Найти в Дзене
Живопись

Пятно со смыслом: философия цвета на холсте

С точки зрения изобразительного искусства, качества цвета бывают естественными и противоестественными, искусственными. С первыми (такими как тон, светлота и насыщенность) всё ясно. Их нам с Вами подарила матушка-природа. Со вторыми дело обстоит посложнее. Ибо сформированы они под воздействием человеческой культуры и под её же влиянием непрерывно трансформируются. Цвет — носитель человеческого опыта. Категории «красивого» или «некрасивого», «легкомысленного» или «благородного», «оптимистичного» или «гнетущего» цвета — интерпретации. Которая к тому же сильно разнится у разных сообществ и имеет свойство меняться со временем. Например, багрянец на иконах Рублёва и на картинах Уорхолла несёт совершенно разную смысловую подоплёку и эмоциональную нагрузку. Хотя по шкале RAL может совпадать вплоть до последнего знака. Плоскость холста дарит нам глубину и простор морского пейзажа. Хрупкость волны и бег облаков. Фестиваль соблазнительных форм героини портрета. Благодаря изменённым качествам цве

С точки зрения изобразительного искусства, качества цвета бывают естественными и противоестественными, искусственными. С первыми (такими как тон, светлота и насыщенность) всё ясно. Их нам с Вами подарила матушка-природа. Со вторыми дело обстоит посложнее. Ибо сформированы они под воздействием человеческой культуры и под её же влиянием непрерывно трансформируются. Цвет — носитель человеческого опыта. Категории «красивого» или «некрасивого», «легкомысленного» или «благородного», «оптимистичного» или «гнетущего» цвета — интерпретации. Которая к тому же сильно разнится у разных сообществ и имеет свойство меняться со временем. Например, багрянец на иконах Рублёва и на картинах Уорхолла несёт совершенно разную смысловую подоплёку и эмоциональную нагрузку. Хотя по шкале RAL может совпадать вплоть до последнего знака.

Энди Уорхол, «Этель Скалл 36 раз», 1963, акриловая краска и шелкография на холсте, 200 см × 370 см, Музей американского искусства Уитни, НЬЮ-ЙОРК
Энди Уорхол, «Этель Скалл 36 раз», 1963, акриловая краска и шелкография на холсте, 200 см × 370 см, Музей американского искусства Уитни, НЬЮ-ЙОРК

Плоскость холста дарит нам глубину и простор морского пейзажа. Хрупкость волны и бег облаков. Фестиваль соблазнительных форм героини портрета.

Айвазовский Иван Константинович, «Кораблекрушение у Афонской горы», 1856, холст, масло, 97 х 148 см, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Айвазовский Иван Константинович, «Кораблекрушение у Афонской горы», 1856, холст, масло, 97 х 148 см, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Благодаря изменённым качествам цветового пятна мы различаем самостоятельные элементы картин и абстракции фона. Которая из изображённых поверхностей излучает тепло, а какая источает холод. С пятнами цвета, «отвечающими» за очертания и силуэты, связано ещё больше премудростей. Простыми мазками свободного тона здесь не обойтись. Однако они подчиняются тем же самым законам колористики, что и прочие элементы живописного произведения. Зависят от плотности и проницаемости, ритмичности (прерывистости) и интенсивности цвета. От характера движения кисти.

Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы», 1897, бумага, пастель, 65 × 65 см, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы», 1897, бумага, пастель, 65 × 65 см, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Без мастера краска нема. Без изображения нет выражения. Что бы там ни говорили адепты беспредметного искусства. Эмоциональные свойства цвета рождаются там, где соприкасается мастерство живописца и интерес зрителя. Когда их культурный уровень и багаж более-менее сопоставим. Цвет сам по себе не есть буква живописного языка. Только звук. Крик, бормотание, плач, и не больше. Изображения без цвета — химеры гениального Дега. Его графика была поистине гениальна, но лишь в сочетании с цветом. Вообразите себе «Голубых танцовщиц» в монохроме, дорогой читатель, и сразу поймёте, о чём веду речь.

Харуйо Морита, «Гейши с зонтиком»
Харуйо Морита, «Гейши с зонтиком»

Будучи структурирован и подчинён намерениям талантливого живописца, цвет одновременно изображает и выражает. Служит психологическим триггером и помогает вступить в обратную связь с окружающим миром. Обостряя сознание, помогая иначе взглянуть на привычное, давая шанс ощутить пульсацию жизни. Перейти от простой констатации реальности к пониманию и переживанию. Именно поэтому живопись как искусство — навсегда вне опасности. Ведь человеку всегда нужен человек. Нужна сторонняя точка зрения. Умная, благожелательная, интересная и яркая. Нужен контраст, дабы раскрасить себя и не потеряться на однотонном фоне будней. Нашей жизни всегда нужен цвет. И художник, умеющий дать ему нужную форму.

Автор: Лёля Городная

Ваша подписка на канал «Живопись», «палец вверх», репосты на свои социальные странички очень важны для автора. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!