Ровно сорок лет тому назад в мае-июне 1985 года в СССР началась печально знаменитая «антиалкогольная кампания». Очень часто её упоминают в качестве одного из образцов неуклюжей и неумелой политики М. С. Горбачева, который будто бы сам не ведал, что творит и действовал подобно слону в посудной лавке. Попробуем разобраться, так ли это было на самом деле.
К середине 1980-х годов пьянство в Стране Советов действительно имело широкие масштабы. Люди старшего поколения это помнят и не дадут соврать. Отчасти это можно объяснить известной степенью развития иждивенческих настроений граждан, которые точно знали, что им не грозит потеря работы, квартиры, голодная смерть или кое-что похуже. Вот и «веселились» как могли.
В 1985 году в стране насчитывалось 4 млн. зарегистрированных алкоголиков, а всех вместе лиц, злоупотреблявших алкоголем, было около 30 млн. Это, безусловно, большая цифра. Однако стоит учесть и то, что среди всех стран мира Советский Союз не входил в число лидеров по потреблению абсолютного алкоголя. Например, потребление Франции составляло 15,8 литров, а СССР – 8,7 литров абсолютного алкоголя на человека в год.
Но и здесь есть свой нюанс. Если разобрать эти цифры более детально, то мы увидим, что во Франции в среднем человеком потреблялось 6 литров крепких напитков, 90 литров вина и 44 литра пива, а среднестатистический советский гражданин выпивал за год 11 литров крепкого алкоголя, 19 литров вина и 23 литра пива. Глядя на эти цифры, несложно понять, что главной проблемой советского потребления алкоголя была чрезвычайно высокая доля крепкого спиртного.
Этот факт не являлся секретом для советского руководства, которое еще в 1972 году начало соответствующую работу, нормативной основой которой являлось постановление Совета Министров СССР. Далее, в мае 1982 года была создана партийная комиссия во главе с А. Я. Пельше, которая к осени того же года подготовила свои предложения: увеличить производство вина и пива; расширить сеть кафе и пивных.
Таким образом, очевидно, что магистральным направлением преобразований была избрана не борьба за искоренение потребления алкоголя (что было бы бессмысленным занятием), а работа по изменению структуры потребления населением алкоголя в сторону увеличения в нем доли слабоалкогольных напитков.
Результаты этих мероприятий отразились в показателях отрасли. С 1980-го по 1984-й годы продажа крепких напитков в СССР сократилась с 303 млн. декалитров до 296 млн., а продажа вин и пива выросла с 500 млн. до 508 и с 621 до 662 млн. соответственно.
Таким образом, с приходом к власти М. С. Горбачева «антиалкогольная кампания» не родилась из ниоткуда. Она была лишь изменена. И изменена далеко не в лучшую сторону. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 7 мая 1985 года и последующими документами вектор политики государства в области потребления населением алкоголя сместился в сторону борьбы за снижение и полную ликвидацию потребления.
Если не учитывать некоторые привходящие обстоятельства, то это можно было бы назвать большой глупостью, борьбой с ветряными мельницами и т.д. Но такая оценка будет заблуждением. Эти обстоятельства обязательно надо учесть. Что же произошло с приходом к власти М. С. Горбачева?
Правительство отказалось от постепенности. Произошло резкое сокращение производства всех алкогольных напитков. В 1985 году производилось 199 млн. декалитров алкоголя, в 1986 – 121, в 1987 – 93. За два года производство было сокращено почти в два раза! При этом за весь период с 1980 г. по 1985-й сокращение производства составило всего 15 процентов. Речь не шла о замене крепких напитков вином и пивом, имело место резкое сокращение производства всех напитков. Параллельно с этим за один только 1985-й год было закрыто более половины магазинов, торговавших алкогольной продукцией. И все это сопровождалось уничтожением виноградников и садов, которые теперь почему-то становились ненужными, хотя их сырье можно было использовать для производства соков, увеличения продажи фруктов и т.д.
Хорошо известно, какие очереди стали скапливаться у магазинов, продававших спиртное, как трудно было его купить. Несложно догадаться и о том, на какие темы рассуждали люди, прозябавшие в этих очередях. Главной из них, конечно была тема критики правительства (это если сказать мягко). С такой вот критики и начиналось то, что впоследствии переросло в известный перестроечный слоган: «Так жить нельзя!».
Другой и ,возможно, главный аспект данного вопроса заключался в том, что поступления в бюджет от продажи алкогольной продукции составляли одну из важных статей доходов. При проводимой до М. С. Горбачева политике сокращение производства крепких напитков в плане поступлений в бюджет компенсировалось ростом производства вина и пива.
А в результате политики, начатой в мае 1985 года, бюджет за тот год недополучил 14 млрд. рублей (46 вместо планировавшихся 60). Любопытно, что планировавшийся сбалансированным бюджет был в итоге сведен с «дырой» в 14 млрд. рублей. Во все остальные годы правления М. С. Горбачева бюджетный дефицит только нарастал. Общий ущерб, принесенный бюджету горбачевской «антиалкогольной кампанией» оценивается в 100 млрд. рублей.
Теперь далее, как говорится, по списку. Не сложно догадаться к чему приведет резкий запрет на легальную продажу алкоголя – вовсе не к сокращению потребления, а, конечно же, к резкому росту производства самогона и суррогатов. Чтобы не утомлять множеством цифр, отметим лишь то, что к 1988 году потребление абсолютного алкоголя по данным собранным по медицинским вытрезвителям мало изменилось по сравнению с 1984 годом. Было 8,7 л, стало 8, 36 л чистого алкоголя на душу населения. При этом из этих 8,36 литров 5,1 литра приходилось на подпольное производство.
Хорошо известно и описано в литературе к чему привело внедрение сухого закона в США в 1920-м году. Оно вызвало создание и усиление мафиозных структур и мощной теневой экономики. Последняя рано или поздно должна будет легализовать добытые незаконным путем ресурсы. Если учесть вышесказанное то можно с уверенностью утверждать, что действия М. С. Горбачева и его сподвижников по «антиалкогольной кампании» передали в руки теневого капитала 100 млрд. рублей.
Может ли быть так, что производя свои действия, М. С. Горбачев и его окружение не понимали этого? Ответ очевиден: такого не могло быть. Значит, эта политика вовсе не была ошибкой или проявлением глупости. Это был первый мощный и выверенный удар нового генсека поддых собственной стране. О возможных мотивах его действий мы уже рассказывали в одной из наших статей: https://dzen.ru/a/ZcE86XY11GsTfTV-?share_to=link
Добавим к сказанному еще один штрих. 11-12 июня 1985 года М. С. Горбачев провел партийное совещание по теме необходимости ускорения научно-технического прогресса. Главной проблемой, препятствовавшей ускорению этого прогресса была признана необходимость увеличения инвестиций из бюджета. На это, естественно, требовались деньги, а бюджет, как мы видели, ежегодно сводился с дефицитом.
В этом дефиците немалая «заслуга» принадлежала М. С. Горбачеву, но преподносилось это как проявление несовершенств и пороков системы, начала навязываться мысль о неэффективности плановой экономики, о необходимости внесения в нее усовершенствований и т. д. В результате уже 12 июля 1985 года принимается Постановление ЦК и Совмина о необходимости перевода предприятий «на новые условия хозяйствования», что явилось началом того движения, которое в итоге привело к краху всей экономики.
Этот небольшой анализ показывает, что М. С. Горбачев вовсе не был простачком и неумёхой, каким его нередко пытаются представить. Наоборот, уже первый его шаг являлся четким, выверенным и нацеленным на реализацию сразу нескольких однонаправленных задач по разрушению Советской экономики и одобрению этих действий населением путем его обмана.
Спасибо за прочтение. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал! Тут не врут.
Главный источник статьи: Островский А. В. Глупость или измена? Расследование гибели СССР.