьяненко.

На похороны «Шурика» пришло невероятное количество людей. Когда гроб везли на кладбище, по обеим сторонам улицы стояли толпы плачущих поклонников.

На кладбище было такое количество народу, что просто не пройти. Поэтому я двух сестер дяди Саши схватила за руки и сама подвела к гробу. Вот так зрители его отблагодарили, - вспоминает Неволина.

Сегодня, 29 мая, Александру Демьяненко могло бы исполниться 88 лет. Но вот уже более четверти века его нет с нами. Уже сменилось поколение зрителей, но на могилу «Шурика» до сих пор несут живые цветы. И ещё много поколений будут вспоминать самые яркие сцены из гайдаевских комедий с участием вихрастого студента-недотёпы и повторять его крылатые фразочки: «Надо, Федя, надо!»