Найти в Дзене

Митина кузня

Митя Кузнецов — фолк-музыкант, мультиинструменталист, композитор, организатор культурных событий и популяризатор русской музыки. Его фестивали «Усадебники» – бренд Рыбинска. Митя содействует восстановлению исторического облика родного города. Его проект по воссозданию старинных вывесок стал вдохновляющим примером успешной инициативы в области дизайна общественного пространства для многих городов. Митя Кузнецов стал героем фильма «Митина кузня» (2023, 60 мин, ООО «МТ КИНО», 12+), выдвинутого в 2025 году в качестве номинанта на Российскую национальную премию в области неигрового кино «Золотая Свеча». Мы побеседовали с одним из авторов картины – режиссёром, сценаристом, продюсером, киноведом, членом Союза кинематографистов России, лауреатом многих российских и международных кинофестивалей Мариной Труш. - Вы проявляете себя сразу в нескольких кинематографических профессиях. Как вы их освоили и как пришли в кинодокументалистику? - Я училась на сценарно-киноведческом факультете ВГИКа и после

Митя Кузнецов — фолк-музыкант, мультиинструменталист, композитор, организатор культурных событий и популяризатор русской музыки. Его фестивали «Усадебники» бренд Рыбинска. Митя содействует восстановлению исторического облика родного города. Его проект по воссозданию старинных вывесок стал вдохновляющим примером успешной инициативы в области дизайна общественного пространства для многих городов.

Митя Кузнецов стал героем фильма «Митина кузня» (2023, 60 мин, ООО «МТ КИНО», 12+), выдвинутого в 2025 году в качестве номинанта на Российскую национальную премию в области неигрового кино «Золотая Свеча».

Мы побеседовали с одним из авторов картины – режиссёром, сценаристом, продюсером, киноведом, членом Союза кинематографистов России, лауреатом многих российских и международных кинофестивалей Мариной Труш.

Режиссёр, сценарист, киновед, продюсер Марина Труш
Режиссёр, сценарист, киновед, продюсер Марина Труш

- Вы проявляете себя сразу в нескольких кинематографических профессиях. Как вы их освоили и как пришли в кинодокументалистику?

- Я училась на сценарно-киноведческом факультете ВГИКа и после практики на Центральном ТВ (оно тогда еще было у нас одно!) твердо решила, что хочу работать на телевидении. Диплом писала уже с этим прицелом: о художественной выразительности телевизионных жанров. В 1991 году окончание института совпало по времени с созданием телеканала «Россия», куда меня пригласили работать редактором студии кинопоказа. На новом канале приветствовались свежие идеи и формы. У руководства появился замысел создания программ о фильмах, выходящих в эфир, а сотрудники, способные это воплотить, отсутствовали. Я с энтузиазмом и творческим запалом вызвалась участвовать в реализации этой задачи. Так неожиданно возникла счастливая возможность закрепить теорию практикой и освоить профессии продюсера, сценариста и режиссера телепрограмм.

Через несколько лет известный киновед Наум Клейман предложил мне стать продюсером международного документального проекта по его сценарию «Дом Мастера», посвященного великому режиссеру Сергею Эйзенштейну. Это был успешный во всех отношениях, судьбоносный опыт. Созданный увлеченной творческой командой фильм, получил главную телевизионную премию страны – ТЭФИ, а я оставила телевидение и начала работу в неигровом кино.

- Кто стал героем вашей первой самостоятельной киноработы?

- Мудрая и добрая женщина – российская немка из Поволжья Эмилия Штырц, которая в юности вместе с родными (и всеми немецкими семьями, коих в округе на начало войны имелось множество – их предки когда-то приехали осваивать эти земли по приглашению Екатерины II) была репрессирована по национальному признаку и депортирована в Сибирь, где познакомилась с будущим мужем – молодым офицером-фронтовиком. Фильм «Искатели счастья» рассказывает, как любовь преображает жизнь и помогает преодолеть все предубеждения и преграды.

- У вас есть тематические предпочтения?

- Мы с супругом – сорежиссёром и оператором Владимиром Самородовым – за пятнадцать лет совместной деятельности создали более тридцати документальных фильмов самой разной тематики, посвященных настоящему и прошлому, знаменитым и неизвестным людям. Жизнь так разнообразна и непредсказуема, красочна и чудесна – всё в ней интересно!

Впрочем, у нас есть непременное условие для выбора, воодушевления и вдохновения – приверженность героев добру и свету.

- Как вы познакомились с Митей Кузнецовым?

- С некоторых пор выбор героев фильмов мы именуем для себя обретением. Удивительным образом они нам (не побоюсь этого слова) являются.

Несколько лет назад мы снимали в Ярославской области фильм «Не уходи отсюда» о замечательном старинном поселении Учма на берегу Волги, где, как в капле воды великой реки, отразилась многовековая история Отечества.

Мы хотели сделать поэтичный фильм-притчу о судьбе русской деревни, не хватало музыки, соответствующей глубине задачи: неординарной, настоящей народной мелодии, не архаичной, но и не широко известной. Найти произведение или композитора оказалось непросто. И вот как-то одна из жительниц деревни спросила, поедем ли мы в Рыбинск на празднование Дня города. Ведь там будет выступать Митя Кузнецов! На наш вопрос кто это, она удивлённо воскликнула: «Как, вы не знаете нашего замечательного земляка-музыканта?!». Мы поехали, и это была судьбоносная встреча: у нашего фильма появился тот, кого мы искали и ждали – удивительно подходящий нам по духу и замыслу творец-композитор, а заодно мы обрели героя для следующего фильма.

- Что вдохновило на создание фильма «Митина Кузня»?

- Мы прикоснулись к корневой народной культуре, в ее современном творческом воплощении. Митя Кузнецов – человек особенный: цельный, глубокий, талантливый – хранитель и созидатель. Мотивировала и вдохновляла возможность достойно запечатлеть атмосферу жизни и чудесный мир его начинаний и замыслов.

Мы хотели разделить со зрителем радость знакомства с нашим героем и его семьей, воодушевление от того, что такие восхитительные соотечественники живут рядом с нами. Его семья – достойный подражания пример, гармонично сочетающий традиционный патриархальный уклад с современными ритмами и реалиями. В этом жизненном пространстве теряется ощущение скоротечности времени и появляется осознание его бесконечности.

Соприкосновение с Митей и его миром – яркое и духоподъемное событие не только в нашей профессиональной, но и личной жизни.

- Как долго создавался фильм?

- Около трех лет. Мы, в принципе, не быстро делаем кино, но этот фильм, пожалуй, самый продолжительный по времени создания.

- Что было самым трудным?

- Остановить съемки. Все время происходило что-то интересное и важное, и казалось, что каждый новый момент необходимо запечатлеть в контексте экранной истории. В результате скопилось такое количество съемочного материала, что оказалось трудно сделать выбор: что включать в сюжетную и образную ткань фильма, а чем жертвовать в пользу лаконичности и динамики.

- В чём значимость неигрового кино для людей, для общества?

- Документальное кино – прежде всего летопись. Фильм, посвященный современнику, – визуальный документ нашей эпохи, её образ. Картина, в основе которой событие или выдающаяся личность из прошлого, характеризует нас не меньше. Сам выбор темы, героя проявляет сегодняшние предпочтения и интересы, а значит, свидетельствует в том числе о нашем духовном облике, отражает мировоззренческие идеалы и чаяния.

- Вы киновед. Как оцениваете отечественное неигровое кино?

- Я очень требовательно и взыскательно отношусь как к нашим фильмам, так и к работам коллег во всех профессиональных аспектах. Считаю, что в целом современная российская документалистика находится на высоком уровне. Жаль только, что неигровые картины мало где можно посмотреть. Фестивальные показы – ограниченные по охвату, а чтобы показать фильм по телевидению, необходимо приложить огромные усилия. «Митина кузня» недавно была показана по телеканалу «Культура», но многие замечательные работы не доходят до зрителя.

Свои картины мы выкладываем в сети интернет на Рутуб-канале студии «МТ КИНО». Они набирают десятки тысяч просмотров, что говорит о востребованности неигрового кино. Конечно, хотелось бы, чтобы фильмы показывали и в кинотеатрах.

- Над чем сейчас работаете?

- Десять лет назад мы снимали в кадетском корпусе экзамен для допуска к участию во Всероссийской акции «Вахта Памяти» (для фильма «Искать – значит помнить!» ). Серьезные, ответственные тринадцатилетние ребята, пожелавшие участвовать в сложном взрослом деле, вызывали не просто симпатию, а большое уважение. Прошло время, герои фильма повзрослели, а тема подготовки защитников Отечества приобрела особую актуальность. Нам показалось важным – для себя и для зрителя – узнать о судьбах бывших кадетов, о прохождении ими проверок временем. Конечно, их жизни сложились по-разному. Кто-то еще учится в вузах, кто-то трудится. Двое ребят сделали особый выбор. Один стал разведчиком, героически сражающимся на СВО. Другой, недавний выпускник Военно-космической академии, приступил к защите неба Родины на дальних рубежах, в Заполярье. Вот о том, какими они стали, и их мудром наставнике и учителе мы снимаем новый фильм «Экзамен».

Беседу вела Ирина Иванова

Фотографии и кадры предоставлены Мариной Труш и Владимиром Самородовым.

Трейлер фильма «Митина кузня»

Марина Труш комментарий

Фильм «Митина кузня» смотреть онлайн

Другие интервью с кинематографистами в моём канале.

В Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями в киноклубе «Русский путь»: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.

Благодарю вас за отметки «Мне нравится» - они помогают развитию канала. Буду стараться радовать вас новыми познавательными публикациями.