Найти в Дзене

ВАЗ-1111 «Ока»: Советский «Смарт» или просто «табуретка на колесах»? Вся правда о микролитражке!

Есть автомобили, которые вызывают восхищение своими размерами и мощью. А есть «Ока». ВАЗ-1111, она же «КамАЗ Ока», она же СеАЗ «Ока» – эта кроха разделила автолюбителей на два лагеря: тех, кто видел в ней доступное средство передвижения и умилялся её компактности, и тех, кто отпускал в её адрес колкие шуточки про «консервную банку» или, как мы её иногда звали, «бешеную табуретку». Но, как бы то ни было, «Ока» оставила заметный след в автомобильной истории нашей страны, а для многих стала первой машиной или верной помощницей. Давайте разберемся, что это был за зверь! Идея создания сверхкомпактного и экономичного народного автомобиля витала в воздухе давно. В конце 80-х, на волне перестройки и поиска новых решений, три кита советского автопрома – ВАЗ, СеАЗ (Серпуховский автозавод) и КамАЗ – объединили усилия для создания «Оки». За образец был взят японский Daihatsu Cuore, но, конечно, с поправкой на наши реалии. «Ока» должна была стать максимально доступной, простой и экономичной машин
Оглавление

Есть автомобили, которые вызывают восхищение своими размерами и мощью. А есть «Ока». ВАЗ-1111, она же «КамАЗ Ока», она же СеАЗ «Ока» – эта кроха разделила автолюбителей на два лагеря: тех, кто видел в ней доступное средство передвижения и умилялся её компактности, и тех, кто отпускал в её адрес колкие шуточки про «консервную банку» или, как мы её иногда звали, «бешеную табуретку». Но, как бы то ни было, «Ока» оставила заметный след в автомобильной истории нашей страны, а для многих стала первой машиной или верной помощницей. Давайте разберемся, что это был за зверь!

🤔 Маленький автомобиль для большой страны: Зачем нам понадобилась «Ока»?

Идея создания сверхкомпактного и экономичного народного автомобиля витала в воздухе давно. В конце 80-х, на волне перестройки и поиска новых решений, три кита советского автопрома – ВАЗ, СеАЗ (Серпуховский автозавод) и КамАЗ – объединили усилия для создания «Оки». За образец был взят японский Daihatsu Cuore, но, конечно, с поправкой на наши реалии. «Ока» должна была стать максимально доступной, простой и экономичной машиной для горожан, молодежи, пенсионеров.

ДиминутДизайн «Букашки»: Умиление или вызов гравитации?

Внешность «Оки» – это её самая узнаваемая черта. Коротенькая, узенькая, с почти вертикальными боковинами и большими (относительно кузова) окнами. Дизайн был подчинен максимальной функциональности и удешевлению производства. Кто-то видел в ней милую «букашку», кто-то – «недоавтомобиль». Но равнодушных её облик точно не оставлял. Эти крохотные колесики, фары-глазки – всё это создавало неповторимый образ.

Подрасту и стану джипом :))
Подрасту и стану джипом :))

Или камазом...
Или камазом...

🛋️ Внутри «Оки»: Простор для одного, аскетизм для всех (и водитель на заднем сиденье!)

Салон «Оки» – царство простоты и минимализма. Тоненькие дверцы, простейшая панель приборов, минимум регулировок. Однако, благодаря высокой крыше и вертикальной посадке, места над головой было на удивление много. А вот в ширину… ну, скажем так, для двоих средней комплекции было терпимо. Но самое интересное начиналось, когда за руль садился человек нестандартных габаритов! 😂У нас был знакомый, очень высокий парень. Так он на полном серьёзе убрал переднее водительское сиденье и рулил, сидя на заднем! Говорил, так удобнее. Представляете эту картину?

Визуальный акцент на деталь: Панель приборов «Оки» с минимумом указателей. Или вид из салона, показывающий «простор» (или его отсутствие).

⚙️ Два цилиндра ярости: Двигатель, который слышно за версту

Сердцем «Оки» (а точнее, её «сердечком») был двухцилиндровый двигатель. Изначально это был моторчик объемом 0,65 литра, позже появился 0,75-литровый. Мощность – смешные по нынешним меркам 29-35 л.с. Звук этого двигателя был неповторим – характерное тарахтение, которое было слышно издалека. Вибрации тоже были его неотъемлемой частью. Динамика? Ну, скажем так, «Ока» учила терпению и умению просчитывать обгоны на три хода вперед.

-4
-5

🌍 От Севера до Юга на «Бешеной Табуретке»: Невероятные путешествия и удивленные гаишники

Казалось бы, «Ока» – сугубо городской житель. Но только не для наших людей! На этих малютках совершались поистине эпические автопробеги. Такие путешествия на «Оке» были настоящим испытанием и для машины, и для экипажа, но зато сколько воспоминаний!Лично мы на своей «Оке», которую за глаза звали «бешеной табуреткой», умудрились проехать с Севера до самого Юга! Машина была нагружена так, что, казалось, вот-вот взлетит или, наоборот, расплющится. На крыше багажник ломился от вещей, в салоне – мы и ещё куча скарба. Нас даже гаишники останавливали не для проверки документов, а с немым вопросом в глазах (иногда и озвученным): «Мужики, ОНО что, ЕДЕТ?!» Убедившись, что едет, отпускали с миром, видимо, пребывая в лёгком шоке.

-6

💪 «Ока» в эксплуатации: Юркость, экономия и парковка… вручную!

В городе «Ока» чувствовала себя как рыба в воде. Маленькие габариты позволяли протиснуться в любую щель, развернуться на пятачке и припарковаться там, где другие и не мечтали. 😄 Заявленная экономичность была одним из главных козырей, хотя в реальности расход мог сильно зависеть от стиля езды и загрузки. А если места совсем не было, то всегда находился сильный друг (как мой товарищ), который мог запросто взять «Оку» за бампер и руками переставить её на свободное место!

🛠️ Народный автомобиль – народный ремонт (и немного тюнинга)

Простота конструкции «Оки» делала её относительно доступной для самостоятельного ремонта. Многие владельцы знали свою «ласточку» до винтика и могли устранить большинство неисправностей «на коленке». Запчасти были недорогими, хоть и не всегда качественными. «Ока» также стала объектом для тюнинга – от установки более мощных моторов (да-да, и такое бывало!) до всевозможных внешних «улучшений».

📊 Технические характеристики (ВАЗ/СеАЗ/КамАЗ-1111 «Ока»):

  • Двигатель: 2-цилиндровый, бензиновый (0,65 л или 0,75 л)
  • Рабочий объем: 649 см³ / 749 см³
  • Мощность: 29-30 л.с. / 33-35 л.с.
  • Максимальный крутящий момент: около 44-50 Нм
  • Максимальная скорость: 120-130 км/ч (по паспорту, в реальности – если с горки и с попутным ветром)
  • Расход топлива (смешанный): 4,5-6 л/100 км (заявленный)
  • Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
  • Привод: Передний
  • Габариты (ДхШхВ): 3200 х 1420 х 1400 мм
  • Колесная база: 2180 мм
  • Снаряженная масса: около 635-645 кг
-7

💰 «Ока» сегодня: Всё ещё в строю или музейный экспонат?

Сегодня «Оку» всё реже встретишь на дорогах. Многие из них уже отслужили свой век. Однако на вторичном рынке предложений всё ещё хватает.

  • Цены: Начинаются от совсем смешных за экземпляры «не на ходу» или требующие серьезного ремонта. Более-менее живые «Окушки» можно найти за 15 000 – 30 000 рублей40 000 – 80 000 рублей. Ухоженные экземпляры с небольшим пробегом, так называемые «капсулы времени», могут стоить и и даже выше, особенно если это какая-то редкая модификация (например, с китайским мотором FAW или в экспортном исполнении).100 000 – 150 000 рублей
    «Оку» до сих пор покупают как очень дешевое средство передвижения, для поездок на дачу, или... для участия в автобоях на выживание, где её компактность и малый вес становятся преимуществом.

🏁 Заключение: Малютка с большим сердцем (и характером!)

«Ока» – автомобиль противоречивый. Её любили и ненавидели, над ней смеялись и ей восхищались (за смелость владельцев). Она была далека от идеала комфорта и безопасности, но она дала возможность многим людям сесть за руль, стала верной помощницей в быту и героиней бесчисленных дорожных историй. Она честно пыталась быть народной и для многих таковой и стала. И пусть её эпоха уходит, «бешеная табуретка» навсегда останется яркой и немного безумной страничкой в истории нашего автопрома.

😂 Анекдот в тему (конечно, про «Оку»!):

Стоит «Ока» на светофоре, рядом останавливается огромный черный «Хаммер». Из «Хаммера» высовывается амбал и презрительно смотрит на водителя «Оки».
Водитель «Оки» открывает окно и кричит:
— Мужик, а у тебя подушка безопасности есть?
Амбал (гордо):
— Конечно, есть! Самая большая
Водитель «Оки»:
— А у меня вся машина — зона деформации!

Вопрос для дискуссии: 🗣️


А вам доводилось ездить на «Оке»? Какие у вас остались впечатления от этой малютки? Может, есть свои забавные истории? Делитесь в комментариях! 👇

Любите автомобили с характером, даже если они маленькие? 👍 Впереди ещё много интересного! 🚗💨Тогда жмите «Подписаться» и ставьте лайк!