Найти в Дзене

Пожарная охрана с французским акцентом

Несколько лет тому назад через ВК наше подразделение познакомилось с пожарным из Франции. Огнеборец, русских по происхождению, охотно поделился с нашими читателями нюансами службы в пожарной охране в этой стране. Наш подписчик, пожарный-спасатель-парамедик Валентин Косинцев, живет практически на курорте, на западе Франции. Вот уже двенадцатый он год борется с огнем, спасает утопающих и оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим. Валентин – сотрудник пожарно-спасательной части города Понтиви, расположенного в провинции Морбиан округа Бретань. Он сменил гражданство по семейным обстоятельствам еще будучи подростком. Неожиданно для себя с легкостью выучил чужой язык и в 17 лет пришел в пожарную охрану, еще не успев окончить школу. Специально для наших читателей Валентин Косинцев поделился некоторыми подробностями службы в своей стране. Оказывается, во Франции пожарная охрана делится на военную и гражданскую, и они никак не связаны между собой. Подразделения последней немного напомин

Несколько лет тому назад через ВК наше подразделение познакомилось с пожарным из Франции. Огнеборец, русских по происхождению, охотно поделился с нашими читателями нюансами службы в пожарной охране в этой стране.

Наш подписчик, пожарный-спасатель-парамедик Валентин Косинцев, живет практически на курорте, на западе Франции. Вот уже двенадцатый он год борется с огнем, спасает утопающих и оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим. Валентин – сотрудник пожарно-спасательной части города Понтиви, расположенного в провинции Морбиан округа Бретань. Он сменил гражданство по семейным обстоятельствам еще будучи подростком. Неожиданно для себя с легкостью выучил чужой язык и в 17 лет пришел в пожарную охрану, еще не успев окончить школу. Специально для наших читателей Валентин Косинцев поделился некоторыми подробностями службы в своей стране.

Оказывается, во Франции пожарная охрана делится на военную и гражданскую, и они никак не связаны между собой. Подразделения последней немного напоминают пожарно-спасательные части МЧС России. А первые составляют примерно 5% всех пожарных в стране. Они подчиняются воинскому уставу, имеют воинские звания, отличную от гражданских экипировку и спецтехнику. Любопытно, что военные тушат во Франции не только объекты Министерства обороны. Исключительно под их прикрытием также два важнейших города страны. Париж защищают пехотинцы. А Марсель – бойцы Военно-морских сил Франции.

Так же в этой стране есть частная объектовая пожарная охрана и что-то похожее на наши отечественные войска гражданской обороны. Это две специализированные части гражданской безопасности, относящиеся к инженерным войскам. Их личный состав массово принимает участие только в ликвидации последствий масштабных ЧС, например, крупных наводнений, лесных пожаров. Причем, при этом задействуются целые роты, а не отделения или расчеты, как, например, в случае рядового пожара. И есть еще один нюанс: бойцы подразделений инженерных войск не оказывают пострадавшим медицинскую помощь.

Доля бойцов не военной, гражданской пожарной охраны, «французского МЧС», о котором пойдет речь ниже, составляет примерно 90 % от сотрудников всех видов пожарной охраны. Гражданский пожарный – это всегда универсал. Он должен уметь все: погасить пламя, провести газодыморазведку, вытащить и откачать утопающего, деблокировать пострадавшего в ДТП, обработать раны и, унять хулигана и, если потребуют обстоятельства, даже принять роды.

Территориально вся Франция поделена на 101 департамент, их можно сравнить по размерам с отдельно взятой областью России. В каждом департаменте, как административно-географическом субъекте имеется свой спасательно-пожарный департамент, как структурная единица. Ему подчиняются пожарно-спасательные части, функционирование которых оплачивается частично за счет бюджетов прикрываемых ими населенных пунктов, частично - за счет федеральных средств.

Для гражданских огнеборцев, которые, кстати, получают почасовую оплату, возможны две формы официального заработка: на полной или неполной ставке. В первом случае пожарный должен провести не менее 151 часа в месяц на службе. Если график дежурств составлен таким образом, что выполнить норму не получается, местный пожарно-спасательный департамент обязан найти для своего сотрудника другую работу, не связанную с выездами, на такое же количество часов. Главный плюс такой формы работы – неплохой заработок и отсутствие головной боли на тему, чем заняться. Однако, в целом по стране только приблизительно 15% пожарных работают подобным образом. Исхожая статистика наблюдается в конкретных частях. В подразделении, защищающем Понтиви, только один караул из пяти состоит из пожарных,работающих на полной ставке. Более того,во Франции есть подразделения, в штате которых вообще не состоят пожарные на полной ставке.

Причины такого соотношения – чисто экономические. На неполной ставке пожарный может и даже должен быть совместителем и трудиться где-то еще или иметь свой бизнес. При этом время, проведенное им на службе, может быть сравнимо с нормой для коллег на полной ставке и даже в иные месяцы ее превышать. Ведь именно сотрудники этой группы составляют резерв подразделения. Так из 80-ти человек в случае экстренной необходимости заменить временно выбывшего из строя коллегу обязательно сможет. И части хорошо – там никогда не бывает недокомплекта. И резервистам неплохо – их доходы от работы в пожарно-спасательных подразделениях не облагаются налогами. А они во Франции не маленькие! Кстати, достигнув пенсионного возраста, пожарный на неполной ставке будет иметь право сразу на две пенсии. Единственный минус – работать придется очень много, лавируя между пожарной частью и, скажем, офисом, мастерской или предприятием. И еще ухитряться найти время для полноценного отдыха и общения с близкими. Валентину повезло – местный департамент помог ему найти вторую работу, оплатив ему учебу по специальности «пожарная профилактика». Этим занимаются подразделения частной пожарной охраны, а не «МЧС Франции». Кстати, в степени ответственности за свою работу, перечне занимаемых должностей и возможностями карьерного роста между сотрудниками на полной или неполной ставке нет никаких различий.

Требования к кандидатам в пожарные очень строгие. Причем, они разнятся от департамента к департаменту.

В.К.: - Где-то важна спортивная форма: нужно отжиматься, или бегать челночным бегом, плавать. В некоторых департаментах кандидаты даже пишут диктанты. В нашем департаменте сейчас пожарных не хватает, и руководство в последнее время немного снизило планку. Когда я поступал на службу, нужно было пройти серьезную комиссию, в состав которой входит официальное лицо от мэрии, ведь местные власти наполовину содержат часть. А также - начальник подразделения, его зам, по двое офицеров, унтер-офицеров и рядовых. У членов именно нашей приемной комиссии принято вводить кандидатов в тупик, дистабилизировать их психологически. Считается, что, если кандидат не может выдержать прессинга и растеряется, значит, он эмоционально не стабилен и ему будет трудно справиться с негативом и перегрузками на выездах.

-2

Несмотря на юный возраст Валентин стал одним из четырех кандидатов, прошедших суровый экзамен. В течение года по выходным он обучался профессии в составе учебного отряда при пожарно-спасательной части соседнего города. А с понедельника по пятницу сидел за партой в общеобразовательной школе. Программа профобучения включала в себя несколько модулей.

В.К.: - Самый непростым был для меня модуль парамедицины. Мешал сложный профессиональный жаргон, несмотря на то, что тогда я уже хорошо говорил по-французски. На практических занятиях нужно было научиться быстро принимать решения в разных ситуациях с пострадавшими. Две недели непрерывного обучения по этому модулю. Плюс пересечения с другими. Например, в пожарном модуле имитировались ситуации, когда сотрудник получил ожоги. На учениях нужно было оказать ему помощь. Кроме того, мы подробно разбирали многие положения законодательства: что нам можно делать, и что нельзя. Для меня, например, было открытием, что человека в состоянии ступора мы обязаны доставить в больницу к дежурному психологу. И еще, что реанимация проводится не для всех. Оказывается, некоторые люди пишут в завещаниях, что их ни в коем случае не надо реанимировать. Были и другие вещи, которые меня шокировали.

На первых выездах было страшно. Причем, страшно мне было не из-за близости огня. Как раз именно это нравилось: входить в горящие квартиры, искать пострадавших. Боялся сделать что-то не то, когда нас вызывали в качестве именно скорой помощи. Было страшно, что плохо затяну жгут или вправлю какую-нибудь конечность не так, как надо. Через несколько десятков выездов на скорой и на автоцистерне все стало легче и понятнее. Страх ушел.

Стоит отметить, что в рамках спасательного модуля кандидаты в пожарные учились решать задачи, которые не являются первичными в ликвидации возгораний. Например, убирать деревья, упавшие на дорогу, спасать животных, угодивших в дымоходы, и тому подобное. В этом же модуле они познакомились с работой диспетчера. В пожарных частях Франции это не отдельная должность. А одна из функций любого рядового сотрудника подразделения.

В.К.: - Начальное обучение позволяет нам быть сразу универсальными солдатами. Но наличие дополнительных узких специальностей всегда приветствуется. Например, я был спасателем на воде четыре года. В части соседнего города есть альпинисты. А у нас - специалисты химзащиты, водные спасатели разных категорий.

И еще. Все пожарные Франции, будь они женщины или мужчины, должны быть аттестованы на работу в СИЗОД. Было и такое время, когда пожарные не могли выезжать без этого допуска даже для оказания первой медицинской помощи. Несмотря на то, что автомобиль скорой помощи не оснащен дыхательными аппаратами. Сейчас если срок аттестации истек, на скорой еще можно выезжать, а на пожары или аварийно-спасательные работы – уже нет.

-3

В гараже пожарно-спасательной части Понтиви автоцистерны и автомобиль скорой помощи, немного напоминающий нашу «Газель». «Рено», «Ситроены», и «Сиде», а не привычные нам «КАМАЗы». Кстати, во Франции, как и в России, действует единый телефон спасения «112». Но, чтобы обратиться за помощью адресно, также можно набрать короткий номер. Для вызова пожарного расчета – «18», для бригады скорой помощи – «15».

-4

В.К.: - В нашем карауле 16 человек. Заступаем на дежурство мы всегда по 6 человек на ночь и по 6 – днем. При этом всегда на смене,как минимум, должно быть двое унтер-офицеров (это ранг младшего командного состав: сержанты и адъюданты). Один – старший расчета автоцистерны, второй – старший скорой помощи. Три года тому назад мне было присвоено звание сержанта, я – старший спасательного автомобиля скорой помощи и старший звена пожарного расчета, то есть, правая рука старшего автоцистерны. В мои личные обязанности входит закачка баллонов СИЗОД, экипировка коллег, также я отвечаю за аптечку караула. А еще на мне - поддержание рабочей мотивации наших ребят. Организую совместные тренировки для поддержания боевого духа, оперативные тренировки. Недавно учил коллег накладывать жгуты, обрабатывать пулевые ранения.

-5

При взгляде изнутри наш коллектив напоминает что-то среднее между армейским подразделением и большой коммерческой корпорацией. У каждого свои обязанности в карауле и свое место в общей иерархии. У нас достаточно силен корпоративный дух. Очень часто встречаемся после работы. Прошлый новый год еще встречали вместе, на этот раз, к сожалению, помешала пандемия. Дружим караулами. Помогаем друг другу найти дополнительную работу, делимся полезными связями.

Корр.: - Существуют ли у пожарных Франции свои традиции, обычаи, приметы, суеверия?

В.К.: - Конечно. Например, у бойцов всех видов пожарной охраны считается дурным тоном курить, если на голове пожарный шлем. Это как-то связано с данью памяти пожарным, погибшим на посту.

Еще одна интересная традиция, которой несколько сотен лет – ежегодная продажа календарей. Дело в том, что при каждой части есть что-то похожее на кассу взаимопомощи. Каждый год пожарные выпускают календари, затем они ходят с ними по домам и продают гражданам за символическую плату. Фиксированной цены у них нет, это фактически добровольные пожертвования граждан в пользу части. Часть собранных таким образом денег могут выдать пожарному, если он оказался в какой-то трудной ситуации, или родственникам, если пожарный погиб, потратить на похороны. В нашей части на собранные деньги принято путешествовать раз в два года. Сотрудникам компенсируются две трети стоимости билетов.

В конце 2020 года в связи с пандемией мы не приходили к людям с календарями, и некоторые писали в часть: почему не продаете календари?

И еще одна традиция – отмечать 4 декабря - день Святой Барбары, покровительницы инженерных войск, в состав которых исторически входила пожарная охрана.

Корр.: - Как французы в своей массе относятся к пожарным? Считают их героями, или равнодушны к представителям этой профессии?

В.К.: - В глобальном смысле – положительно. Хочу отметить, что во многом такая оценка сформирована благодаря нашим СМИ. Вот уже лет пять по многим каналам активно показывают репортажи о пожарных, которые очень популярны у телезрителей. У нас даже есть такая шутка: когда будем нанимать новых сотрудников в часть, не пошлем их учиться, а просто посадим перед телевизором и включим им все репортажи про пожарных. Они узнают оттуда больше, чем на курсах в учебном отряде.

Конечно, бывают и отдельные случаи негатива. Нам ведь приходится выезжать и к таким людям, которые могут быть под воздействием алкоголя, наркотиков. И они могут быть недружелюбно настроены и даже полезть в драку.

Но большинство населения все же нас уважают и ценят. Ведь люди видят в нашем лице как бы три лица: пожарного, спасателя и медика, мы первыми приходим на помощь.

Вопросы задавала Надежда Попова, сотрудник пресс-службы ГУ МЧС России по Калининградской области

-6