В предвкушении утреннего запаха напалма и встреч с вьетконговцами в непроходимых джунглях, мы отправились изучать северную часть Вьетнама. Главная задача в этом путешествии была увидеть бухту Халонг и другие объекты, такие как Там Кок, Хоа Лу, Сапа и именно ради этого мы променяли жаркие курортные города юга на прохладный север.
В отличие от южной, более туристической части страны, северный Вьетнам немного дикий и не самый приветливый регион для белых людей. В принципе, нелюбовь вьетнамцев к европейцам, отчасти, оправдана. Начиная с середины XIX века и следующие сто лет их кошмарили французы, когда Вьетнам был их колонией.
Позже, сразу после второй мировой войны случилась война за независимость от Франции. Только освободились от французов, не успели они опомниться, как в 1955 их прилетели бомбить американцы, что продолжалось до 1975 года и привело к ужасным разрушениям и многочисленным жертвам. Несмотря на то, что все это давно в прошлом, осадок, как говорится, остался. Также с 1975 по 1979 год вьетнамцы успели повоевать с Китаем и даже победить, а также вторгнуться в Камбоджу и свергнуть режим Пола Пота, вместе с его Красными кхмерами.
Из всего этого следует, что жить спокойно во Вьетнаме начали относительно недавно.
Как только наш самолет из Гонконга приземлился в аэропорту Ханоя, нас сразу же окружили вьетконговцы и стали предлагать услуги такси. Еле отбившись от таксистов в битве за свои же чемоданы, мы выбрали самого скромного и ненавязчивого вьетнамца и до города поехали с ним.
Первое, что поразило в пути, это бесчисленное множество красных флагов с звездами и с серпами и молотами. Они висели абсолютно везде, из чего мы сделали вывод, что коммунизм здесь все еще строят. Ну чтож, удачи...
Сам Ханой город на первый взгляд сумасшедший. Первое, что бросается в глаза это тысячи вьетнамцев, сидящих около бесконечных кафе на маленьких пластиковых табуретках, горы лопухов на тротуарах и тысячи водителей мотобайков, несущихся по улицам города.
Передвигаться по Ханою не то чтобы испытание, просто надо вовремя уворачиваться от мотобайков, переступать через жующих вьетнамцев и еще умудряться не наступить кому-нибудь в тарелку. Людей везде очень много и все они вьетнамцы.
В первый день нашего пребывания во Вьетнаме был какой то местный праздник, поэтому на нашем районе работало всего два заведения. В первом продавались куриные потроха, свиные уши и пятаки, а во втором нужно было готовить самим себе. Выбор был очевиден, и мы отправились в кафе с "самообслуживанием". На входе нам выдали таз, в который сначала нужно было набрать на развале овощей, сырых креветок и прочих непонятных ингредиентов, потом перейти дорогу, держа таз над головой, чтобы не сбить им случайно мотобайкера, затем сесть на табуретку на тротуаре и жарить вот это вот все на сковородке при помощи примуса. Удивительно конечно, но было нереально вкусно. А возможно, мы просто сильно оголодали, после перелета и долгого поиска еды. На следующий день работали уже все заведения и далее перебоев с провизией не было.
Невозможно не обратить внимание, что абсолютно все, все, все вьетнамцы рассекают по городу на мотобайках. Так как правила дорожного движения не в почете, переходить улицы на первый взгляд затруднительно. Светофоры работают, но на них никто не обращает внимание и перед пешеходными переходами соответственно никто не останавливается. Неофициальные рекомендации говорят следующее: просто переходите улицу спокойным шагом сквозь тысячи несущихся мотобайкеров и главное не дергайтесь из стороны в сторону, водители сами построят нужную траекторию движения и вас объедут. На самом деле это работает - проверено! Ну а практика показывает, что в аварии на мотобайках попадают в основном европейцы, так как пытаются ездить по правилам.
Архитектура города, мягко говоря, смешанная. Здесь соседствуют здания в традиционном вьетнамском стиле, обшарпанное французское наследие, современное из стекла и бетона, серые, административные здания кубической формы, а также типичный азиатский стиль – из того, что нашли.
По всему городу разбросано множество храмовых комплексов, которые несомненно и представляют основной и интерес в архитектурном плане, как, например, Храм литературы и Пагода Чанкуок.
Однако, самый главный объект в Ханое это площадь Бадинь и размещенный на ней мавзолей Хо Ши Мина. В саму усыпальницу мы, конечно же, не заходили, но рядом потоптались.
Тем более, что с мавзолеями у нас и так связаны не самые приятные воспоминания. Детские травмы от увиденного в мавзолее на Красной площади в Москве, а также история о том, как нас чуть на руках не внесли китайцы в мавзолей Мао Цзэдуна в Пекине. Кстати памятник Ленину в городе тоже имеется. На постаменте так и написано V.I. Le - Nin.
Улицы города это еще и одновременно рынки. Купить можно все, что угодно, но самое ценное, зачем туда можно отправиться, так это чай (он здесь прекрасен) и кроссовки (все то, что продается в наших и европейских магазинах за сумасшедшие деньги, можно купить прямо на улице за 20-30$). Что-что, а относительного обувного вопроса, вьетнамцам доверять можно.
На третий день мы решили съездить на экскурсию и посмотреть “Ароматную Пагоду”. Это большой храмовый комплекс, построенный в горах и первое место, куда мы отправились за пределы Ханоя. Попасть туда можно только на лодке, проплыв несколько километров по реке, а потом совершить небольшой трекинг.
Наше посещение “Ароматной пагоды” совпало с непредсказуемым для нас, местным фестивалем. Это когда помимо нас, смотреть храмы приехали еще десятки тысяч паломников. Соответственно на объекте было не протолкнуться, но зато с нами сфотографировалась добрая половина Вьетнама.
Главное, что перед совместной фотографией был еще ритуал знакомства и выглядело это так:
- “Здравствуйте, можно с вами сфотографироваться? Меня зовут Ньюнг Нгуен, это моя жена Линь Нгуен, это моя дочь Лиен Нгуен, это мой сын Нгуен Нгуен, это мой сын Вуй Нгуен и это еще один мой сын Санг Нгуен, ах да и бабушка Суан Нгуен ”. После знакомства со всеми членами семьи, следовала общая фотография, мы прощались, но через минуту к нам подходила знакомиться следующая семья.
Так как в самую главную пещеру мы просто физически не могли попасть из-за очереди с 10000 вьетнамцами, а время. пока нас не транспортируют обратно нужно было как-то занять, то мы постепенно знакомились со всеми участниками фестиваля. Посмотрев имеющиеся в доступности храмы, мы дождались своей лодки, вернулись в Ханой и пошли смотреть кроссовки.
На следующий день у нас был ночной переезд на поезде в Сапу, в провинцию Лаокай, к границе Китая. Это горный регион и знаменит он террасными полями, а также тем, что там проживают различные малые народы Вьетнама, такие как черные хмонги, красные дао, Тай и Гиай.
Не смотря на то, что когда мы покупали билеты, на картинке был изображен современный скоростной поезд, на вокзале нас ждал старый состав с купейными вагонами, зайдя в который нас сразу охватил приступ ностальгии, так как внутри было все тоже самое, что и в нашем родном поезде от РЖД, но только отсутствовали подстаканники, а проводница была вьетнамка.
Кстати, поезд по пути следования проходит через жилой район Ханоя, между домами расположенными вплотную к железнодорожным путям. Ранее это был очень бедный, трущобный район, а теперь превратился в туристический аттракцион, но все с тем же бедным жильем. Разве что прибавились кафе и сувенирка. Поезд здесь проезжает несколько раз в день, поэтому в остальное время пространство на железнодорожных путях используется местными жителями по их разумению. Дети пинают мячи, взрослые выставляют столы и стулья и едят, а туристы соответственно прибегают все это фотографировать.
В нашем купе оказался еще один пассажир - испанец. Позже мы разговорились с ним, и он очень удивился, узнав, что я читаю книги Артуро Перес-Реверте. Оказавшись на одной волне, я стал называть его - кабальеро. Нам нужно было порезать манго и я уверенно попросил у него нож, считая, что истинный кабальеро, непременно им обладает. Он его достал в момент из сумки, мы порезали припасенные ранее фрукты и уснули под стук колес и мелькающие фонарные столбы. Какие-то 350 километров за 7 часов и вот рано утром наш поезд прибыл в Сапу.
Выйдя с вокзала, мы сели в автобус и поехали к отелю, являющемуся отправной точкой пешеходного маршрута. Дождавшись остальных участников нашей группы, состоящей из французов, немцев и англичан, а также гида - девочки лет четырнадцати, мы незамедлительно начали поход в горы.
Утро выдалось очень жарким, но идти было легко. Нашу группу сопровождали бабушки с внучками из народностей Черных Хмонгов, одетые в колоритные, пестрые костюмы. Они всячески пытались нам помогать идти, но на самом деле больше мешали и путались под ногами. Мы сразу почуяли что-то неладное, тем более что к каждому туристу привязался свой Черный Хмонг.
Маршрут проходил по горам, вдоль живописных террасных рисовых полей, на первый взгляд заброшенных. Километров через пятнадцать мы остановились на привал перед обедом, где видимо наши пути с Хмонгами расходились и те бросились активно со слезами на глазах, для убедительности, продавать нам сувенирные сумки, платки и кошельки, естественно по завышенной цене. Это продолжалось около двадцати минут, но мы были непреклонны и не сдавались, но в какой-то момент начали подозревать, что на обед нас не пустят, пока наша группа у них все не выкупит, как вдруг гид дала отмашку, что можно идти обедать и Хмонги, ругаясь, отступили.
После обеда мы дошли до места нашей ночевки. Это оказался двухэтажный семейный гостевой дом. На первом этаже был расположен огромный обеденный стол, за которым мы позже ужинали большой дружной интернациональной компанией, а на втором этаже, на полу лежали уложенные в ряд матрасы, каждый из которых накрывала свисающая с потолка тюль, защищающая от мошкары и придающая хоть какое-то чувство уединенности.
Самое ценное, что было в доме - это огромная терраса с видом на горы. Первый раз в жизни ночевали в подобном месте и это был очень неоднозначный опыт. Но раз мы приехали за вьетнамским, сельским колоритом то выпендриваться не стали.
К утру выяснилось, что за ночь сильно похолодало до +5, против +30 накануне. Горы, что тут еще сказать и за сутки здесь могут смениться все четыре сезона. Посмотрев друг на друга и на наши сланцы и шорты, мы тяжело вздохнули. Но надо было идти дальше, несмотря на дождь и туман, так как другого пути из долины не было.
По идее мы должны были идти вдоль не менее живописных пейзажей чем вчера, но ничего толком не увидели из-за накрывшего всю долину тумана. В принципе идти было легко, мы с Юлей шли, по очереди помогая друг другу спускаться и подниматься по тропе. Дождь продолжал моросить, превращая тропу в грязевое месиво. Проходя сквозь бамбуковую рощу, на момент показалось, что вот-вот из зарослей побегут вьетконговцы и начнут колоть всех штыками… очень атмосферное и незабываемое утро выдалось.
Далее нас ждало испытание – спуститься со скользкого, грязного холма. Половина группы со спуском справилась, включая нас, а другая половина, попадала на жопы. Здесь нас сразу атаковали Черные Хмонги, вооруженные сувениркой и мы поняли, что скоро обед. Они по-прежнему предлагали кошельки и сумки, а я парировал тем, что показывая на наши ноги, спрашивал про теплые носки. Они быстро смекнули, что кошельки на ноги надеть мы не сможем и ретировались.
Здесь нас нагнал наш друг из поезда: испанец – кабальеро, посмеялся над нашей обувью и пожелал удачи. Пообедав горячим, острым супом и спринг роллами, трясясь от холода, мы дождались автобуса, который эвакуировал всех до города, так как из-за непогоды треккинг был завершен немного раньше. Вечером мы погрузились в уже знакомый нам поезд и взобравшись на верхние полки в купе, поехали до Ханоя под звучащие из радиоточки вьетнамские, патриотические песни про победы и урожай.
Продолжение тут...