Найти в Дзене
Компания Ставтрэк

Грузоперевозки без бумаги: Госдума одобрила закон об обязательном ЭДО с 2026 года

Оглавление

С сентября 2026 года в сфере грузоперевозок ожидаютмя кардинальные изменения. Принятый Госдумой законопроект № 682527-8 устанавливает обязательное использование электронных документов при осуществлении грузоперевозок. Данная инициатива направлена не только на модернизацию отрасли, но и на создание централизованной системы мониторинга всех участников транспортного процесса.

Основные положения реформы

С указанной даты оформление следующих документов будет допускаться исключительно в цифровом формате:

  • транспортные накладные для автомобильных перевозок;
  • железнодорожные и авиационные грузовые накладные;
  • вся сопроводительная экспедиторская документация.

Министерство транспорта оставляет за собой право определять ограниченный перечень исключений, когда будет разрешено использование бумажных носителей. Все электронные документы подлежат обязательной передаче в государственную информационную систему ГИС ЭПД, функционирующую с 2022 года.

Примечательно, что первоначально ведомство рассматривало вариант постепенного внедрения нововведений через пилотные проекты (аналогично текущему эксперименту с перевозками зерна). Однако окончательная редакция законопроекта предусматривает одновременный переход для большинства участников рынка, что, с одной стороны, ускорит стандартизацию процессов, с другой – может создать определенные трудности для небольших транспортных компаний.

Новые правила для экспедиторов

С 1 марта 2026 года начинает функционировать единый реестр экспедиторов на платформе "ГосЛог". Ключевые аспекты:

  • Обязательная регистрация через портал Госуслуг;
  • Основные требования к участникам:
  1. отсутствие непогашенной судимости за экономические преступления у руководства;
  2. не более одного административного нарушения в течение года.
  • Срок обработки заявки – 1 рабочий день при наличии полного пакета документов.

Деятельность вне реестра будет наказываться существенными штрафами:

  • 100-300 тыс. рублей – за первичное нарушение;
  • 500 тыс. – 1 млн рублей – при повторных случаях.

Технические требования и отраслевые последствия

Для соблюдения новых норм участникам рынка потребуется:

  • Оснащение квалифицированной электронной подписью;
  • Модернизация IT-инфраструктуры;
  • Внедрение механизмов проверки грузов, особенно ограниченных к обороту.

Ожидаемые последствия:

✔️ Снижение операционных издержек

✔️ Повышение прозрачности отрасли

✔️ Усиление позиций крупных игроков

✖️ Рост затрат на цифровизацию для малого бизнеса

Этапы реализации

  • 01.09.2025 – введение базовых положений
  • 01.03.2026 – запуск реестра экспедиторов (переходный период 60 дней)
  • 01.09.2026 – полный переход на ЭДО

Заключение

Предстоящие изменения требуют заблаговременной подготовки от всех участников рынка. Успех реформы будет зависеть от гибкости регуляторных мер и готовности бизнеса к цифровой трансформации. Компаниям рекомендуется уже сейчас начать адаптацию своих бизнес-процессов к новым требованиям. Более подробнее читай статью в нашем блоге