"... Теперь вы рабы распорядка известного, чёткого,
где "попки" на вышках, солдат, автомат на ремне...
О дай же вам, Господи, в лагере срока короткого.
И дай же вам, Боже, погибших не видеть во сне..."
Ян Вассерман о приговоре капитанам
Приветствую всех!
Во время моей учёбы в университете преподаватели постоянно ссылались на эту катастрофу, когда кто-то невнимательно слушал лекцию. Мол, на "Нахимове" были такие же умники, как вы, и чем это кончилось?!
Гибель пассажирского теплохода "Адмирал Нахимов" на выходе из Новороссийской (Цемесской) бухты 31 августа 1986 года стала крупнейшей катастрофой на Чёрном море в мирное время - погибли 423 человека.
Тема известная и часто обсуждаемая. Но рассказать о ней ещё раз всё-таки стоит.
Какие только теории о причинах столкновения судов не возникали в умах. И какое-то "аномальное влияние тектонических разломов" на психику людей, и вмешательство КГБ (куда ж без них), и чуть ли не диверсии инопланетян.
Но правда гораздо проще и страшнее. Причина произошедшего - чисто человеческий фактор: пренебрежение правилами безопасного судоходства.
УЧАСТНИКИ ТРАГЕДИИ
Теплоход "Берлин" был построен в Германии в 1925 году и использовался как круизный лайнер. С началом Второй Мировой войны использовался как госпитальное судно. 31 января 1945 года подорвался на мине в Свинемюнде и оказался полузатоплен.
В счёт репараций после войны передан Советскому Союзу. Его подняли, отремонтировали и, переименовав в "Адмирал Нахимов", в 1957 году передали в Черноморское пароходство.
В 1980-х годах совершал круизы только по Черному морю по маршруту Одесса - Ялта - Новороссийск - Сочи - Батуми.
Рейс конца лета 1986 года должен был стать последним - теплоход планировали вывести из эксплуатации.
Балкер "Петр Васёв" построен в 1981 году в Японии. Передан в Черноморское пароходство в 1985 году. Вёз канадскую пшеницу (в некоторых публикациях пишут, что ячмень) в порт Новороссийск.
Капитаном "Нахимова" был Вадим Марков. Опытный моряк, работал на разных типах судов. Быстро рос в должности, работал некоторое время в Лондоне. В 1984 году стал фигурантом уголовного дела о злоупотреблении служебным положением. Ему закрывают выезд за рубеж и переводят на внутренние рейсы - капитаном на "Нахимов".
Виктор Ткаченко - капитан "Васёва". Был капитаном уже 4 года. По сведениям работавших с ним моряков - обожал "красивые расхождения" с другими судами, отворачивая в последний момент и расходясь в опасной близости. До поры до времени всё обходилось лёгким испугом. До злополучного вечера.
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Собрав информацию из открытых источников, можно составить следующую картину произошедшего.
Вечер 31 августа 1986 года. Новороссийск. Погода стояла ясная, море спокойное, видимость отличная.
- 22:10 - "Адмирал Нахимов" отходит от причала 34 порта Новороссийск. Порт назначения - Сочи. На борту 897 пассажиров и 343 члена экипажа.
- 22:30 - Капитан "Адмирала Нахимова" Вадим Марков запрашивает обстановку на рейде. Береговая служба движения судов сообщила о приближении балкера "Пётр Васёв". Это было единственное встречное судно.
- 22:47 - Служба движения судов просит "Петра Васёва" пропустить "Адмирала Нахимова". Капитаны связываются между собой, Ткаченко подтверждает Маркову, что пропустит его. Марков покидает мостик, оставив на вахте второго помощника Александра Чудновского. Ткаченко, опираясь на показания САРПа, надеется близко разойтись с "Нахимовым" - "Васёв" следует прежним курсом.
- 23:00 - На "Нахимове" Чудновский замечает, что пеленг на балкер не меняется. Возникает угроза столкновения. Он вызывает "Васёва", с которого повторно подтверждают намерения пропустить "Нахимова".
- 23:05 - Ткаченко на "Васёве" переводит судовой телеграф в положение "Средний вперёд", надеясь сбавить скорость и лучше разойтись. Дистанция между судами - 2 мили.
- 23:06 - Чудновский на "Нахимове" начинает отворачивать влево сначала на 5°, потом на 10°, потом ещё на 5°.
- 23:07 - Капитан "Васёва" Ткаченко переключает телеграф на "Малый вперёд". После вопроса Чудновского, остановлена ли машина - стопорит двигатель. Дистанция - чуть больше 1 мили.
- 23:09 - Чудновский кричит в эфир, требуя от балкера работать двигателем на задний ход. Ткаченко врубает "Полный назад". Балкер даёт звуковой сигнал - три коротких гудка.
- 23:10 - Чудновский командует рулевому "Лево на борт". Ткаченко командует своему рулевому "Право на борт". "Нахимов" идёт со скоростью 12 узлов, "Васёв" - 5 узлов. Дистанция - менее 1 кабельтова (0,1 мили).
- 23:11 - Вадим Марков, услышав в каюте сигналы "Васёва", поднимается на мостик. Пассажиры теплохода, видя приближающийся балкер, отбегают от лееров.
- 23:12 - СТОЛКНОВЕНИЕ.
- 23:12 - Удар пришёлся в правый борт. Теплоход по инерции продолжает движение, площадь повреждений увеличивается. В пробоину хлещет вода.
- 23:12:20 - Вода заливает машинное отделение, судно обесточивается. Марков посылает матросов объявлять шлюпочную тревогу голосом.
- 23:14 - На "Нахимове" запускают аварийный дизель генератор. Марков отправляет помощников вниз, чтобы оценить масштабы случившегося. Марков связывается с "Петром Васёвым" и требует спустить все имеющиеся шлюпки и плоты на воду.
- 23:15 - Капитан "Васёва" Ткаченко сообщает о произошедшем в порт, говоря заведомо ложную информацию о столкновении с "неизвестным судном без огней".
- 23:16 - Выходит из строя аварийный дизель генератор. Теплоход снова обесточивается. Крен на правый борт - 45°.
- 23:16 - 23:20 - На "Адмирале Нахимове" паника. Из-за быстро растущего крена экипажу удалось спустить на воду только одну шлюпку. Возникает давка, люди прыгают за борт. Боцман с матросами и курсантами-практикантами сбрасывает за борт спасательные плоты, круги и мебель. Чудновский уходит с мостика и запирается в своей каюте. Капитана Маркова волной выбрасывает за борт.
- 23:20 - "АДМИРАЛ НАХИМОВ" ЗАТОНУЛ через 8 минут после столкновения, с креном 60° на правый борт и с дифферентом на корму. Теплоход лёг на дно Цемесской бухты на глубине 47 метров. На поверхности воды остаются сотни человек. Из пробитых топливных танков "Нахимова" вытекает горючее, из перевёрнутых бочек с краской вытекает содержимое. На воде образуется мазутная плёнка, в которой оказываются пострадавшие.
- 23:25 - Всем малотоннажным судам в акватории приказано следовать к месту катастрофы.
- 23:40 - "Пётр Васёв" доходит до скопления пострадавших. С борта спускаются штормтрапы, сбрасываются спасательные круги, спускается шлюпка. Экипаж "Петра Васёва" принял 37 пострадавших и 1 тело погибшего.
- 23:45 - На место крушения прибывает лоцманский катер "ЛК-90" и начинает принимать на борт пострадавших.
1 сентября 1986 года.
- 00:05 - 04:00 - Прибывают портовые буксиры, катера морских частей погранвойск, теплоход с медиками на борту. Начинается полномасштабная спасательная операция. Спасённых доставляют на берег и на стоящие на рейде суда.
- 04:00 - Спасены 755 человек. Поднято из воды 16 тел погибших. Пострадавших доставляют на причал номер 33. Нуждающихся в медицинской помощи отправляют в больницы. Людей размещают в гостиницах и общежитиях. Среди спасённых - капитан Марков.
- 04:00 - 14:00 - Продолжается поисково-спасательная операция. С рассветом к ней привлекается авиация.
- Около 14:00 - Спасён последний пострадавший. Он пробыл в воде почти 15 часов после крушения "Адмирала Нахимова".
- 16:00 - Правительственное сообщение о случившемся, пока без подробностей.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Теплоход "Адмирал Нахимов" затонул. У балкера "Пётр Васёв" смят бульб, повреждена носовая часть.
Бульб "Васёва" проделал в корпусе "Нахимова " пробоину площадью 80 кв.метров.
В результате столкновения судов и последующего затопления "Нахимова" погибли 423 человека - жители 9 союзных республик.
Была созвана Правительственная комиссия, которую возглавил Первый Зампредседателя Совмина СССР Гейдар Алиев (будущий Президент Азербайджана).
2 сентября Марков и Ткаченко были арестованы. Им предъявлено обвинение по статье 85 УК РСФСР (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта). В марте 1987 года оба были приговорены к 15 годам лишения свободы.
В 1992 году капитаны были помилованы и освобождены. Марков работал капитаном-наставником в Черноморском пароходстве, Ткаченко эмигрировал в Израиль, сменил фамилию.
Вадим Марков умер в Одессе в 2007 году.
Виктор Ткаченко погиб в 2003 году у берегов Канады. Что характерно, в кораблекрушении.
ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?
Краткий ответ - человеческий фактор. Ошибки были допущены на обоих судах. Преступное пренебрежение МППСС-72 (Международные Правила Предотвращения Столкновения Судов в море) очередной раз доказало - такие правила пишутся кровью.
Катастрофа не была неизбежной и суда могли спокойно разойтись.
Что на балкере "Пётр Васёв"?
Опаснейшую ситуацию создал капитан Виктор Ткаченко. Судно готовилось войти в порт и принять лоцмана на борт: капитан присутствовал на мосту и лично руководил происходящим.
- Лихачество - непозволительное на морском (и не только) транспорте поведение. МППСС-72 игнорировались Ткаченко и ранее. Ему нравилось "пугать" других моряков.
- Конкретно в случае с "Нахимовым" Ткаченко надеялся проскочить, не уступая дорогу и прийти в порт до полуночи. Помните, что такое советский ПЛАН? Вот то то же. Закрыть летний план до 1 сентября и получить премию.
- Вообще-то "Нахимов" должен быть уступить "Васëву", потому что был слева от него. В МППСС тот же принцип, что и в ПДД: кто справа - тот и прав (за исключениями, которые к этому случаю не относятся). Но по указанию береговой службы балкер пропускал теплоход. На самом деле не критично, но дальнейшие события развивались с этого момента.
- Согласившись пропустить пассажирский лайнер, Ткаченко не предпринял необходимые действия для безопасного расхождения - заблаговременно не изменил курс (правило 8, пункт b - пространства ему хватало), а пошёл напролом, надеясь "красиво разойтись".
- Капитан "Васëва" был уверен, что разойдётся с "Нахимовым" тютелька в тютельку, потому что расчёты САРПА (средство автоматической радиолокационной прокладки) показывали расхождение аккурат впритык, что его устраивало (но что опасно).
"Предположения не должны делаться на основании неполной информации, и особенно радиолокационной..."
МППСС-72, правило 7, пункт (с)
Я специально проверил, не вносилась ли эта оговорка в поправки, принятые после 1986 года. Нет, советское издание 1979 года не даст соврать.
Как сообщил следствию вахтенный помощник, Ткаченко вообще не смотрел вперёд, полностью доверившись технике и игнорируя информацию о том, что пеленг на лайнер не меняется (правило 7, пункт d(I)). Подними глаза и хоть посмотри, куда прëшь.
- Посмотрев, наконец, вперёд и осознав, что происходит, капитан дал задний ход, лишив идущий по инерции балкер управляемости - перо руля в пенной каше уже помочь не могло.
- Отдельно отягчает ситуацию тот факт, что Ткаченко сообщил в порт не просто неполную, но абсолютно недостоверную информацию: столкновение с "судном без огней" и неверные координаты. Это осложнило работу спасателей.
- После столкновения капитан пытался внести правки в вахтенный журнал, переписав изменения курсов и местоположение судна, что вскрылось на следствии.
Что на теплоходе "Адмирал Нахимов"?
К столкновению привели действия и "Нахимова", а точнее - второго помощника Чудновского.
- Да, он был уверен, что балкер пропустит его. Но даже видя, что ситуация становится опасной, он потратил время на переговоры с "Васëвым", а не на действия по предотвращению катастрофы.
- Пытаясь уйти от столкновения, Чудновский начал отворачивать влево сначала на 5, потом 10, потом ещё на 5 градусов. Этим он только ухудшил положение, подставив правый борт под удар. Именно поэтому в правилах оговорено:
"...следует избегать ряда последовательных небольших изменений курса и (или) скорости... "
МППСС-72, правило 8, пункт (b)
- По сведениям коллег, Чудновский был склонен поддаваться панике при внештатных ситуациях, что стало причиной неправильных действий.
- Всё вышеперечисленное произошло ещё из-за того, что Чудновский не вызвал капитана Маркова на мост, хотя не просто мог, но и обязан был это сделать. Правда, есть нюанс, почему он этого не сделал.
Ранее на партсобраниях Чудновский выступал с обличительными речами против Маркова, подвергал его публичной критике. А потом попал с ним в один экипаж. Повезло то как.
Естественно, отношения между ними были, мягко говоря, плохими. Возможно, именно поэтому Чудновский предпочëл действовать самостоятельно, а не вызвать капитана. Марков, опытный капитан, ещё мог предотвратить столкновение.
Часто Маркову ставится в вину, что он ушёл с моста, чуть ли не бросив Чудновского самого разбираться с опасной ситуацией. На самом деле, это не совсем так.
На момент, когда "Васëв" согласился пропустить "Нахимова", лайнер уже вышел из порта, лоцман убыл, начался морской переход. Марков передал управление Чудновскому и мог идти отдыхать.
Но, зная склонность второго помощника к панике, ему было бы лучше немного задержаться на мосту и убедиться, что расхождение с балкером идёт нормально. Возможно, что из-за неприязненных отношений он просто не захотел оставаться лишнее время рядом с Чудновским.
Таким образом, Марков:
- НЕ ПРОКОНТРОЛИРОВАЛ развитие ситуации.
- Уже после столкновения он не объявил общесудовую тревогу, даже когда электроснабжение было ненадолго восстановлено. Судно быстро кренилось, но не все пассажиры знали, что нужно делать.
- Немаловажный момент, почему боцман не смог сбросить на воду все спасательные плоты. Часть из них была со сломанными креплениями и их просто примотали проволокой. Почему критически важное оборудование было в таком состоянии? Куда смотрели проверяющие судно инспекции? Жертв избежать не удалось бы, но их могло быть меньше.
В 1966 году на "Нахимове" была проведена модернизация: был устроен бассейн. Одновременно были внесены изменения в конструкцию судна: теперь оно могло сохранять плавучесть только при одном затопленном отсеке, а не при двух, как было изначально. Хотя при столкновении с балкером были повреждены аж 4 отсека, но показательны уступки в безопасности.
Таким образом, причиной кораблекрушения, ставшего крупнейшим по числу жертв на Чёрном море в мирное время стало грубое нарушение требований МППСС и личные качества отдельно взятых людей. Невнимательное отношение к спасательному оборудованию усугубило последствия гибели судна.
P. S. Часто упоминается, что отход "Нахимова" от причала якобы задержался на 10 минут из-за генерал-майора КГБ Крикунова. Мол, опоздал на теплоход, ради него ждали, а без этой задержки курсы судов не пересеклись бы. Действительно, пересечения их курсов не случилось бы. Но к самому столкновению это отношения не имеет. Вы же не сталкиваетесь с каждой встречной машиной на перекрёстке? ....
Спасибо за внимание!