При изучении произведений русской и зарубежной классики мы знакомимся с образцами литературного языка. У каждого автора свой стиль, свой язык. На занятиях студенты учатся постигать богатство и красоту русского языка, изучают выразительные возможности ресурсов языка, функциональные стили и закономерности использования в них языковых средств, языковые нормы и т.д. Но выйдя за пределы учебного кабинета, мы сталкиваемся с несколько другим языком, с языком студенческой молодежи, на котором и сами иногда говорим.
Как было остроумно замечено в одной из игр телевизионной программы «КВН», «почему-то все мы восхищаемся «великим и могучим», а общаемся на обычном разговорном».
Сленг потеснил и продолжает теснить нормативную лексику. В языке стали появляться слова, выражения, характерные для определенных групп и слоев населения. Этот язык был понятен только им. Постепенно эти выражения находили себе выход и стали использоваться все большим и большим количеством людей. В наши дни сленг является неотъемлемой частью нашей жизни. Люди привыкают к нему, и иногда даже не догадываются, что определенные слова не характерны для литературного языка. Порой мы не придаем значения тому, откуда появились они в нашей жизни, что они значат.
Наверное, трудно встретить подростка, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь.
Мы вместе с обучающимися 1 курса решили выяснить: как говорят обучающиеся нашего колледжа, почему они так говорят, что они знают о молодежном сленге.
Цель нашей работы: изучение особенностей молодежного сленга обучающихся нашего колледжа.
Этапы нашей работы:
1. изучение источников по данной проблеме (словари, справочники, Интернет), в которых рассматривается вопрос о молодежном сленге;
2. составление анкеты для опроса обучающихся по данной теме;
3. сбор данных (письменный социологический опрос);
4. анализ результатов опроса.
К сожалению, в своей работе мы столкнулись с рядом трудностей, таких например, как отсутствие литературы по данной теме и отсутствие четкого определения сленга.
Занимаясь научно-исследовательской работой, обучающиеся получили навык проведения социологического исследования, умение анализировать его результаты, обобщать и делать выводы.
Кроме того, ребята расширили свои познания в области создания компьютерных презентаций. Эти умения и навыки очень важны для современного профессионала в любой сфере деятельности.
Для изучения темы было опрощено 120 обучающихся нашего колледжа
Вот такую анкету мы составили и попросили ответить студентов нашего колледжа.
Уважаемый студент!
Просим Вас принять участие в нашем социологическом исследовании.
Ваше мнение о молодежном сленге чрезвычайно важно для нас.
1. Что такое сленг?
- язык молодежи и социальных групп
- разговорный язык
- ненормативная лексика
2. Где употребляется (применяется)?
- в общении с друзьями
- в молодежной среде
- Интернет и социальные сети
- везде
3. Можно ли употреблять сленг в общении со взрослыми?
- да (указать причину)_________________________
- нет (указать причину)________________________
- смотря с кем
4. В чем плюсы и минусы употребления сленга?
- удобно
- кратко
- просто
- засоряет литературный язык
- непонятно
- некультурно
5. Укажите самые распространенные сленговые слова в вашей речи и в речи студентов колледжа.
6. Вы слышите чаще сленг в речи:
- родителей
- преподавателей
- студентов колледжа
7. Кого более всего раздражает сленг:
- родителей
- преподавателей
- студентов
- другое____________
8. Нужно ли бороться за чистоту русского языка:
- да
- нет
- не знаю
- другое______________
9. Знаете ли вы о происхождении сленга:
- да
- нет
- кое-что (указать)_______________
10. С какого возраста употребляете сленг в речи:
- с детского сада
- с 1-го класса
- с 9-11 лет
- с 12-14 лет
11. До какого возраста будете говорить на языке молодежного сленга:
- пока учусь
- всю жизнь
- другое (указать)________________
12. Как Вы считаете, сленг:
- развивает речь студентов
- обедняет речь студентов
- засоряет литературный язык
- дает возможность выделиться
- другое (указать)___________________
13. Что раздражает Вас в сленге:
- грубость
- унизительный оттенок
- бестактность
- другое (указать)___________________
14. Когда говорится о богатстве и красоте русского языка, Вы испытываете:
- гордость
- безразличие
- другое (указать)__________________
15. Вы бы обучались по учебникам, написанным на языке молодежного сленга:
o да
- нет
- другое (указать)___________________
16. Что влияет на развитие сленга:
- СМИ (кино, телевидение, газеты, журналы)
- иностранная культура и язык
- русская культура и язык
- Интернет
- другое (указать)___________________
17. Можно ли прожить без сленга:
- да
- нет
- другое (указать)____________________
Информация о себе:
Пол:_________
Возраст:______
Группа:_______
Благодарим Вас за участие в социологическом исследовании!
Проанализировав анкеты обучающихся колледжа, мы получили следующие результаты.
Студенты отмечают, давая определение понятию сленга, что это язык молодежного общения. Хотя многие указали, что существуют разновидности сленга в зависимости от социальных и профессиональных групп (например, сленг компьютерный, сленг футболистов и т.д.).
Большинство опрошенных (85%) осознают, что в общении со взрослыми не нужно употреблять сленговые слова и выражения, т.к. это некультурно, неэтично, неприлично.
На вопрос – кого же больше раздражает сленг молодежи - обучающиеся выделили: преподавателей (60%), родителей (20%), пожилых людей (20%).
Наиболее распространенные сленговые слова и выражения среди студентов колледжа можно разделить на три большие группы:
1. слова, связанные с колледжем (подгруппы: учеба, столовая, общежитие):
учеба: контрошка- контрольная работа,
самостоялка – самостоятельная работа,
двояк – оценка «два»,
трояк – оценка «три»,
физра – урок физической культуры,
физрук – преподаватель физического воспитания,
училка – преподаватель,
препод – преподаватель,
стипуха – стипендия;
столовая: столовка – столовая,
хавчик – еда,
похавать – поесть;
общежитие: общага – общежитие,
коменда – комендант.
2. Слова с эмоциональным оттенком (положительным или отрицательным):
Положительный оттенок: круто, стремно, клево, классно, прикольно, ништяк, офигеть, очуметь, обалдеть, все пучком;
Отрицательный оттенок: отстой, туфта, фигня.
3. Слова сокращенные: че-что, ваще – вообще, харэ – хватит, щас -сейчас, тя –тебя, мя – меня, кажись – кажется, неа – нет, во –хорошо.
Отмечая плюсы и минусы употребления сленговых слов, студенты указали, что сленг в речи – это просто (50%), кратко (30%), удобно (15%), дает возможность выделиться (5%).
В минусах отмечено, что сленг не всем понятен (40 %), что он не всегда звучит культурно (40%), засоряет литературный язык (20%).
Наши обучающиеся употребляют сленговые слова и выражения с детского возраста:
с детского сада – 15 %,
с 1-го класса – 15%,
с 9- 11-ти лет – 30%,
с 12-14-ти лет – 40 % опрошенных (из общего числа респондентов).
Большинство отметило, что не хотели бы учиться по учебникам, написанным сленговым языком (90%), признали, что можно прожить и без сленга (90%) и раздражает многих в сленговой речи унизительный оттенок (55%), грубость (30%), бестактность (15%).
По результатам исследования оказалось – обучающиеся колледжа не знают (98%) о происхождении сленга, подчеркивают, что на развитие молодежного сленга оказывает влияние СМИ (60%), Интернет (20%), иностранная культура и язык (20 %).
Многочисленная часть респондентов согласны с тем, что необходимо бороться за чистоту русого языка (80%), т.к. сленг засоряет литературный язык и обедняет речь студентов, но некоторые отмечают, что это занятие бессмысленное, т.к. сленг был, есть и будет.
Итак, обобщая результаты нашей работы, мы приходим к следующим выводам:
- студенты колледжа употребляют сленг в своей речи и преимущественно в молодежной среде, а не в общении со взрослыми;
- понимают, что молодежный сленг засоряет речь, обедняет ее, но все же говорят неправильно, т.к. это просто, кратко и удобно, способ быть непохожим на взрослых;
- студенческий сленг связан непосредственно с колледжем и студенческой жизнью.
Радует, что молодежный сленг существует только в устной речи, функционирует в подростково-молодежной среде, что явление это преходящее в жизни каждого.
А вы как считаете? Поделитесь мнением в комментариях.
Подписывайтесь на мой канал
#сленг #молодежныйсленг #фотобезфильтра #Йошкар-Ола #Набережная #русскийязык