Найти в Дзене

Заметки о метамодерне. Новая история

Друзья, продолжаем разговор о метамодерне и сегодня погружаемся в новую историю. В 1992 году философ Фрэнсис Фукуяма объявил «конец истории» в том виде, в котором мы её знаем. И это была вершина постистории постмодернизма. Постмодернисты предложили творцам отказаться от линейного описания событий и признать саму историю своеобразным мифом. Мы давно приняли это за аксиому и перестали верить, что существует объективная точка зрения на прошлое. Но если литература постмодернизма игнорировала историю и была сосредоточена на настоящем, то метамодерн пошёл другим путём. Одна из главных черт новой истории — обращённость в частное прошлое. Писатели пытаются осмыслить историю через личные и семейные рассказы, от которых никто и не ждёт объективности. В них выступают неисключительные люди в неисключительных условиях (это могут быть семьи авторов, знакомых, родных или даже известных личностей, но которыми пока вообще никто не интересовался, потому что писали о героях, воинах, полководцах, правител

Друзья, продолжаем разговор о метамодерне и сегодня погружаемся в новую историю.

В 1992 году философ Фрэнсис Фукуяма объявил «конец истории» в том виде, в котором мы её знаем. И это была вершина постистории постмодернизма.

Постмодернисты предложили творцам отказаться от линейного описания событий и признать саму историю своеобразным мифом. Мы давно приняли это за аксиому и перестали верить, что существует объективная точка зрения на прошлое.

Но если литература постмодернизма игнорировала историю и была сосредоточена на настоящем, то метамодерн пошёл другим путём. Одна из главных черт новой истории — обращённость в частное прошлое. Писатели пытаются осмыслить историю через личные и семейные рассказы, от которых никто и не ждёт объективности. В них выступают неисключительные люди в неисключительных условиях (это могут быть семьи авторов, знакомых, родных или даже известных личностей, но которыми пока вообще никто не интересовался, потому что писали о героях, воинах, полководцах, правителях).

Ещё одна примета новой истории — реконструкция реальной истории, часто научно точная: строятся деревни, древние города, воссоздаются ремёсла и т. п. Реконструкция тоже идёт через маленьких людей, показывая быт и события через ремесленников, ткачих, языческих жрецов и проч. Это затронуло и больших писателей: см. «Лавр» Евгения Водолазкина, «Родник Олафа» Олег Ермакова.

Сюда же добавим такую небольшую примету новой истории, как создание «личных музеев», в которых собирают предметы быта, осмысляют символизм своего рода, семьи.

🔖Никто уже не пытается понять, «откуда есть пошла та или иная земля». Важнее, «откуда есть я».

Люди метамодерна благодаря интернету вооружились гигантскими знаниями и понимают, что прошлое больше нельзя обнулить: мы не можем, как прежние поколения, отменить «неподходящие» нам события, переписать историю — слишком много открыто наукой, описано учёными. Мы просто обязаны отрефлексировать истинное прошлое.

Человек метамодерна не отменяет «неудобные» вехи истории, а честно и открыто постигает их во всей полноте.

Любое прошлое — неудобное, жестокое, варварское — важно для нас. Всё, что с нами происходило (личное и историческое), бесценно, прекрасно, это есть часть нас.

Кстати, на материале нашей библиотеки можно изучать метамодерн, так сказать, вживую. В частности, мы давно обратили внимание на огромное количество рассказов о «бабушках», которые стали в редакции уже локальным мемом. Так вот — бабушки и их предания, точно известные нам, — это тоже часть новой истории. Хвала бабушкам 😉

#вметамодерне