Найти в Дзене

Фестиваль «Сергей Осколков и его друзья»: как соединить музыку и живопись

С 1 по 8 июня 2025 года в Санкт-Петербурге, Петергофе и Ораниенбауме пройдет XXVIII Международный фестиваль искусств «Сергей Осколков и его друзья» - уникальный проект для творчества и общения художников разных родов искусств. Одной из ключевых площадок фестиваля станет галерея «Общество поощрения художеств», расположенная на Шпалерной улице, 35. Здесь пройдет выставка, которая объединит несколько десятков петербургских художников, а также станет точкой притяжения для всех, кто стремится соприкоснуться с искусством и погрузиться в загадочный внутренний мир художника. Тема выставки – «Автопортреты», а за этим понятием скрывается нечто гораздо более глубокое, чем кажется на первый взгляд. Об истории фестиваля и особенностях программы нового сезона мы поговорили с его бессменным художественным руководителем Сергеем Александровичем Осколковым – петербургским композитором и пианистом, профессором, заслуженным деятелем искусств России. История фестиваля «Сергей Осколков и друзья» насчитыв

С 1 по 8 июня 2025 года в Санкт-Петербурге, Петергофе и Ораниенбауме пройдет XXVIII Международный фестиваль искусств «Сергей Осколков и его друзья» - уникальный проект для творчества и общения художников разных родов искусств.

Одной из ключевых площадок фестиваля станет галерея «Общество поощрения художеств», расположенная на Шпалерной улице, 35. Здесь пройдет выставка, которая объединит несколько десятков петербургских художников, а также станет точкой притяжения для всех, кто стремится соприкоснуться с искусством и погрузиться в загадочный внутренний мир художника. Тема выставки – «Автопортреты», а за этим понятием скрывается нечто гораздо более глубокое, чем кажется на первый взгляд.

Афиша "Автопортреты", галерея "Общество Поощрения Художеств"
Афиша "Автопортреты", галерея "Общество Поощрения Художеств"

Об истории фестиваля и особенностях программы нового сезона мы поговорили с его бессменным художественным руководителем Сергеем Александровичем Осколковым – петербургским композитором и пианистом, профессором, заслуженным деятелем искусств России.

История фестиваля «Сергей Осколков и друзья» насчитывает уже почти 30 лет. Как родилась идея? С чего все начиналось?

Это был 1996-й год. Самое «весёлое» время у нас в стране. Многие мои коллеги - музыканты, художники, поэты – остались без работы. Кто-то из симфонического оркестра ушел в таксисты, кто-то в телохранители. Я тоже иногда подрабатывал, подвозил людей по дороге, чтобы хотя бы на бензин хватило. В то время я был свободным художником в Союзе композиторов, в бюро пропаганды советской музыки. И у нас бывали концерты на самых разных площадках. Однажды случился концерт в замечательном месте, в государственном музее-заповеднике «Ораниенбаум». Там я познакомился с чудесной женщиной, сотрудницей музея Галиной Анатольевной Мыльциной. После концерта мы пьем чай, и она говорит: «Сергей Александрович, вот вы такой творческий человек, и композитор, и пианист, живописью занимаетесь, стихи пишете, а почему бы вам внутри нашего фестиваля «Белые ночи в Ораниенбауме» не сделать серию специальных мероприятий -концертов, выставок». Мы попробовали. Получился фестиваль в фестивале. Над названием долго не думали. Так родился проект «Сергей Осколков и друзья», который впоследствии стал самостоятельным. Один из выдающихся скрипачей современности Гидон Кремер создал в Швейцарии фестиваль «Гидон Кремер и друзья», в Москве в те годы проходил фестиваль «София Губайдулина и её друзья». Мне идея очень понравилась, и я использовал этот ход. В России впоследствии появился музыкальный фестиваль «Андрей Петров в кругу друзей». Много кто еще обращался к подобному названию. Но я был одним из первых.

Главное, о чем я тогда думал, как помочь и трудоустроить друзей. Как найти спонсорские деньги, чтобы хоть какие-то гонорары заплатить музыкантам, художникам дать возможность выставить картины, поэтам почитать стихи, режиссерам показать авторское кино и экспериментальные театральные постановки. Первые три фестиваля прошли внутри парка «Ораниенбаум». Все началось с этого места. И сейчас Ораниенбаум, наряду с Санкт-Петербургом и Петергофом, остается одной из значимых площадок фестиваля. В частности, фестиваль проходит при участии «Детской школы искусств имени И.Ф. Стравинского», ученики которой будут играть на одном из концертов нынешнего фестиваля.

Получается вам важно сохранить эту точку на карте фестиваля?

Да, потому что я верю в мистические вещи, которые происходят в нашей жизни. Я приехал в Ленинград, чтобы поступать в Консерваторию, очень давно, в 1971 году. Поступил, уже учился, и ко мне приехала бабушка Ульяна Филипповна. Почему-то я сразу повез ее именно в Ораниенбаум, выбрал его из всех пригородов. Хотя сам там до этого никогда не был. И мы с ней долго гуляли, восхищались красотой Китайского дворца, Катальной горки, самого парка. Я тогда даже не думал, что здесь начнется история фестиваля. Считаю, что это судьба.

Был и еще один судьбоносный случай, связанный с организацией фестиваля. Я живу в Петергофе. И примерно за год до старта фестиваля я ехал в город на машине. Стоит на остановке симпатичная девушка, голосует, я останавливаюсь и подвожу ее к метро. В дороге разговорились, подружились. В благодарность она оставила визитку. Оказалось, что она генеральный директор одной компании. Проходит год, мне предлагают делать фестиваль. Нужны деньги. Я вспоминаю о той визитке, звоню, встречаемся. И эта девушка становится первым спонсором фестиваля.

Международный фестиваль 2012 год.
Международный фестиваль 2012 год.

Фестиваль объединяет музыку, живопись, поэзию, театр, кино. Как вы пришли к этому синтезу?

Синтез искусств – одна из ключевых идей фестиваля. Мне всегда казалось, что художники, в самом общем смысле этого слова, это люди, которые должны общаться. Живописцы с поэтами, поэты с композиторами, композиторы с театральными деятелями. Нас немного, но мы должны быть едины. Мы должны обмениваться не только идеями, но еще и энергетикой. Слава Богу, на нашем фестивале это происходит.

Международный фестиваль 2012 год.
Международный фестиваль 2012 год.

Кроме того, синтез искусств – мечта уже не первого столетия. Не говоря о практиках XIX века. Вагнер рассматривал всю историю искусств в качестве подготовительного этапа будущего синтеза, первые шаги к этому он делал в своих операх. В 1903 году Скрябин задумал свою «Мистерию» – глобальное неосинкретическое действо, где предполагал объединить многие искусства, как традиционные, так и совершенно новые. Многие деятели думали о таком единстве.

Наш фестиваль получился камерным, его основу составляет музыкальная часть. Это может быть музыка средневековья, барокко, романтическая музыка или суперсовременная, не важно. Но это академическое направление. Именно от него мы отталкиваемся.

Что будет интересного в этом фестивальном сезоне?

Наш фестиваль построен по музыкальной форме: есть экспозиция, разработка, реприза, то есть, завершение. Существует регламент фестиваля: торжественное открытие, обычно это гала-концерт, есть концерт-закрытие, мы обязательно организуем выставки художников, кинопоказы, поэтические вечера. Много событий, среди которых невозможно выбрать главное, все события для меня очень важны и интересны.

Если говорить о выставках, в этом году у нас их будет две. Одна в петербургской галерее «Общество поощрения художеств», другая – традиционно в Петергофе, в Библиотеке имени Гейченко.

Выставки на петербургской площадке обычно тематические. Нынешний сезон не исключение. Тема 2025 года – «Автопортреты». Мы подходим к ней в самом широком смысле. Это же не обязательно изображение себя. Это может быть душа, может быть мир вокруг нас. Можно трактовать, как угодно. Но все равно любой образ пропускается через личное восприятие художника. Это может быть и абстрактная работа. Конечно, художник может действительно написать свой автопортрет. Никто не возражает. Ведь любое творчество это и есть автопортрет. Ну, если только это не сугубо заказная работа. Из этого разнообразия произведений и подходов складывается масштабный портрет индивидуальностей. Уверен, это вызовет неподдельный интерес. И со стороны самих художников, и со стороны публики. Так что, ждем всех в галерее «Общество поощрения художеств».

Петергофская выставка проходит в абсолютно свободном формате и называется незамысловато - «Июньский вернисаж».

А главная идея выставок отнюдь не концептуальная. Нам важно стимулировать людей к творчеству. Ведь художники специально создают свои произведения для фестиваля. Когда есть задача, начинает работать фантазия!

На фестивале традиционно звучат и шедевры мировой музыки, и премьеры современных композиторов. Какие открытия будут в этом году?

Афиша фестиваля
Афиша фестиваля

Продолжаем тему «Автопортреты». В Дубовом зале Союза композиторов проведем одноименный концерт, который полностью состоит из музыкальных премьер. Современные композиторы представят новые работы, которые по сути являются их музыкальными портретами. Это камерная музыка: композиции, специально написанные для фестиваля. Профессиональный слепок композитора. В числе авторов – М.Белодубровский, В.Дубинин, Н.Карш, В.Круглик, М.Крутик, С.Лаврова, С.Левковская, Н.Мажара, В.Малаховская, С.Нестерова, А.Осколков, А.Крашенинников, А.Радвилович, Л.Резетдинов, А.Ровнер, Д.Стефанович. Из-за своей занятости я, к сожалению, свой музыкальный автопортрет пока написать не успел. Сапожник без сапог. Но какие-то пьесы из личного архива, безусловно, прозвучат. Играть в этот вечер будет Санкт-Петербургский ансамбль новой музыки: флейта, кларнет, скрипка, виолончель и фортепиано. Руководит этим ансамблем Николай Мажара. Сейчас он – профессор Консерватории, а в прошлом был моим учеником, учился у меня с шести лет, совершенно уникальный музыкант. Потомок рода Юргенсонов, основателей музыкально-издательской фирмы, специализировавшейся в области издания музыкальной литературы и продажи музыкальных товаров. Это было одно из мощнейших нотных издательств в России. Когда-то оно обладало эксклюзивным правом на издание всех сочинений Чайковского.

Будет интересный концерт «Homo faber»/«Человек творящий» в Центре Михаила Шемякина. С Михаилом Михайловичем мы близкие друзья. К сожалению, сейчас он давно уже не приезжал, но мы на связи. Как всегда, на этой площадке, концерт будет носить экспериментальный характер. Важно, что в концерте примут участие маститые исполнители: Галина Сидоренко (меццо-сопрано) и Андрей Славный (баритон). Это люди, которые изначально участвовали во всех сезонах фестивалях, начиная с самого первого. Заслуженная артистка России Галина Сидоренко - солистка Петербург-концерта, в прошлом - солистка Мариинского театра. Лауреат Всесоюзного и Международного конкурсов Андрей Славный тоже выступал в Мариинском театре. Это большой профессионал, его репертуар включает больше тысячи произведений. Он записал на компакт-диски все романсы Римского-Корсакова. В этот раз в его исполнении прозвучат три барочные арии Скарлатти.

В программе концерта будет и авангардная музыка русского композитора Александра Мосолова. Специальный гость фестиваля – итальянский пианист Даниэле Буччо, он сыграет очень сложное произведение – «Пляску смерти» Листа.

Наш фестиваль хоть и камерный, но имеет статус международного. И даже сейчас мы стараемся держать планку. Из зарубежных исполнителей в фестивале также участвует японская пианистка Саяка Такахаси. Она выступит на концерте-открытии фестиваля.

Открытие международного фестиваля искусств.
Открытие международного фестиваля искусств.

Целый блок фестиваля посвящен авторскому кино. Что будет показано?

Кинопоказы пройдут в арт-пространстве «Союз печатников». В этом году они посвящены двум режиссерам Александру Суляеву и Дмитрию Фролову. Оба – мои близкие друзья, но Суляева, к сожалению, уже нет. Ушел из жизни еще до появления фестиваля, но успел снять не меньше 12 знаковых фильмов. Его работы напоминают художественно-документальное эссе. Несколько лет он работал ассистентом у Сокурова, что оказало сильное влияние на его творчество. Я стараюсь сохранять память об Александре Суляеве, сейчас покажем один из его фильмов. Какой именно – выбираем.

Очень интересный человек Дмитрий Фролов, у него чисто авторское кино. Он до сих пор снимает на пленку. Иногда даже чуть ли не на ручную камеру. У него есть прекрасный фильм «Мечты о прошлом», в котором звучит моя музыка. Фильм посвящен столетию окончания Первой мировой войны. Там очень много документальных кадров. И военных, и царских времён. Много и игровых моментов. Дмитрий сам сыграл одну из главных ролей. Фильм был удостоен многочисленных премий и наград. На нынешнем фестивале мы, скорее всего, покажем его маленький четырехминутный фильм «Вечеря». Это совсем новая работа, которая еще нигде не демонстрировалась. Фролов попросил меня написать для этого фильма Танго.

Здесь же, в арт-пространстве «Союз печатников», пройдет камерный концерт «Диалоги с Пушкиным». Мероприятие приурочено ко Дню рождения великого поэта и писателя.

Многие творческие деятели, которых вы привлекаете, прошли с Вами долгий путь от начала фестиваля. Работаете ли Вы с молодым поколением?

Как раз на концерте «Диалоги с Пушкиным» мы пытаемся привлечь совсем молодых ребят, студентов музыкального училища им. Римского-Корсакова. Будем рады, если им удастся органично влиться в нашу творческую команду.

В 2025 году отмечается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы решили приурочить к этому событию закрытие фестиваля?

Одна из задач фестиваля – сохранение истории и традиций русского искусства. Поэтому мы не могли пройти мимо этой юбилейной даты, ведь в каждой семье чувствуются отголоски той войны. Бабушки или дедушки воевали, ценой неимоверных усилий победили фашистов. К сожалению, сейчас мы сталкиваемся с переписыванием истории. И будучи просто нормальным, честным и думающим человеком, невозможно на это не реагировать. Мы должны помнить и передавать наши знания и память следующим поколениям. Потому что это нельзя забывать.

Для закрытия Фестиваля в Культурном центре «Каскад» мы подготовили специальную программу, посвящённую Юбилею Великой Победы – «Письмо с фронта». В исполнении Лауреата Международных конкурсов Сергея Зыкова (баритон) и Государственного Академического Русского оркестра им. В.В. Андреева под управлением Заслуженного артиста России Владимира Фонина прозвучат песни и стихи военных лет. Я думаю, что эта музыкально-поэтическая композиция тронет сердца многих.

Обычно мы закрываем фестиваль какой-то развлекательной программой. Но не в этот раз. Конечно, фестиваль – это праздник, но праздник может быть и со слезами на глазах.

С подробной программой фестиваля можно ознакомиться на официальном сайте: http://foundart.ru/

Выставка «Автопортреты» в галерее «Общество поощрения художеств» работает с 4 по 10 июня 2025 года.

Материал подготовила Елена Прилашкевич