Найти в Дзене
The life -Жизнь

История маленькой церкви в Середниково.

И снова я спешу. Не могу удержаться, чтобы не поделиться с вами историей. И как с ней связаны Лермонтов и Столыпин. Наши поездки продолжаются , но с одним но , пока я решила немного поездить по близ лежащим окрестностям, рядом оказывается тоже много интересного . И так , вперед! Храм митрополита Алексия в Середникове стоит уже более трехсот лет. Эта небольшая деревенская церковь хранит множество историй, включая упоминания о Лермонтове и, возможно, Петре Столыпине. «Велено ему построить каменную церковь в поместье его…» Церковь митрополита Алексия в Середникове изначально была каменной. Князь Иван Егупов-Черкасский возвел её в конце XVII века. К тому времени Середниково принадлежало этому роду уже семьдесят лет. Егуповы-Черкасские происходили от адыгейских князей, которые служили на Руси при Иване Грозном. Один из них, князь Чугук из Адыгеи, принял крещение и стал Иваном Егуповым-Черкасским. Его фамилия происходит от русской транскрипции адыгейского имени Якъуб. О самом Иване Егупови
Оглавление

И снова я спешу.

Не могу удержаться, чтобы не поделиться с вами историей. И как с ней связаны Лермонтов и Столыпин.

Наши поездки продолжаются , но с одним но , пока я решила немного поездить по близ лежащим окрестностям, рядом оказывается тоже много интересного .

И так , вперед!

-2

Храм митрополита Алексия в Середникове стоит уже более трехсот лет. Эта небольшая деревенская церковь хранит множество историй, включая упоминания о Лермонтове и, возможно, Петре Столыпине.

«Велено ему построить каменную церковь в поместье его…»

Церковь митрополита Алексия в Середникове изначально была каменной. Князь Иван Егупов-Черкасский возвел её в конце XVII века. К тому времени Середниково принадлежало этому роду уже семьдесят лет.

Егуповы-Черкасские происходили от адыгейских князей, которые служили на Руси при Иване Грозном. Один из них, князь Чугук из Адыгеи, принял крещение и стал Иваном Егуповым-Черкасским. Его фамилия происходит от русской транскрипции адыгейского имени Якъуб.

-3

О самом Иване Егуповиче известно немного. Он начал службу при Иване Грозном и закончил её при его сыне, царе Фёдоре Иоанновиче. Иван был боярином и воеводой, участвовал в походе на Новгород и получил поместья в Ржеве. Его сын, Никита Иванович, носил двойную фамилию — Егупов-Черкасский. Именно ему, своему стольнику и воеводе, царь Михаил Фёдорович Романов пожаловал в 1623 году имение Середниково из дворцовых земель.

Позднее Середниково стало известно благодаря пребыванию Михаила Юрьевича Лермонтова. Но за два века до этого произошла интересная история: в 1613 году Никита Иванович Егупов-Черкасский руководил взятием Белой крепости, которая находится в современном городе Белом Тверской области. В этой битве в плен попал шотландский дворянин Георг Лермонт, который перешёл на службу России и стал родоначальником рода Лермонтовых.

-4

При Никите Ивановиче в Середникове был только один помещичий двор с дворовыми крестьянами. Потом село пришло в упадок, но внук Никиты Ивановича, князь Иван Михайлович Егупов-Черкасский, возродил его и купил соседнее село Подолино с деревней Жаворонки в 1697 году. Он построил в Середникове каменную церковь. В 1693 году он получил разрешение от Патриарха Адриана на строительство храма.

Небольшую одноглавую церковь построили из кирпича, украсили пилястрами и расписным фронтоном. Рядом возвели колокольню. Работы завершились быстро, и уже в 1694 году новая церковь была внесена в список действующих храмов. Егупов-Черкасский передал церковному причту 40 сажен земли вокруг церкви. Эти земли церковь сдавала в аренду помещикам, которые платили священнослужителям ругу — деньгами, хлебом, дровами и сеном.

-5

После князя Ивана Михайловича имение перешло к его сыну Ивану, а затем к внуку Тимофею. Полтора века здешними землями владели князья Егуповы-Черкасские. В 1767 году имение описали за долги, а в 1770-м продали с аукциона секунд-ротмистру лейб-гвардии конного полка Камынину. Спустя пять лет село приобрел екатерининский вельможа Всеволод Алексеевич Всеволожский — богатый и знатный человек, чей род восходит к Рюриковичам.

-6

Всеволожский помог Екатерине II взойти на престол, и императрица щедро его наградила. Он выбрал Середниково для своей подмосковной усадьбы, которая должна была стать воплощением его богатства и художественного вкуса. Приобретя земли в округе, он остановился на месте между Середниковым и Подолиным. Для нового дома был выбран высокий холм над Горетовкой с потрясающим видом на окрестности. Здесь возник архитектурный ансамбль, который сохранился до наших дней: главный дом с бельведером, четыре двухэтажных жилых флигеля, оранжереи, хозяйственные постройки, ландшафтный парк и пруд.

От бывшей усадьбы князей Егуповых-Черкасских осталась только церковь митрополита Алексия, которая к тому времени простояла почти век и сильно обветшала. Середниково снова было заброшено — там никто не жил, и правильнее было бы назвать его не селом, а погостом: церковь и кладбище.

25 апреля 1777 года новый владелец, Всеволод Алексеевич Всеволожский, попросил Синодальную контору разрешить ему отремонтировать пришедшую в негодность каменную церковь в Середникове. В следующем месяце разрешение было получено, и в течение пяти лет владелец основательно перестроил церковь в стиле классицизма. Ветхую колокольню снесли, а вместо неё поставили небольшую звонницу, которая простояла до 1865 года.

В таком виде, с некоторыми поздними изменениями, церковь сохранилась до наших дней.

В те годы в Середникове служил единственный священник — Никита Иванов. Его перевели из Подолинской церкви. При храме не было пономаря и дьячка. Однако при батюшке жил дворовый человек, который следил за чистотой церкви и подсобных помещений.

В 1780-х годах церковь митрополита Алексия в Середникове стала духовным центром округа. К ней присоединились прихожане двух заброшенных церквей — в Подолине и Благовещенке. Также её посещали крестьяне из деревень Саврасово, Голиково, Жаворонки, Лигачёво и Лугинино. Всего 54 двора с 300 жителями. Сама Алексеевская церковь входила в Крутицкую епархию Воскресенского уезда и оставалась там до 1918 года.

-7

После смерти Всеволожского в 1796 году его наследники долго судились за имения. В 1811 году брат и наследник вельможи Сергей продал усадьбу подполковнику Нестерову. Тот в 1813 году передал её графу Салтыкову.

По желанию жены Екатерины Александровны (урождённой Херасковой, племянницы известного писателя) Григорий Алексеевич Салтыков устроил в Алексеевской церкви придел во имя мученицы Параскевы. Имя Параскева было традиционным в семье Херасковых. Основатель рода, молдавский боярин Константин Херескул, живший в конце XVI века, имел дочь Параскеву, и то же имя носила его правнучка.

Осенью 1821 года граф Салтыков начал хлопоты об устройстве тёплого придела. Храм расширили с западной стороны, и справа появился небольшой престол великомученицы Параскевы (три на три метра). Строительство длилось три года и завершилось после продажи имения полковнику Ивану Захаровичу Малышеву. Придел освятили 11 ноября 1824 года уже при новом владельце.

-8

Лермонтов и девы — небесная и земная

В 1825 году Середниково купил генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин. Имение стало родовой усадьбой его семьи. Сестрой нового владельца была Елизавета Алексеевна Арсеньева — бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова. Молодой поэт часто приезжал в Середниково на летние каникулы, где гостил у Столыпиных. Естественно, он не раз бывал и в Середниковской церкви.

Столыпин и его сестра Елизавета
Столыпин и его сестра Елизавета

Татьяна Иванова в книге «Четыре лета в Середниково» описывает посещение Лермонтовым храма: «Екатерина Аркадьевна по воскресеньям приказывала закладывать коляску и ехала к обедне. Юноши и подростки с гувернерами сопровождали их верхом. Длинная прямая аллея вела через Чертов мост к церкви. Маленькая и старая церковь была переполнена людьми. К обедне приезжали соседние помещики, собирались крестьяне из окрестных деревень. Жара и духота. Со стен смотрели тёмные лики старинных икон».

Лето 1831 года. Обедня в Середниковской церкви. Лермонтов стоит перед старинной иконой. Потемневший лик привлекает его взгляд, он смотрит на одну из молящихся девушек. Протискиваясь сквозь толпу, он выходит из церкви на свежий воздух и пишет на клочке бумаги стихотворение «К деве небесной».

Не для земли ты создана,
И я могу ль тебя любить? -
Другая женщина должна
Надежды юноши манить;
Ты превосходней, чем она,
Но так мила не можешь быть!

Лермонтовский вяз

За алтарем Середниковской церкви, на кладбище, рос старый вяз. Ему было более трёхсот лет, и он был известен как «вяз Лермонтова». По преданию, это дерево связано с поэтом.

Поэт часто посещал сельское кладбище. Он любил посидеть у церкви или прогуляться в одиночестве. Его привлекали полустертые надписи на могильных плитах и покосившиеся кресты. Об этом он сам писал в стихах.

Вчера до самой ночи просидел
Я на кладбище, всё смотрел, смотрел
Вокруг себя; полстёртые слова
Я разбирал. Невольно голова
Наполнилась мечтами — вновь очей
Я не был в силах оторвать с камней.
Один ушёл уж в землю, и на нём
Все стерлося…
 — «Кладбище», 1830 год

фото из интернета
фото из интернета

На церковном кладбище сохранились исторические захоронения священнослужителей Алексеевской церкви. За главным алтарем покоится настоятель храма, знакомый Лермонтову, и, по некоторым данным, основатель церкви — князь Иван Михайлович Егупов-Черкасский.

Лермонтов и пугливый батюшка

С 1797 по 1833 год священником Алексеевской церкви в Середникове был Михаил Петрович Зерцалов. В клировых ведомостях он скромно писал о себе: «Я — сын священника, образования не получил, в школах не обучался». 3 ноября 1797 года его посвятил в сан епископ Серапион Дмитровский. Он прослужил в Середникове более тридцати лет, заслужив уважение прихожан. За благословение паствы в 1812 году на сопротивление французским захватчикам отец Михаил получил бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте с надписью «1812».

Юный Лермонтов, несмотря на свой рано созревший ум, часто шалил. Одной из его любимых забав было пугать суеверного отца Михаила, возвращавшегося домой после вечерней службы. В усадебном парке, вдоль дороги из Середникова в Подолино, стоял глубокий овраг. Когда-то там была баня, или «мыльня», как её тогда называли. Сейчас это кажется странным, но по дну оврага бежал ручей, который устье перегородили плотиной для накопления воды.

Баню построил первый владелец усадьбы Всеволожский. Она просуществовала недолго, а потом её переделали в крахмальный завод, где крепостные крестьянки вручную терли картофель. К времени Лермонтова плотина пришла в негодность, и заброшенная баня развалилась. Овраг зарос и даже днём выглядел мрачным и таинственным. Сразу за ним начинался дремучий лес, простиравшийся от усадьбы до самой деревни. Место было глухое и тёмное, и суеверные люди избегали ходить мимо, считая баню прибежищем нечистой силы. Согласно народным поверьям, в заброшенной мыльне обитал бес анчутка и злой дух банник, который любил париться по ночам.

Вот туда, в развалины старой бани, юный Лермонтов отправлялся с наступлением темноты. Он устраивался там с фонарем и ждал сельского батюшку, которому тогда уже было за шестьдесят. Этот человек был простоватым и пугливым.

Об одной из таких вылазок поэт рассказал в стихотворении 1831 года.

Сижу я в комнате старинной
Один с товарищем моим,
Фонарь горит, и тенью длинной
Пол омрачён.

(Товарищем Лермонтова был сына помещика Лаптева, чьё имение находилось рядом с Середниковым).

Готов мой верный пистолет,
В стволе свинец, на полке порох.
У двери слушаю… чу! — шорох
В развалинах… и крик! — но нет!
То мышь летучая промчалась,
То птица ночи испугалась!
На тёмной синеве небес
Луна меж тучками ныряет,
Спокоен я. Душа пылает
Отвагой: ни мертвец, ни бес,
Ничто меня не испугает.

Под стихами пометка: «Середниково. В мыльне. Ночью, когда мы ходили попа пугать»

Скончался отец Михаил в 1833 году в возрасте 66 лет.

В середине XIX века в Середниковской церкви служил Василий Сергеевич Терновский. Он стал настоятелем 15 мая 1833 года, сменив отца Михаила. Терновский — выпускник Вифанской семинарии, сын дьячка Хотьковского монастыря. Он посвятил служению в Алексеевской церкви 35 лет.

Отец Василий запомнился прихожанам не только как усердный пастырь, но и как просветитель крестьян. В Середникове и окрестностях не было школ, поэтому священник собирал детей у себя дома и сам учил их читать и писать. При доме он разбил сад и разводил пчёл. После выхода на пенсию отец Василий оставил пост настоятеля и переехал в Москву, в дом призрения духовенства церкви Святого Георгия в Грузинах. Однако и там он продолжал служить — был смотрителем приюта и настоятелем церкви Иоанна Предтечи. Всего отец Василий посвятил пастырской деятельности полвека, за что был награждён и высоко ценим прихожанами. Он скончался в 1887 году и похоронен на церковном кладбище в Середникове.

В те же годы дьячком был Пётр Сергеевич Бажанов, сын своего отца, который умер на этом посту. Бажанов прослужил дьячком 37 лет, а затем, выйдя за штат, продолжал безвозмездно помогать в церкви. У него был дом в селе, известный далеко за пределами округи. Сюда приходили люди, пострадавшие от укусов бешеных животных. Дьячок славился умением их лечить. Страждущие приезжали к нему и летом, и зимой. Для лечения требовался свежий корень особого растения, который зимой приходилось добывать, увязая в снегу. Пётр Бажанов похоронен при церкви.

В те же годы прихожане избрали церковным старостой Василия Семёновича Зенина, крестьянина из Лигачёва. Зенин был не только известен в округе, но и в Москве как мастер-краснодеревщик и успешный предприниматель. Вместе с двоюродным братом Петром они открыли несколько мебельных мастерских в Лигачёве и Подолине. Чтобы обеспечить работников материалами, Зенины построили лесопильные заводы на Горетовке и начали снабжать округу тонкой фанерой. Они успешно конкурировали с московским фабрикантом Штудертом, который использовал для работы мельницу, приводимую в движение энергией реки.

В 1865 году прихожане решили построить колокольню. Их инициативу поддержал хозяин Середникова, генерал-майор Аркадий Дмитриевич Столыпин. Он был отцом известного российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина.

Для создания проекта трёхъярусной колокольни в Середниково пригласили известного московского архитектора Петра Ефимовича Баева. Для строительства требовался кирпич, и Столыпин разрешил крестьянам разобрать его каменные сараи и риги напротив церкви. Но денег на колокольню Аркадий Дмитриевич дать не мог. Отмена крепостного права подорвала благосостояние Столыпиных, как и многих дворян, не сумевших адаптироваться к новым условиям. Хотя император Александр II утверждал, что «всё возможное для защиты интересов помещиков сделано», «дворянские гнёзда» по всей стране стали приходить в упадок и продаваться за бесценок. Этот процесс описан классиками: Тургеневым, Чеховым, Салтыковым-Щедриным.

Генерал Столыпин не отличался деловой хваткой. Как и многие помещики, он получил «выкупные свидетельства», но не вложил их в хозяйство, а растратил на содержание семьи. В 1869 году ему пришлось продать родовое гнездо по заниженной цене. Продажа усадьбы стала частью печального процесса оскудения дворянства.

Прихожане собирали деньги на строительство колокольни всем миром и собрали нужную сумму. Эти средства позволили построить не только трёхъярусную колокольню, но и новый колокол, а также расширить церковь, добавив два окна. Так местное общество, без помощи господ, справилось с важной задачей.

В 1868 году отец Василий Терновский покинул свой пост настоятеля, и его место занял зять — молодой выпускник Вифанской семинарии Николай Тропарёвский, внук священника Михаила Зерцалова. Через год, в 1869-м, генерал Аркадий Дмитриевич Столыпин продал усадьбу Середниково московскому купцу первой гильдии Ивану Фирсанову. Так начался новый этап в истории храма.

Как и его предшественник, отец Николай продолжал обучать детей на дому. Однако в 1874 году в деревне Лигачёво открылось земское училище, где он стал законоучителем на 18 лет. Кроме того, он преподавал закон Божий в земском училище в Юрлове.

В начале 1870-х годов произошел несчастный случай: на недавно возведенной колокольне разбился колокол. В 1873 году его заменили новым, 125-пудовым, который прослужил до 1929 года. Средства на его покупку собрали от продажи старого колокола и частных пожертвований.

В 1876 году церковь решили обновить. Потребовалось заменить ветхий престол, поставить новый иконостас в Пятницком приделе и обновить полы. Отец Николай рассчитывал на помощь церковного старосты и нового владельца Середникова.

Церковным старостой был Василий Зенин, но из-за болезни он не мог выполнять свои обязанности. Их взял на себя его сын Иван Зенин. Под его руководством мастера-краснодеревщики из Лигачёва изготовили и установили в церкви новый резной иконостас из орехового дерева с украшениями из розового дерева и новыми иконами на золотом чеканном фоне, что придало храму особую красоту и величие.

Собрание артели мебельщиков-краснодеревщиков деревни Лигачёво
Собрание артели мебельщиков-краснодеревщиков деревни Лигачёво

Иван Григорьевич Фирсанов, владелец Середникова, также активно участвовал в жизни храма. Он и его дочь Вера Ивановна неоднократно помогали причту и украшали церковь. В частности, благодаря их пожертвованию в храме появился красивый мозаичный пол, заменивший старый известняковый, который со временем потрескался и стал неудобным.

Иван Григорьевич Фирсанов и его дочь Вера Ивановна Фирсанова
Иван Григорьевич Фирсанов и его дочь Вера Ивановна Фирсанова

Три алтаря Алексеевской церкви

В Середниковской церкви изначально был один алтарь с престолом святителя митрополита Алексия.

Алтарь — это восточная часть церкви, которую отделяет иконостас с царскими вратами. В церкви может быть несколько алтарей, и дополнительный алтарь называют приделом. В 1824 году в храме появился придел, освящённый в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. А в 1892-м, когда храм расширили, устроили Смоленский придел — в честь иконы Божией Матери Смоленской.

Храм рос вместе с приходом. Увеличить его длину было невозможно из-за колокольни, поэтому здание расширили в поперечнике, придав ему форму креста. Именно таким мы видим его сейчас.

Новый придел назвали в честь Смоленской церкви в Подолино, считает краевед Игорь Быстров. Она действовала с 1677 по 1771 год, а затем закрылась, её приход перешёл к церкви в Середниково. По православной традиции, упразднённая церковь не исчезает: её образ остаётся либо в виде придела церкви-наследницы, либо часовни с тем же именем. Настоятель Середниковской церкви иерей Сергий (Старокадомский) подтвердил эту версию.

Расширение храма проходило в 1890–1892 годах, в последние годы жизни отца Николая. Ему помогал церковный староста Иван Зенин. На черновые работы церковных средств хватило, но остальное пришлось оплатить Вере Ивановне Фирсановой, которая с 1882 года, после смерти отца, стала главной благодетельницей Середниковской церкви. Она финансировала проект московского архитектора Василия Васильевича Белокрыльцева и внутреннюю отделку храма.

Проект расширения храма. Автором считается архитектор Василий Васильевич Белокрыльцев
Проект расширения храма. Автором считается архитектор Василий Васильевич Белокрыльцев

Фирсанова также выделила 500 рублей на иконостас для нового Смоленского придела. В мебельной мастерской Карасева, лучшей в Подолине, изготовили новый иконостас из красного дерева для придела мученицы Параскевы. Когда храм расширили, престол великомученицы Параскевы перенесли в левую часть и освятили в октябре 1891 года. Впоследствии Вера Ивановна подарила храму два паникадила, четыре подсвечника, металлические хоругви, богослужебные сосуды, а также облачение для престола и жертвенника.

В мае 1892 года отец Николай умер. Его похоронили у алтаря Пятницкого придела Алексеевской церкви.

Венчался ли Пётр Столыпин в Середниковской церкви?

Многие сайты об истории Алексеевского храма утверждают, что П.А. Столыпин венчался в Середникове. Но так ли это? Известно, что детство будущего реформатора прошло в этой усадьбе, но после того, как она перешла к купцу Фирсанову, жизнь Столыпиных, в том числе Петра Аркадьевича, отдалилась от родового имения.

Точно известен лишь один визит взрослого Петра Столыпина в Середниково. Это произошло 15 октября 1899 года. Он ехал в Москву по делам и, завершив их, решил посетить места своего детства. Он договорился об этом с хозяйкой усадьбы. В письме к жене Ольге он отметил: «Здесь мне удобно, тепло и просторно».

Как известно, 22-летний Пётр Аркадьевич Столыпин обвенчался с Ольгой Борисовной Нейдгардт 27 октября 1884 года. В то время он был студентом естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета и ему пришлось просить у ректора разрешение на брак. Разрешение было получено, свадьба состоялась, но где именно?

Как сообщили «Зеленоград.ру» в Середниковской церкви, нет никаких документальных свидетельств того, что венчание будущего реформатора прошло здесь. Более того, это предположение противоречит логике, ведь Середниково уже давно принадлежало Фирсановым.

Сегодня точно установить место венчания Столыпина практически невозможно. Точных сведений не сохранилось. Однако есть обоснованное предположение, что свадьба состоялась в имении Анненково Новгородской губернии, которое принадлежало Столыпиным — родственникам Петра Аркадьевича. В Анненкове стояла каменная церковь Троицы Живоначальной, а всего в нескольких верстах находилась деревня Отрада — имение Нейдгардтов. В Отраде не было своей церкви, только домашняя часовня, поэтому ближайшим храмом для венчания было Анненково.

Летописец Середниковской церкви

История Алексеевского храма стала известна благодаря трудам отца Алексея (Терновского), его преемника. Все настоятели, начиная с отца Михаила Зерцалова и заканчивая отцом Алексеем, были связаны родством и служили на приходе долгое время. Отец Алексей приходился отцу Михаилу правнуком.

В Середникове отец Алексей начал работать в 1889 году как регент любительского церковного хора, созданного в 1886 году. До этого в храме пели только мужчины-любители, в основном из семьи Зениных. Вера Ивановна Фирсанова помогла пригласить постоянного регента — Порфирия Покровского, который сформировал хор с детскими голосами и вложил в него всю душу. После его ухода регентам оставалось лишь поддерживать хор. Став настоятелем, отец Алексей уделял большое внимание певческой традиции. Благодаря его заботам, хор из местных крестьян продолжал существовать и развиваться.

-14

После смерти отца Николая прихожане попросили назначить к ним священника отца Алексея. В мае 1892 года его рукоположили. Как и его предшественники, отец Алексей преподавал Закон Божий в трёх училищах прихода: в Лигачёве, Голикове и Подолине. Молодой настоятель оказался отличным организатором. При нём Алексеевская церковь стала особенно красивой.

Отец Алексей также написал книгу «Храм святого Алексия Митрополита в селе Середникове». Она вышла в Москве в 1908 году и начинается словами: «На добрую память прихожанам Алексиевской церкви села Середниково».

Вот как он описывает Середниково конца XIX века: «Из жилых строений в селе издавна были только каменный одноэтажный дом для причта и домик дворового человека. Только в последние 15 лет появились дома священника и просфорницы, а также новая сторожка на месте старого дома дворового человека. Храм окружён живой изгородью из акаций и сирени, а с восточной стороны расположено кладбище».

Протоиерей Алексей Терновский служил в Середникове 40 лет и скончался в 1932 году. Его похоронили за главным алтарём храма.

-15

«Человек молодой, в высшей степени энергичный»

Отец Алексей, в своём труде, описал церковного старосту Алексея Юрасова, который занимал эту должность с 1899 по 1902 годы. «При нём церковная жизнь ускорилась», — пишет отец Алексей. Юрасов не ограничивался продажей свечей и наблюдением за хозяйством, его не пугали недостаток средств и возможные последствия.

Юрасов жил в Москве, но часто приезжал в Середниково. Он укрепил основание храма бутовым камнем, устроил дренажи и покрасил церковь снаружи. Увидев, что печи не дают достаточно тепла, хотя дров тратили много, он решил переделать отопление. В результате в храме появилась духовая печь, которая отапливала и бывшую холодную часть. Теперь Алексеевская церковь была тёплой круглый год.

В 1901 году Юрасов пригласил художников-иконописцев братьев Павла, Ивана и Николая, а также Пашковых. На его средства они расписали стены храма библейскими сюжетами. Часть сюжетов художники взяли с картин популярного в то время художника Генриха Семирадского.

Ктитор Юрасов пригласил на лето регента из консерватории. Его задача — подготовить новых певцов для любительского хора. После Юрасова старостой стал крестьянин Алексей Глазов из деревни Подолино. Он был серьезным, тихим и заботливым человеком. Глазов так хорошо изучил церковное хозяйство, что священнику не приходилось давать ему указания. Во время революции 1905-1907 годов он охранял церковь. Тогда часто грабили и поджигали храмы. Каждую ночь староста проверял сохранность церкви.

В 1920–1940-е годы, когда религия подвергалась гонениям, церковь Алексия Митрополита в Середникове чудом уцелела. Её не закрыли, не разрушили, и молитва в храме не прекращалась. Но урон был нанесён. В 1929 году с колокольни сняли колокола и увезли их неизвестно куда. За ними последовали и пушки, которые когда-то стояли возле церкви на высоком берегу реки Горетовки. Из них, по воспоминаниям старожилов, салютовали в праздники Рождества, Пасхи и на Медовый Спас.

Не обошла стороной храм и Великая Отечественная война. В 1941 году, во время ожесточённых боёв за Москву, вся местность подвергалась массированному обстрелу. Недалеко от церкви находились оборонительные позиции защитников столицы, и высокая колокольня стала удобным ориентиром для фашистских наводчиков. Чтобы лишить врага высотного пристрелочного ориентира, решили убрать два верхних яруса колокольни. По одной из версий, это сделали с помощью артиллерии, по другой — разобрали вручную.

Интересная легенда о тех днях сохранилась в журнале «Дворцы и усадьбы» (№44, 2011). Зимой 1941 года немцы, стоявшие в трёх километрах от Середникова, пытались разрушить храм выстрелом из гаубицы, но промахнулись на тридцать метров. На месте падения снаряда образовалась глубокая воронка, которая до сих пор не пересыхает даже в жару. В церкви «Зеленоград.ру» сообщили, что такой воронки рядом с храмом нет, но на том месте, где сейчас купальня, раньше был небольшой источник с колодцем, а на склоне — следы оборонительных укреплений. Возможно, это и есть то самое место.

С усечённой колокольней храм простоял 59 лет — до 2000 года.

В 1960 году государство взяло Середниковский храм под охрану как памятник федерального значения. Этот статус подтвердили в 1974 году.

В 2000 году прихожане церкви вместе с архитекторами, работавшими в усадьбе Середниково, восстановили колокольню по старинным чертежам. Они вложили свои средства, чтобы вернуть ей былое великолепие.

В 1953 году в Середниковском храме появился новый настоятель — отец Павел (Митрофанов), переведенный из Клинского района. До того как стать священником в возрасте 58 лет, он прошел сложный жизненный путь. Отец Павел родился в верующей семье, окончил реальное училище до Октябрьской революции и задумался о монашеском пути. За советом он обратился к блаженной Матроне Московской, которая предсказала ему встречу с будущей спутницей жизни среди знакомых. По благословению Матроны он женился.

В 1930-х годах отец Павел работал главным бухгалтером в Литфонде при Союзе писателей. В 1937 году его арестовали, но вину не доказали, и после реабилитации он вернулся к работе. В это время он принял решение посвятить себя пастырскому служению. В 1945 году, сдав экстерном экзамен за полный курс духовной семинарии, он был рукоположен в священники. Служил в сельских храмах Рязанской области и Клинского района.

Став настоятелем Алексеевского храма в Середникове, отец Павел завоевал любовь прихожан своей скромностью, добросовестностью и добротой. В те годы проповедовать в храме было запрещено, но он рассказывал прихожанам о Евангелии и житиях святых в частных беседах. Его супруга, матушка Анна, пела на клиросе. У них было четверо детей: две дочери и два сына, которые приезжали на каникулы из Москвы. Сыновья помогали в алтаре, дочери присутствовали на богослужениях.

Отец Павел служил в Середниковской церкви до своей смерти 12 августа 1958 года. Он был похоронен слева от алтаря Алексеевского храма.

Протоиерей Филипп Филатов рассказал, что перед смертью отец Павел наказал своей жене заботиться о Середниковском храме до конца её дней. Матушка Анна выполнила его волю. В 1960-1970-х годах она продолжала петь на клиросе, приезжая в Середниково с юго-запада Москвы.

После смерти отца Павла настоятелем Алексеевского храма стал отец Василий (Беляев). Его служение пришлось на время новых гонений на церковь. Прихожане с теплотой и благодарностью вспоминают этого священника. Опасаясь преследований со стороны властей за веру, отец Василий скрытно исполнял свой долг, проводя таинства крещения и венчания вечером. Он служил в Середникове до своей смерти в 1966 году и был похоронен с левой стороны от Алексеевского храма.

Большая статья получилась конечно .Но это еще не все ). Продолжение следует.