Найти в Дзене

Хронограф на паузе тратит ресурс механизма? Проверяем на ETA 7750 и Seiko VK64

Многие владельцы часов с функцией хронографа задаются вопросом: если запустить стрелки секундомера и оставить их работать или, наоборот, поставить хронограф на паузу, не изнашивает ли это механизм часов быстрее обычного? Иначе говоря: тратит ли запущенный (или поставленный на паузу) хронограф ресурс механизма? Давайте разберёмся на понятном языке, используя в качестве примеров два популярных калибра – швейцарский механический ETA 7750 и японский «мехакварцевый» Seiko VK64.

Что такое хронограф? Очень кратко: хронограф – это наручные часы со встроенным секундомером. У таких часов обычно есть дополнительные стрелки и циферблаты (субдиалы), с помощью которых можно замерять интервалы времени – секунды, минуты и иногда часы, – независимо от основного часового циферблата. Хронограф запускается и останавливается кнопками на корпусе часов. Это одна из самых популярных часовых комплектаций, встречающаяся как в дорогих швейцарских механических часах, так и в доступных кварцевых моделях.

Теперь к сути вопроса. Хронограф – это довольно сложный узел в механизме часов, состоящий из множества мелких деталей: колесиков, рычагов, сцеплений и пружин. Когда вы нажимаете кнопку "Start" и запускаете секундомер, в дело вступают дополнительные детали: специальное колесо начинает отсчитывать секунды, каждую минуту перекидывается счётчик минут и т.д. Все эти движения требуют энергии и вызывают трение деталей друг о друга. Если часы механические, энергию предоставляет заводная пружина; если часы кварцевые, энергия берётся от батарейки. Соответственно, логично предположить, что работающий хронограф расходует запас энергии и понемногу изнашивает механизм. Но насколько это серьёзно, и что происходит, если хронограф поставить на паузу?

Механический хронограф (пример: ETA 7750). ETA/Valjoux 7750 – один из самых распространённых автоматических механических хронографических калибров в мире. Его устанавливают во множество швейцарских часов, от Tissot до Breitling. Этот механизм рассчитан на длительную и надёжную службу, в том числе при регулярном использовании секундомера. Тем не менее, когда хронограф 7750 запущен, он отнимает часть энергии у пружины. В результате полностью заведенные часы с непрерывно работающим секундомером проработают немного меньше по времени, чем с выключенным хроно – грубо говоря, запас хода сокращается. Для современных автоподзаводных моделей это обычно не критично: при повседневной носке ротор подзавода компенсирует расход, и вы можете не заметить разницы. Но если оставить часы лежать, запущенный хронограф может привести к тому, что они остановятся чуть раньше, чем если бы секундомер был выключен.

-2

А как же износ? Когда хронограф работает, его колесики постоянно вращаются, а рычаги и фиксирующие элементы удерживают всё под контролем. Трение в механизме усиливается, масло со временем разогревается и вырабатывается. И хотя хронографы сконструированы с расчётом на использование, непрерывная работа секундомера месяцами без перерыва теоретически приведёт к более быстрому высыханию смазки и износу определённых деталей. Представьте автомобильный двигатель: он рассчитан на тысячи часов работы, но если гонять его на повышенных оборотах постоянно, техобслуживание потребуется чуть раньше. Точно так же и с часами – чем больше деталей задействовано и чем интенсивнее работа, тем чаще может понадобиться сервис. Однако здесь важно не переоценить проблему: качественный механизм вроде 7750 не рассыплется от того, что вы периодически запускаете секундомер. Разумное использование хронографа (например, замерять время от времени события на минуту, пять или даже час) совершенно нормально и не "убивает" часы. Многие часовщики отмечают, что куда больше износа может дать постоянное резкое нажимание кнопок "старт/стоп" – ведь при каждом пуске зубчатые колёса хронографа входят в зацепление, иногда с лёгким скольжением. Если без конца щёлкать запуск и паузу, эти участки могут стереться быстрее. А вот если хронограф запущен и работает плавно, нагрузка распределяется более равномерно.

-3

Теперь интересный момент: что происходит, когда мы ставим хронограф на паузу (то есть нажимаем "стоп", но не обнуляем показания)? В механических часах при остановке секундомера обычно срабатывает тормозной рычажок, прижимающийся к колесику секундной стрелки, фиксируя его положение. Колёса счетчиков минут и часов тоже замирают. В этот момент почти все дополнительные детали перестают двигаться — секундная стрелка стоит на месте, значит, хронограф больше не «отъедает» энергию от пружины. Но некоторые элементы могут оставаться сцепленными с основной передачей. Например, в классических конструкциях с горизонтальным сцеплением колесо хронографа всё ещё соприкасается с ведущим колесом внутри механизма. Пока хронограф на паузе, одно колесо может скользить по другому или по специальной фрикционной пружине. Это микродвижение или сила трения очень малы и на точности хода практически не сказываются, но технически какой-то ресурс расходуется: происходит незначительный износ в точке контакта, смазка на этом узле работает чуть активнее. В некоторых калибрах (например, старые Seiko 6138/6139 с вертикальной муфтой) при выключенном хронографе фрикционная муфта проскальзывает постоянно, а при включенном – наоборот, находится в зацеплении без проскальзывания. Для них даже говорили, что им лучше быть постоянно включёнными, чтобы уменьшить трение проскальзывания! В ETA 7750 применена камно-рычажная схема и горизонтальное зацепление приводного колеса, поэтому при остановке хронографа небольшое трение тоже присутствует. Однако это не та вещь, о которой стоит беспокоиться в быту. Если часы прошли качественное обслуживание и смазаны, короткие паузы или даже длительная остановка секундомера в неподвижном состоянии не причинят заметного вреда. В любом случае, полный цикл работы хронографа включает и запуск, и остановку, и сброс – и механизм спроектирован выдерживать эти нагрузки многократно.

Кварцевый «мехакварц» (пример: Seiko VK64). Теперь рассмотрим другую ситуацию – кварцевый хронограф, такой как Seiko VK64. Это другой зверь: внутри стоит батарейка и электроника, обеспечивающие ход часов, а функция секундомера реализована шаговым моторчиком и набором передач, при этом сброс стрелок происходит механически (отсюда и название «мехакварц» – сочетание электронного и механического). Когда вы запускаете хронограф в таком калибре, батарейка начинает расходоваться значительно быстрее: ведь помимо обычного хода часов, каждую секунду (а часто и 5 раз в секунду для плавности хода стрелки) двигатель проворачивает стрелку секундомера. Представьте, что вы постоянно держите включенным фонарик – батарейку придётся менять куда быстрее, чем если бы вы им почти не пользовались. Точно так же и здесь: оставленный надолго включённым хронограф в кварцевых часах может «сесть» батарейку за считанные недели или месяцы, вместо привычных нескольких лет работы без замены элемента питания. Многие современные кварцевые модели на такой случай даже программно останавливают секундомер через определённое время (например, через час или 12 часов непрерывной работы), чтобы не разрядить батарею впустую.

-4

А что насчёт износа механизма в кварцевом хронографе? Здесь хорошая новость: деталей там меньше, чем в чисто механических хронографах, и нагрузки на них поменьше. Нет массивной заводной пружины, которая рвётся вращать шестерёнки; вместо неё плавное пошаговое движение моторчика. Это значит, что механическое трение и износ деталей минимальны. Конечно, любое движение зубчатых колёс со временем требует смазки – даже кварцевые механизмы советуют периодически обслуживать – но в целом в VK64 и подобных калибрах ресурс расходуется больше электрический (батарейка), чем механический. Если хронограф остановлен (поставлен на паузу) в кварцевых часах, двигатель просто не работает, стрелки стоят на месте. Батарейка при этом расходуется только на основной ход часов (и то зачастую очень экономично). То есть сам по себе факт, что вы оставили стрелки секундомера в каком-то положении на циферблате, никак не «грызёт» ресурс – энергия не тратится, детали неподвижны. Единственное, что можно упомянуть – когда вы потом нажимаете кнопку сброса (Reset), срабатывает механизм мгновенного возврата стрелок на ноль: в мехакварце это реализовано пружинками и рычажками, как в обычном механическом хронографе. Эти детали тоже рассчитаны на многократное срабатывание, но теоретически бесконечно щёлкать reset (как и в механике) не стоит – изнашиваются упоры и пружины. Однако при нормальной эксплуатации это не проблема: даже если вы часто пользуетесь секундомером, вы, скорее всего, раньше посадите батарейку, чем стерёте кнопки.

-5

Выводы: Использование хронографа действительно расходует ресурс часов – и механическую энергию, и потенциал деталей, и заряд батареи – но в разумных пределах это не должно вызывать беспокойства. Часы созданы для того, чтобы показывать время, и хронограф – для того, чтобы замерять интервалы. Запущенный секундомер в механических часах немного уменьшит запас хода и со временем добавит работы часовщику при следующем сервисе (потребуется, возможно, заменить или смазать парочку лишних деталей). Поставленный на паузу механический хронограф практически не влияет на механизм, если не увлекаться постоянными перезапусками ради забавы. В кварцевом хронографе самое существенное последствие долгой работы – быстрая разрядка батареи; остановка же на паузе незначительно влияет разве что на воображение владельца (механизм при этом отдыхает, ему всё равно). Так что не бойтесь пользоваться своей секундомерной функцией по назначению. Если вам нужно замерить время – смело запускайте хронограф. Просто имейте в виду: как и в машине, лишние часы на одометре приближают ТО, а лишние витки стрелок приближают дату смены батарейки. Но часы от этого не сломаются – при должном уходе ваш хронограф прослужит много лет, даже если вы даёте ему хорошую нагрузку. Главное, находите баланс между удовольствием от использования любимой функции и здоровым смыслом: нет нужды держать хронограф включённым 24/7 без причины. А если очень хочется любоваться постоянно бегущей стрелкой – возможно, стоит присмотреться к моделям с вертикальным сцеплением или к электронным гаджетам. Впрочем, это уже тема для другой статьи.