Чуйский тракт – одна из самых красивых дорог России. Я не с первого раза, не с первой поездки влюбилась в Алтай, а только проехав на машине значительно дальше Манжерока, поняла, где до сих пор от меня скрывалась настоящая красота этого региона.
Наша поездка по горному Чуйскому тракту начинается у большой развилки рядом с селом Усть-Сема. Здесь направо дорога уходит на Чуйский тракт (Р-256), а прямо, непосредственно с Усть-Семы начинается Чемальский тракт. Нам надо на Чуйский, но можно заехать в село, чтобы посмотреть один объект, который расположен у дороги слева, вот это бревенчатое здание:
Это здание, расположенное по адресу: ул.Трактовая, 21, снималось в кино – в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». В самом начале фильма главный герой Пашка Колокольников, которого играет Леонид Куравлев, выходит на крыльцо чайной, и перед нами та самая «чайная»:
История названия села Усть-Сема проста: село расположено чуть ниже по течению от места слияния рек Семы и Катуни, то есть у устья Семы.
Выезжаем на Чуйский тракт, до села Ташанта, расположенного у границы с Монголией – 440 км. На всем протяжении нашего пути дорога будет примерно такой, двухполосной:
Не доезжая села Камлак, есть указатель на Горно-Алтайский ботанический сад.
Стоимость билета для взрослого – 350 рублей, в кассе можно приобрести и травяные чаи.
Заезжаем в село Камлак, оно находится на трассе.
Здесь есть пасека, о которой я писала отдельно. На пасеке в Камлаке предлагают, так популярный сейчас на Алтае, «сон на пчелах», но нужно звонить, договариваться заранее о времени, домик один.
Между селами Камлак и Черга находится Зубровый питомник, образованный здесь еще в 1982 году. Туристам в посещении не отказывают.
В самом селе Черга расположен Чергинский маслосырзавод, а при нем фирменный магазин (ул.Горького, д.30).
Следующие населенные пункты, которые мы проезжаем по трассе – Барлак, Мыюта.
Первый, сравнительно-таки крупный населенный пункт по дороге, который встречается на указателях о расстояниях – Шебалино. В селе есть заправка «Роснефть» и продуктовый супермаркет «Мариа-Ра».
Шебалино носит фамилию основателя - купца Шебалина, который в 1833 году построил на этом месте заимку.
До Семинского перевала проезжаем еще через два населенных пункта: Кумалыр и Топучая. Про сам перевал и священную кедровую рощу алтайцев, расположенную на нем, я тоже писала отдельно, она стоила отдельного поста.
После спуска с Семинского перевала следуют населенные пункты: Каракол, Шашикман, Ондугай, Хабаровка.
После Хабаровки на нашем пути еще один перевал – Чике-Таман (переводится с алтайского, как «прямая подошва»).
С перевала открываются неплохие виды.
Проезжаем село Купчегень и... стадо козликов.
После села Купчегень, к пейзажам дороги присоединяется красавица - река Катунь.
Проезжаем село Малый Яломан. В советское время (в 1953г.) здесь был создан необычный высокогорный сад промышленного типа, учеными было создано более 120 сортов плодовых, ягодных и декоративных культур, но в 90-е годы, как и многое в стране, сад пришел в упадок. Сейчас вроде бы пытаются возродить былую славу этого места.
В селе Иня пересекаем реку Катунь по небольшому мостику.
Еще в селе Иня бросается в глаза памятник Ленину на большом белом постаменте, постамент значительно больше, чем сама фигура. Очень необычный памятник вождю революции, этакий Ленин-Будда.
Подъезжаем к одному из самых красивых мест на Чуйском тракте – слиянию рек Чуи и Катуни. Многие машины останавливаются.
Вдоль русла реки находятся, так называемые, «Катунские террасы»:
Не доезжая села Иодро, стоит съехать с дороги налево в сторону горы Адыр-Кан, чтобы посмотреть «Чуйский оленный камень».
Его показывает навигатор, и стела высотой около двух метров хорошо заметна с дороги, но мы проехали мимо, сразу не заметив по какой грунтовой дороге надо съехать, вернулись обратно, о чем я не пожалела. Подъезд к камню как-бы защищает заборчик с одной стороны, хотя место по периметру не огорожено.
Подойдя ближе, можно отчетливо разглядеть, что на камне высечено лицо воина, также изображены лук и кинжал (хуже различимы), имеется надпись старомонгольским алфавитом.
Стела слегка наклонена. Этим каменным стелам, которых называют «оленными камнями», 2-3 тысячи лет, они имеют отношение к скифо-сибирской культуре. Если пройти дальше к скалам, то можно посмотреть и петроглифы, их около сотни, в основном изображения животных.
Как гласит информационная табличка: «в западной части комплекса находятся захоронения, курганы образуют две цепочки погребальных сооружений диаметром от 5 до 15 м», но туда, мы не ходили, не зовут меня такие места.
Подъезжаем к скале из белого известняка, носящей название - «Белый Бом», она слева, а река Чуя - справа.
Рядом со скалой раскинулось одноименное село «Акбом». Ак, как по-алтайски, так и по-татарски, означает «белый», поэтому перевод названия я считываю сразу. Раньше это был один из самых опасных участков Чуйского тракта. До реконструкции дороги, пассажиры выходили перед «Белым Бомом» и шли этот участок дороги пешком, машина ехала только с водителем.
В этот день из-за облачка над вершиной, «Белый Бом» напоминает мне вулкан.
Памятник в селе по правой стороне дороги (памятник со звездой)– это памятник красноармейцам, павшим в период Гражданской войны, установленный здесь в 1957 году.
А, через пару километров, после выезда из села находится один из самых известных памятников Чуйского тракта – памятник водителям тракта.
Еще в 70-е годы на этом месте установили памятник, потом его перенесли в Бийск в «Музей Чуйского тракта». Современный памятник представляет из себя, установленные на постаменты две машины: грузовик «полуторка» («АМО») и армейский «Форд».
В народе этот памятник прозвали – памятник Кольке Снегиреву. В 30-е годы стала популярна шоферская песня, героем которой являлся отчаянный шофер «полуторки» Колька Снегирев, который, обгоняя «Форд» своей возлюбленной Раи, сорвался с обрыва.
Когда эта песня прозвучала с больших экранов в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень», она приобрела всенародную популярность. Слова из песни размещены на постаменте памятника.
Если немного подняться пешком в гору, то можно рассмотреть еще один памятник, «посвященный коренным жителям Алтая, чья история тесно переплетена с историей Чуйского тракта – Дорогой Жизни и Смерти» - так написано на памятной доске. Скульптурная композиция включает молодую пару и, чуть поодаль, пожилую алтайку с трубкой в руке.
К строительству тракта в свое время привлекались все местные жители, которые жили в округе, безусловно, это был тяжелый труд.
Следующий населенный пункт после Акбома только через 43 км. – село Чибит.
Здесь есть любопытный мостик через реку Чуя – мост деревянный, шириной 4 метра, автомобильный. Выглядит он очень хлипким, но во время большого наводнения на Алтае в 2012 году именно этот мост устоял, хотя многие другие мосты были смыты.
В Чибите есть заправка «Ника».
А еще замок из речного камня с развевающимся над ним флагом России. Владелец столь странного сооружения на дороге, непривычного для этих мест вида – миллиардер Игорь Бабаев, основатель агрокомплекса «Черкизово».
После Чибита недалеко и до села Акташ. Еще в середине 19 века здесь открыли месторождение ртути, но промышленной разработкой занялись лишь в годы Великой Отечественной войны, когда главные месторождения ртути в стране оказались на оккупированной территории.
Здесь можно заправиться на заправке «Опти», а мы еще и пообедали. В селе Акташ есть неплохая столовая «Оазис», можно недорого и вкусно покушать. Чай травяной здесь - изумительный.
От Акташа нам остается 7 км. до конечной точки нашего маршрута – Гейзерного озера, ради которого мы и проехали 300 км. по Чуйскому тракту, и, заметьте, ничуть не пожалели, дорога живописная!