Найти в Дзене

Появился благодаря «Козе», умер из-за Microsoft: история Skype

Оглавление

Взлеты и падения легендарной программы.

Двадцать два года. Ровно столько прожил Skype — и благополучно скончался 5 мая 2025 года. Из суперуспешного стартапа, который без рекламы получил десятки миллионов пользователей, он стал мертвым грузом в портфеле мегакорпорации. С ноткой ностальгии и без воды рассказываем об этом пути.

Как пиратская "Коза" породила легенду

В 2000 году команда эстонских программистов под руководством датчанина Януса Фрииса и шведа Никласа Зеннстрема создала программу KaZaA. С ее помощью пользователи могли напрямую передавать друг другу файлы, без всяких промежуточных серверов. Такой способ связи двух компьютеров называется P2P (от peer-to-peer, то есть «равный равному»).

Никлас Зеннстрем (слева) и Янус Фриис
Никлас Зеннстрем (слева) и Янус Фриис

«Коза» быстро стала популярной — пользователи обменивались через нее музыкой. Конечно, нелегально. В результате разработчики получали массу исков от звукозаписывающих компаний. Например, в Австралии их обвиняли в том, что представители музыкальной индустрии ежегодно теряют десятки миллионов долларов. По итогу судебных разбирательств пришлось выплатить немалые штрафы. Тогда они решили использовать технологию в легальном поле: в связи.

Главная страница сайта kazaa.com из веб-архива. Надпись: «Мы благодарим вас за интерес к Kazaa. Однако мы больше не предлагаем услуги по прослушиванию музыки»
Главная страница сайта kazaa.com из веб-архива. Надпись: «Мы благодарим вас за интерес к Kazaa. Однако мы больше не предлагаем услуги по прослушиванию музыки»

В 2022 году команда начала работать над новой программой, которая позволяла бы бесплатно звонить в любой конец света. Весной 2003 года выкатили пробную версию для тестировщиков. Она была сырой, звук периодически пропадал, но даже замученные багами тестировщики настояли на том, что нужно продолжать работу.

Проект получил название Skype. Вообще изначально он был Skyper (как бы намек на peer-to-peer). Однако выяснилось, что сайт с таким именем уже есть (а продвигать программу без сайта было довольно сложно), так что последнюю букву просто убрали.

Первым и основным инвестором стал американский миллионер Уильям Дрейпер. Он посчитал, что связь, основанная на технологиях P2P — перспективное дело. И не прогадал. В августе 2003 года программу официально выпустили. Буквально за несколько месяцев количество пользователей выросло с нуля до миллиона. Уже к марту 2004 года команда Skype получила еще десятки инвесторов и в общей сложности — 18,8 миллионов долларов в качестве инвестиций.

Главная страница skype.com в июне 2004 года. На тот момент программу скачали больше 15 миллионов человек
Главная страница skype.com в июне 2004 года. На тот момент программу скачали больше 15 миллионов человек

Почему Skype выстрелил? Из-за качества связи. Например, в 2005 году он давал стабильную связь без прерываний даже на скорости 56 кбит/с, тогда как другим сервисам требовалось минимум 128 кбит/с (напомним, что эра широкополосного интернета еще не настала и 128 кбит/с были вполне приличной скоростью). Все благодаря динамической подстройке битрейта — программа автоматически снижала качество звучания, если скорость соединения падала, но при этом не прерывала звонок и сохраняла голоса собеседников разборчивыми.

Кроме того, Skype можно было использовать как обычный мессенджер. Вкупе с качественными звонками это пошатнуло позиции другой сверхпопулярной программы: ICQ. Есть мнение, что это стало началом конца аськи.

При этом в Skype не было рекламы. Вообще никакой. И платной подписки не было. И программа была абсолютно бесплатной. На чем тогда зарабатывали? Почему инвесторы вкладывались в это?

Как без рекламы (не) зарабатывали на бесплатном Skype

Инвесторы видели, как быстро растет количество пользователей — к концу 2004 года их было уже 11 миллионов, а к 2025 — 54 миллиона. Ничто не предвещало остановку или падение роста, поэтому каждый стремился запрыгнуть в этот вагон. Разработчики понимали, что на голом приросте пользователей долго не просидишь, поэтому начали думать о монетизации.

В 2004 году появилась функция SkypeOut. Она позволяла звонить на стационарные телефоны за совсем небольшую плату. Ее размер зависел от страны, в которую звонили. Вот несколько примеров:

  • США, Канада, Великобритания — $0,021 за минуту
  • Южная Корея — $0,025 за минуту
  • Гайана — $0,40 за минуту

Тарифы на традиционные международные звонки были дороже в несколько раз.

Главная страница skype.com в 2005 году со скриншотами программы
Главная страница skype.com в 2005 году со скриншотами программы

В 2005 году разработчики добавили функцию Skype In, благодаря которой можно было звонить с обычного телефона на Skype. Стоила услуга 30 долларов в год или 10 долларов за 3 месяца. Пользователю просто выдавали телефонный номер одной из доступных стран, и он мог делиться им со своими контактами.

В том же 2005 году появились видеозвонки. Они входили в бесплатный функционал программы. И это произвело фурор — в английском даже появился глагол to skype (на русский это можно перевести как «скайпить»).

И тем не менее компания все еще не начала приносить прибыль. Убытков было больше. Но еще больше — надежды на дальнейшее развитие и монетизацию, особенно у крупных корпораций.

Программа пошла по рукам

В 2005 году маркетплейс eBay покупает Skype за 2,5 млрд долларов. Руководство площадки планировало использовать функционал программы на сайте, чтобы продавцы и покупатели могли общаться по видеосвязи. «Хотите увидеть, нет ли повреждений на ноутбуке? Сейчас покажу через Skype». Звучит неплохо, но в реальности пользователям это было не нужно. Никто не хотел лишний раз общаться с незнакомыми людьми. Всем было достаточно встроенного чата.

-6

К 2009 году количество зарегистрированных пользователей подходило к 600 миллионам, в пике онлайн находилось до 40 миллионов человек одномоментно. Однако eBay продала 70% акций Skype за 2,6 млрд долларов. По официальной версии, из-за того, что мессенджер не сильно вписывался в их основной бизнес, электронную коммерцию, на которой компания и хотела сосредоточиться. Однако есть мнение, что он просто оставался убыточным, поэтому eBay решила его частично слить.

В 2011 году уже 100% акций Skype купила Microsoft за 8,5 млрд долларов. На тот момент это была крупнейшая покупка компании. Но не самая выгодная, мягко говоря.

Microsoft все сгубила

На момент покупки Skype был самым популярным мессенджером и программой для видеозвонков, однако у Microsoft был свой аналог: Windows Live Messenger. Им пользовались около 300 миллионов человек. Был у Microsoft и свой корпоративный мессенджер: Lync. Зачем им нужен был Skype?

Дело в том, что Microsoft купила конкурента и его аудиторию. Плюс получила доступ к операторам связи, которые искали партнерства со Skype (вспомните про SkypeIn и присвоение номеров). Ну а главное — компания Nokia уже в 2010 году перевела свои смартфоны на операционную систему Windows Phone. Это значит, что microsoft нужен был продукт, который составит конкуренцию Google Voice и Apple Facetime, а также станет единым брендом для их мессенджера.

Уже в 2013 году компания закрыла Windows Live Messenger, а всех пользователей переключила на Skype. Почти то же самое произошло с Lync — все аккаунты просто перевели на новый корпоративный мессенджер Skype For Business. «Почти», потому что программной основой оставался все тот же Lync, даже имя запускаемого файла было Lync.exe.

Skype For Business
Skype For Business

Однако Microsoft не учла одного — P2P отлично работает на компьютерах, но не на смартфонах. Это стало понятно еще в 2011 году, когда случился массовый сбой и пользователи по всему миру не могли пользоваться Skype. Только в 2013 году они начали переходить на облачные серверы. И всё бы ничего, но начались не лучшие изменения в самой программе:

  • Компания связала аккаунт Skype и Microsoft, а зарегистрировать последний — не самая простая задача.
  • Начал появляться реклама. Да, часть из нее была полезной и сообщала о новых функциях, но баннеры в окне чата не радовали никого.
  • Пользователи массово жаловались на переусложненный интерфейс и частые автоматические обновления.
  • И главное — упало качество связи.

И все на фоне конкурентов, таких как WhatsApp. Добавьте к этому появление нового корпоративного мессенджера Microsoft — Teams. До 2021 года он существовал параллельно со Skype For Business (два продукта с одинаковым назначением!).

Последним гвоздем в крышку гроба стала пандемия. Тогда на арену вышел Zoom — он поддерживал бесплатные видеоконференции с бОльшим количеством участников и предоставлял более стабильную связь.

В общем, когда-то успешная, простая и эффективная программа стала атавизмом. Ее не спасли и попытки встроить в Windows. 5 мая 2025 года Microsoft прекратила поддержку Skype.

____________________________________________________________________

Надеемся, материал был интересным и полезным. Делитесь своими впечатлениями и замечаниями в комментариях. Напоминаем, что Fplus также есть в Telegram и Вконтакте. Там мы рассказываем о новых товарах и акциях.

А на фото Flaptop I — ноутбуки российского бренда Fplus*

  • Яркий IPS-экран с диагональю 15,6 раскрывается на 180 градусов
  • Процессоры Intel 12 поколения
  • Оперативная память до 16 Гб и SSD-накопитель до 1 Тб.
  • Стильный корпус и до 7 часов автономной работы

Купить можно в официальном магазине производителя от 35 990 рублей.

-8

*Fplus — российский производитель электроники и техники, также предлагающий линейку бытовой техники и аксессуаров Acces