Недавно ехал по знакомой трассе и вдруг натыкаюсь на ограничение "40". Стою, смотрю по сторонам - дорога как дорога, никаких препятствий или работ, но все тащатся, как черепахи. Решил разобраться в этом вопросе поглубже, и вот что выяснилось.
Откуда берутся эти знаки?
Поговорил с коллегой, который сейчас уже на пенсии. Рассказал интересные детали. Выясняется, что причин для установки таких ограничений предостаточно.
Первое - ремонтные работы. Тут все понятно: техника на дороге, люди работают, да и полотно в дырах - скорость снижать необходимо. Второе - населенные пункты. Въезжаешь в село или поселок - логично притормозить, ведь могут появиться пешеходы.
Также ограничения устанавливают рядом с социальными объектами: школами, детскими садами, медучреждениями. На сложных участках дороги - там, где много поворотов или ограниченная видимость - тоже можно встретить подобные знаки.
Временные ограничения вводят при неблагоприятных погодных условиях: гололед, густой туман, сильный дождь. В некоторых регионах знаки ставят на участках, где животные могут выбегать на проезжую часть.
Получается, оснований для установки знаков достаточно. Вопрос в другом - почему их не убирают вовремя?
Просто забыли или хитрый план?
Сталкивался с такой ситуацией неоднократно: едешь по отремонтированной дороге, а знак "40" как стоял, так и стоит. Асфальт новый, разметка свежая, техника давно уехала а ограничение действует. И что характерно - камеры исправно фиксируют нарушения.
Водители вынуждены тащиться со скоростью черепахи по совершенно нормальной дороге.
Формально все правильно - знак стоит, значит, соблюдай ограничение. А на практике получается ловушка для автомобилистов. И камеры видеофиксации работают без сбоев, пополняя бюджет.
Особенно "радуют" такие участки в ночное время или в выходные дни, когда поток машин небольшой, а камеры продолжают "стрелять" штрафы. А уж если знак стоит на объездной... Сколько залётных по незнанию отстегнут в бюджет, даже сложно представить.
Кто за это отвечает?
Разобрался в схеме установки и демонтажа знаков. Обычно инициатива исходит от ГИБДД - они дают рекомендации местным властям о необходимости ограничения скорости на конкретном участке. Муниципалитет или региональные дорожные службы устанавливают знак.
Вот тут и начинается интересное.
Ответственность за актуальность дорожных знаков лежит на тех же местных властях. Они должны отслеживать изменения ситуации и своевременно корректировать дорожную обстановку. Но на практике случается по-разному.
Иногда просто забывают - выполнили работы, отчитались, а про знаки не подумали. Бывает, что по документам проект еще активен, хотя реальные работы закончились месяц назад. А порой это банальная безответственность - никто не хочет брать инициативу на себя.
Страдают от такой неразберихи рядовые автомобилисты. Приходится подчиняться неактуальным ограничениям, зная, что они уже не нужны. А нарушить нельзя - техника фиксации работает исправно.
Что с этим делать?
Теоретически можно обращаться в местную администрацию или подразделения ГИБДД с просьбой пересмотреть необходимость конкретного знака. Но на практике результат предсказуем - бюрократическая волокита и отписки.
Получается замкнутый круг: знак поставили по уважительной причине, причина исчезла, а знак остался. И убирать его никто не торопится, ведь он приносит доход в виде штрафов.
Такая ситуация создает напряжение между водителями и контролирующими органами. Автомобилисты чувствуют себя обманутыми, когда вынуждены соблюдать явно устаревшие ограничения. А система продолжает работать по старой схеме.
Возможно, стоит ввести обязательный пересмотр временных ограничений через определенные промежутки времени. Или создать простую процедуру для водителей, позволяющую сообщать о неактуальных знаках. Но пока что ситуация остается без изменений.
Приходится мириться с существующим положением дел и надеяться, что рано или поздно здравый смысл возьмет верх над бюрократией.