Найти в Дзене

Как справиться с утратой? Кейс из практики "Морозная дымка"

Лёлю привёз ко мне её муж и сообщил, что семья не может справиться с её крайне тяжёлым состоянием. Ничего не знавшие о маминых предписаниях, они бросились воспитывать 50-летнюю «малышку». В ответ на это получили заряд такого гнева, о котором даже не могли догадываться. Посовещавшись между собой, новоиспечённые родители пришли к выводу, что Лёля — «точная копия её матери», но это поправимо. Тяжёлое состояние после сильнейшей травмы и тот факт, что дочь не видела отца 50 лет, супруги в расчёт не приняли. Состояние Лёли было расценено как «плохое поведение» вследствие неправильного воспитания. Решив перевоспитать дочь, отец написал ей два письма с рекомендациями о том, как надо себя вести. Сработал перенос — мужчина выразил (в очень сдержанной и холодной форме) всё то, что он носил внутри себя столько лет. Эти письма должны были бы попасть к его первой жене, но… Вытирая слёзы, Лёля протянула мне злосчастные листочки, от которых веяло холодом. — Что вы намерены делать? — спросила я.
— Мам

Лёлю привёз ко мне её муж и сообщил, что семья не может справиться с её крайне тяжёлым состоянием.

Ничего не знавшие о маминых предписаниях, они бросились воспитывать 50-летнюю «малышку». В ответ на это получили заряд такого гнева, о котором даже не могли догадываться. Посовещавшись между собой, новоиспечённые родители пришли к выводу, что Лёля — «точная копия её матери», но это поправимо.

Тяжёлое состояние после сильнейшей травмы и тот факт, что дочь не видела отца 50 лет, супруги в расчёт не приняли. Состояние Лёли было расценено как «плохое поведение» вследствие неправильного воспитания. Решив перевоспитать дочь, отец написал ей два письма с рекомендациями о том, как надо себя вести. Сработал перенос — мужчина выразил (в очень сдержанной и холодной форме) всё то, что он носил внутри себя столько лет. Эти письма должны были бы попасть к его первой жене, но…

Вытирая слёзы, Лёля протянула мне злосчастные листочки, от которых веяло холодом.

— Что вы намерены делать? — спросила я.
— Мама права. Я никогда не стану сближаться с этим человеком.

Вот такой вывод.

В этой работе я не ставлю целью анализировать все ошибки, допущенные этими людьми, и каким-либо образом осуждать или оправдывать их поведение. Я лишь хотела бы показать одну из сессий.

Запрос моей клиентки прозвучал следующим образом:
— Помогите примириться с болью.

Образ боли представился в виде «морозной дымки», которая обжигала кожу. Уже зная историю Лёли, я аккуратно задала вопрос:

— А сколько ниже нуля?
— Минус сто.
— Сколько?!!

После моего возгласа Лёля объяснила свои чувства. Невероятный холод в виде ледяного меча, который держала дымка, проникал в её грудь и касался сердца. В соприкосновении с ним кожа становилась мёртвой. Да что там кожа — от такой температуры ломается металл. Дальше был представлен образ из фильма «Терминатор», тот момент, когда человек из жидкого металла ломается на куски от низкой температуры.

Я не сразу нашлась, что ответить.

— Попробуйте представить это на некотором расстоянии от вас.
Когда действие получилось, я задала следующий вопрос:
— Что хочется сделать? (Идентифицировать клиентку с образом я не торопилась.)
— Хочу попросить этот холод уйти.
— Ну что ж, попробуйте попросить.

Через некоторое время женщина убедилась в тщетности своих попыток.

Я предложила посмотреть на ситуацию со стороны. Лёля перешла в свою взрослую сильную часть и стала «рассматривать» открывшийся ей внутренний конфликт. Морозная дымка стояла с ледяным мечом, направленным на девочку. При этом девочка испытывала острую проникающую боль и плакала.

— Она садистка, мучает ребёнка, — сказала Лёля.

Я попросила показать мне, как дымка направляет на девочку меч. Лёля приняла соответствующую позу и вытянула вперёд руку.

— Что вы чувствуете?
— Она безжалостная.
— Что чувствует девочка?
— Жалость к себе.

Жалость и её отсутствие — я ещё раз обратила внимание Лёли на эти слова. То есть клиентка находилась между безжалостным приказом матери заморозить свои чувства к отцу и жалостью к одинокой себе. Клиентка решила пожалеть девочку. Я не стала возражать и отговаривать от этого действия. Теперь девочка страдала ещё больше. Она буквально утопала в слезах. Жалость усиливает страдания.

— Попробуйте найти смысл в этой ситуации. Зачем вам это дано?
Лёля (из своей взрослой части) теперь смогла дать ответ самостоятельно:
— Я должна суметь прожить это горе и перестать себя жалеть.
— Можете ли вы дать совет девочке?

Женщина мысленно предложила девочке перестать плакать и встать. В этот же момент она почувствовала, как дымка убрала свой меч. При этом клиентка сообщила, что больше не чувствует боль.

— Что же чувствует сейчас девочка?
— Удивление.

Я решила пойти немного дальше и спросила, как ведёт себя металл, который раньше ломался от холода. Оказалось, что он принял форму стержня, а сама Лёля испытывала чувство стойкости.

— Я смогла выстоять. Теперь я знаю, что справлюсь и выдержу это испытание. У меня появился внутренний стержень.

Похвалив женщину за мужество, я попросила её произнести слова, которые должны были быть направлены на стержень:

— Я разрешаю тебе жить.

После этих слов стержень превратился в жидкий металл и стал свободно двигаться. Клиентка вздохнула, стало заметно, как уходит внутреннее напряжение, тело расслабилось, а дыхание стало спокойным.

В конце работы я поинтересовалась её самочувствием. Лёля сказала, что дымка ушла со словами:

— Если ты начнёшь жалеть себя, то я снова вернусь.

Но теперь она знает, как можно получить поддержку от своей взрослой части.

Также Лёля призналась в чувстве усталости после проделанной работы. Но теперь она может отдохнуть, посмотреть телевизор и спокойно пообщаться с мужем.

В своей практике я уже не раз использовала приёмы эмоционально-образной терапии в работе с клиентами, переживающими тяжёлую утрату. Этот метод оправдывает себя даже в фазе острого горя.

Кейс Татьяны Григорьевой

Стань профессионалом в работе с психотравмами.
Забронируй место на курсе:
https://result-therapy.ru/integrativ_podhod