Самым главным объектом набережной Волгограда, пожалуй, является главная лестница. Просто потому, что она является парадными воротами в город. Именно по главной лестнице поднимаются туристы во время пеших экскурсий, по этой же лестнице прогуливаются и жители города. И вот казалось бы, такой простой объект, как лестница, на самом деле оказывается далеко не так прост, как кажется, да ещё и имеет давнюю историю. Впрочем, подобное в Волгограде случается часто.
Нельзя рассказывать о лестнице, не упомянув набережную. Все мы привыкли видеть её такой, какая она сейчас, и привыкли считать, что набережная в нашем городе появилась после Сталинградской битвы. Это верно лишь отчасти. В своём нынешнем виде набережная в самом деле появилась в нашем городе в процессе послевоенного восстановления, но вообще-то набережная у нас появилась давно, её история насчитывает как минимум пару сотен лет. Появилась она ещё в Царицыне, но выглядела совсем иначе. Собственно, тогда набережная не была зоной отдыха, тогда это была самая настоящая промзона с причалами, пакгаузами, а впоследствии ещё и с железной дорогой.
На просторах интернета мне попалось несколько старых фотографий, которые сделаны в начале ХХ века (более точной даты нет). Вот так выглядела когда-то наша набережная
Никаких лестниц тут не видно, обычные спуски, хорошо, если мощёные, а то ведь могли быть и грунтовые. В те годы тут никто не отдыхал, здесь кипела работа. На набережной располагались причалы пароходных компаний, куда причаливали различные суда, шла погрузка и разгрузка грузов, рядом с причалами стояли склады. Чуть ниже по течению от современной центральной лестницы берег был покрыт штабелями брёвен и досок, тут разгружали лес, который привозили с верховьев Волги и Камы. Как мы видим, не лучшее место для прогулок тут было в те годы.
С Волги всё выглядело вот так:
Узнаёте место? Вряд ли, а ведь это самый центр современного Волгограда, тут всегда полно жителей и гостей города. Фото примечательно тем, что по нему можно понять, что было на месте современной центральной лестницы. Здесь есть ряд ориентиров, один из которых сохранился и в наши дни. Итак, крайняя церковь слева - это Предтечинский храм, который и сегодня есть на набережной. Исторический храм не сохранился, сегодня на его месте построен новодел. Чуть правее храма виден Успенский собор. Сегодня его нет, но на его месте стоит памятник Хользунову, так что нетрудно понять, где он находился. Ещё правее виден серый шпиль католической кирхи, которая когда-то стояла на перекрёстке современной улицы Володарского и проспекта Ленина. Возле кирхи видно двухэтажное светлое здание. Оно стоит там и поныне. Тогда там находилась Мариинская женская гимназия, а сегодня - комитет по статистике. Кирха же не сохранилась, на её месте сегодня стоит здание областного суда. Как мы знаем, от современной улицы Володарского до Центральной лестницы совсем недалеко, поэтому посмотрим вправо. В самом правом краю фото мы видим причалы пароходной компании "Русь". Вот примерно там сегодня и находится Центральная лестница. Если бы она была на этом фото, то находилась бы у правого края снимка. Вот так изменился наш город.
В XIX веке у властей Царицына появилось понимание того, что набережную надо как-то облагородить, придать ей культурный вид. В начале XIX века на Волге начало развиваться паровое судоходство, стали появляться причалы, склады. Царицынский порт был в числе первых по перевозке самых разных товаров: от угля и металла до рыбы и бахчевых. Эта точка была на пересечении большого количества торговых путей и со временем возникла необходимость облагородить набережную. Она выступала лицом всего города и должна была привлекать все большее и большее количество не местных купцов.
Впервые попытались придать благородства верхней террасе в начале XX века. Изменения коснулись пологих откосов, высадки деревьев, преимущественно акаций, и монтажа деревянной лестницы к пристаням.
На фото ниже на заднем плане хорошо видно здание водокачки, которое сохранилось и сегодня. Водокачка находится рядом с Центральной лестницей, так что ту лестницу, что видна по центру кадра, вполне можно считать предком современной.
Вот так выглядела наша набережная в начале ХХ века, однако просуществовала в таком виде она недолго. В 1913 году набережная была уничтожена оползнем.
После революции 1917 года набережную снова пытались привести в порядок, но ничего особо масштабного тогда не сделали. По крайней мере, информации об этом я не нашёл, известно лишь, что до 1930-х гг. набережная носила звучное имя «Красные Зори», хотя в ряде других постреволюционных источниках упоминается «Набережная имени Степана Разина».
И только 23 марта 1933 года на заседании архитектурно-планировочного управления при президиуме Сталинградского горсовета были приняты ряд решений:
— о переименовании набережной «Красный Зори» в «Центральную набережную»;
— об использовании в архитектурном оформлении набережной фонтана и зеленых насаждений;
— о проработке вопроса пропуска трамваев по набережной;
— об облагораживании сквера (находящегося в эксплуатации Союза строителей) на набережной, «как единственного места доступа к Волге».
Подводя итоги, было принято главное решение: набережная по реке Волга от устья реки Царицы должна быть «очищена от всякого строительства, приведена в чистый вид, озелена и надлежаще оформлена как место отдыха для населения города и всякого рода физкультурных занятий».
Появились проекты благоустройства, которые не могли обойтись без лестниц, т.к. правый берег Волги, на котором стоит город - высокий и крутой.
Вот один из проектов тех лет:
Нужно сказать, что набережная Волги в центральной части города к середине 1930-х гг. представляла собой неприглядное зрелище: мусор, разнокалиберные хибарки, покосившиеся здания, овражные склоны, плохо спланированные откосы – все это не радовало глаз. Большие проблемы создавала железнодорожная линия вдоль Волги, береговые лабазы, склады пароходства и причалы порта, особенно грузового, всего около сорока разных построек. Городские власти и раньше пытались благоустроить набережную в центре, хотя бы частично, но к 1935 году становится ясным, что решение должно быть комплексным. В разработке проекта набережной Волги на разных этапах до 1941 года принимали участие архитекторы А. Дворин, В. Кочедамов, А. Кулев, М. Цубикова, И. Иващенко.
Начиная с 1935 года, вплоть до войны продолжалось преображение набережной. Уже во второй половине 1930-х годов отрезок набережной центра Сталинграда (в границах от устья реки Царицы до здания городской Водокачки), которая носила имя И. В. Сталина, принял благоустроенный вид. В марте 1936 года был утвержден план строительства второй очереди набережной: «оформление и приведение в порядок верхней и нижней площади по типу первой очереди от Базарного взвоза до станции Соляной с учетом проектирования Наркомводом водного вокзала и устройства в дальнейшем по нижней террасе автопутевой трассы до тракторного завода». Тут особенно интересно упоминание автопутевой трассы от набережной до тракторного завода. Вот откуда растут корни современной Нулевой продольной. Получается, что идея этой дороги возникла в 1936 году, а саму дорогу, точнее лишь один её участок, построили только к 2018-му.
А потом была Сталинградская битва, в ходе которой набережная была сильно разрушена. Во время Сталинградской битвы к набережной доставлялись припасы с левого берега Волги и эвакуировались раненые и мирное население. Впоследствии набережную назвали в честь 62-й армии, защищавшей её.
Уже 3 марта 1943 года в газете «Труд» Каро Семёнович Алабян пишет о будущем возрождении Сталинграда, который, по его мнению, должен стать одним из красивейших городов «с широкими проспектами, бульварами, фонтанами, набережной…" Всё-таки невероятное было тогда поколение. Март 1943 года, Сталинград лежит в руинах, линия фронта была не так уж и далеко от города, до конца войны было ещё два долгих года, а люди уже думали о возрождении города, о строительстве набережной. Просто невероятно.
В конце ноября 1951 года архитектурно-технический совет архитектурно-проектной мастерской при Исполкоме Сталинградского горсовета обсудил важнейшие вопросы, связанные с проектированием центральной набережной города. Большое внимание было уделено архитектуре и конструкции центральной лестницы, которая должна была соединить нижнюю и верхнюю террасы набережной.
В 1952 году разрушенную набережную отстроили заново по проекту народного архитектора СССР Василия Симбирцева (в соавторстве с И. Фиалко, Э. Богод, В. Макаренко), который считал, что «работы по реконструкции набережной составляют очень важную часть реконструкции города Сталинграда и создания его центра». Главным сооружением набережной стала центральная лестница, которая на верхней террасе оформлена симметричными восьмиколонными пропилеями.
Поскольку с центральной лестницы мы плавно попадаем на аллею Героев и далее к площади Павших борцов, то думаю, что будет интересно посмотреть, какой архитекторы видели эту аллею. На снимке ниже - перекрёсток аллеи Героев и проспекта Ленина, каким он мог бы быть в случае реализации проекта.
Но вернёмся к Центральной лестнице. Её сооружение планировалось завершить к 1 мая 1952 года.
Масштабы строительства впечатляют: лишь по предварительным сведениям на январь 1952 года на строительстве лестницы предстояло выполнить бутовой кладки более 2000 кубометров, кирпичной – 500, бетонной подготовки – 500, уложить сборного железобетона более 1000 кубометров, уложить 3500 погонных метров гранитных ступеней, облицевать гранитом более 1000 квадратных метров поверхности. В верхней части лестницы глубина выемки грунта составляла 12 метров, в нижней – 6 метров; вынутый грунт отвозился на самосвалах в будущую насыпь береговой террасы (около насосной станции горводопровода).
Темпы строительства набережной шли с отставанием от графика, то есть, неудовлетворительно. Например, за первую декаду марта 1952 года месячный план был выполнен только на 25 % вместо 33 – 34 %. К середине марта 1952 года было закончено бетонирование четырех осей опор под лестницу. С другой стороны, на этот период работ не была утверждена сметная документация, что задерживало финансирование.
Для строительства центральной набережной, а именно для ступеней парадной лестницы использовался серый гранит из Жежелевского карьера Винницкой области (Украина). 186 ступеней из гранита прибыли в Сталинград в первой декаде апреля 1952 года, вместе с еще тремя вагонами серого гранита с того же карьера. Во второй половине апреля 1952 года коллектив строителей получил первую партию гранита для подпорных стенок верхней террасы. Уже 28 апреля 1952 г. коллектив прораба Валова уложил 25 квадратных метров гранита. В начале июля 1952 года в адрес строительства набережной (для последних отделочных работ) прибыло еще два вагона гранита. В газете «Сталинградская правда» от 15 июня 1952 года отмечалась работа гранитчиков:
Напряженно трудятся бригады гранитчиков тт. Гнедовского и Пономарева. Закончив устройство гранитных ступеней среднего 15-метрового пролета, они устанавливают ступени боковых маршей. Гранитчики продолжают облицовку розовым гранитом подставок для цветочных ваз, пьедесталов скульптур
В конце мая 1952 года на строительную площадку прибыла первая партия красного гранита, которым отделывали скульптурные постаменты и цветочницы, которым полагалось быть установленными вдоль парадной лестницы.
19 марта 1952 года коллектив строителей треста Сталинграджилстрой начал вынимать грунт из котлована, предназначенного под устройство фундамента пропилей. Уже в начале мая 1952 года бригада каменщиков под руководством т. Лукши рапортовала об окончании кладки девятиметровых колонн, которые находились на верхней части парадной лестницы. К середине мая 1952 года на пропилеях бригадой штукатуров под руководством т. Борозденко было выполнено 680 кв. м. штукатурки с применением мраморной крошки. В июне 1952 года была закончена обратная засыпка котлована главной лестницы центральной набережной Сталинграда. В начале июля 1952 года на набережной (у основания главной лестницы) начато строительство двух обелисков, на которых планировалось установить мощные лампы для освещения лестницы.
Начатое в декабре 1951 года, строительство набережной центральной части Сталинграда завершилось через восемь месяцев (вот интересно, сколько бы времени подобное строительство заняло в наши дни?). Работы на первом участке были окончены, строителей ждал второй, третий участки… Набережные в поселке Металлургов и в Красноармейском районе… Идея «одеть Волгу в камень» так и не была реализована, однако начало ей было положено.
Вот так стала выглядеть наша набережная по окончании строительства. Как говорится, почувствуйте разницу со снимками начала века.
Главным объектом преобразившейся набережной конечно же стала лестница. Её ширина составляет 40 метров, а количество ступеней – 100, разбитых на 8 пролетов. По своему замыслу центральная лестница напоминает Потёмкинскую в Севастополе, но помимо своего основного смысла, скрывает второе значение. Пропилеи центральной лестницы являются своеобразными отметками: во время Сталинградской битвы именно в этом месте располагалась основная переправа через Волгу.
Вот ещё несколько фото центральной лестницы времён СССР. В какие годы они сделаны - не знаю, вроде как в промежуток между концом 50-х - концом 60-х годов. Возможно читатели смогут сказать точнее, это в самом деле интересно.
На время гуляний и праздников лестница используется в качестве амфитеатра: внизу напротив конструкции установлена сцена, а ступени служат местами для рассадки зрителей. Дату съёмки этого фото я не нашёл, но как будто бы оно сделано весной. Возможно люди собрались на концерт по случаю празднования Первого мая. Хотя может быть фото сделано и на день города.
А вот фото уже моё, сделано в день города 4 сентября 2010 года. Тогда в Волгоград впервые прилетали пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи". Народу в тот день на набережной было видимо-невидимо. На Центральной лестнице яблоку было негде упасть.
Это тоже день города, но уже 2017 год. На лестнице снова не протолкнуться.
Был период, когда у подножия лестницы стояли аттракционы. Их убрали во время реконструкции к ЧМ-2018.
Благодаря тому, что в Волгограде проходили матчи ЧМ-2018, всю центральную набережную привели в порядок. Была проведена большая реконструкция, которая продолжается и по сей день, правда она уже сместилась в сторону улицы 7-й Гвардейской.
Пропилеи отреставрировали в 2018 году, а вот саму лестницу ремонтировали уже в 2018-2019-м.
Май 2019-го. Реконструкция лестницы почти завершена.
Центральная лестница в 2022 году.
Сейчас центральная лестница на набережной Волгограда отреставрирована, хочется верить, что качественно. Тут редко бывает малолюдно. Всегда кто-то либо гуляет по лестнице, либо просто сидит на ступенях и любуется Волгой. Лестница является парадными воротами города, его лицом и главной достопримечательностью набережной. Её монументальный вид притягивает взор, не любоваться ею просто невозможно.
Ещё статьи на похожую тематику
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь