Найти в Дзене
О Москве нескучно

"Октябрьская": станция, на строительстве которой экономили на всём

Оглавление

Зачем решили строить эту станцию? С какими сложностями сталкивались рабочие при сооружении конструкций? Как во время проектирования пытались экономить буквально на всём? Есть ли в отделке хоть какие-то интересные детали? А также - почему наземный вестибюль станции можно считать интересной конструкцией? И почему в наше время платформа не пользуется большой популярностью? Об этом и не только расскажу сегодня.

В поисках экономии

"Октябрьская" открылась 13 октября 1962 года в составе участка из пяти станций до "Новых Черёмушек". На тот момент это был первый южный отрезок будущей Калужско-Рижской линии. На севере Москвы тогда был Рижский радиус из 4 станций. Участок на юге называли Калужским радиусом. Метро тут начали строить ещё в 1959 году. Всё потому, что здесь уже в то время была плотная жилая застройка (речь про Ленинский проспект). А дальше, в окрестностях Профсоюзной улицы продолжали возводить многочисленные кварталы типовых жилых домов. Да и границы города вот-вот должны были расширить до нынешней МКАД. В общем, новая линия была нужна.

В изначальных проектах и сообщениях газет первое время станцию называли "Калужской". Всё потому, что так именовалась соседняя платформа Кольцевой линии. Но в 1961 году она стала "Октябрьской". Это же обозначение перешло и на строившуюся тогда станцию. Любопытно, что в газетах того времени её в основном называли "метровокзалом". Работы проводили закрытым способом, то есть с помощью щита для проходки тоннелей. Геологические условия на строительном участке были сложными. Специалистов поджидал плывун. Это смесь воды, глины и песка. Справиться с ним помогла технология сжатого воздуха.

Строительство вели на большой глубине. "Октябрьскую" расположили в 50 метрах под землёй. Станция стала первой такой конструкцией хрущёвского периода. Остальные платформы сооружали открытым способом. И если в "сороконожках" экономили, в первую очередь, на оформлении, то здесь желание потратить меньше денег отразилось и на технических аспектах. Например, диаметр тоннелей станции, а также наклонного хода для эскалаторов на поверхность уменьшили на 1 метр. Писали, что это помогло сэкономить "более 25% металла, идущего на отделку тоннелей". Интересно, что и закончить работы планировали раньше срока - 15 сентября 1962 года. Но успеть к этой дате не получилось. Открытие участка в итоге состоялось почти через месяц.

Интереснее, чем кажется

Работу над станцией поручили группе архитекторов. Туда входили Александр Стрелков (один из авторов "Новослободской"), Нина Алёшина и Юрий Вдовин. Поскольку "Октябрьская" была типовой конструкцией, то никаких способов, чтобы выразить индивидуальность платформы у зодчих не было. У станции даже не имелось официально утверждённой темы оформления. В результате получилась довольно аскетичная конструкция. Чтобы придать хоть какую-то "изюминку" архитекторы поработали с формами центрального зала станции.

Здесь мы видим прямоугольные пилоны, которые расширяются кверху и превращаются в карниз. Там разместили освещение, чтобы не тратиться на привычные для старых станций люстры. Это украшение уже "перетекает" в белоснежные своды. Верхняя часть пилонов покрыта штукатуркой. Средняя - светлым мрамором. Нижняя - таким же материалом, но кремового оттенка. Для отделки пола использовали серый и красный гранит. Получился контрастный квадратный узор.

Залы боковых платформ имели такую же отделку пилонов и карнизов, в которые спрятали освещение. А вот пол уже покрыли асфальтом и выложили ограничительную линию из отдельных керамических плиток. Такой же материал использовали для отделки путевых стен. Только жёлтого и чёрного цветов. Из интересных деталей следует отметить деревянные лавочки, а также довольно симпатичные урны. Небольшой диссонанс вызывают эскалаторы. Тут до сих пор функционирует модель ЛТ-3, которую устанавливали ещё на станциях Кольцевой линии. В качестве отличительно черты можно выделить весьма вычурные, особенно для такой аскетичной станции, светильники.

При столь минималистичной архитектуре станции, здесь установили вот эти эскалаторы, 2025. Фото моё.
При столь минималистичной архитектуре станции, здесь установили вот эти эскалаторы, 2025. Фото моё.

Здесь есть и красота

"Октябрьская" - единственная станция на всём участке ("Шаболовскую" мы в расчёт не берём: её открыли почти через 20 лет), которая удостоилась полноценного наземного вестибюля. Обычно выходы со всех станций неглубокого заложения хрущёвского периода встраивали в подземные переходы. Тут же пассажиры увидели симпатичную и даже оригинальную конструкцию. Её разместили на нынешней Большой Якиманке. Здесь присутствует стеклянная отделка вокруг дверей входов и выходов. Стены павильона частично декорировали ажурной кладкой. Крыша имеет плавный изгиб и чем-то похожа на трамплин. В него "утоплены" маленькие светильники.

Несмотря на свою прямоугольную форму снаружи, внутри помещение вестибюля круглое. Пол здесь выложили серым гранитом, а стены мрамором розового цвета. На потолке разместили маленькие круглые светильники. Они придают интерьеру оригинальности.

Наземный вестибюль станции "Октябрьская" внутри , 2011. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org
Наземный вестибюль станции "Октябрьская" внутри , 2011. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org

"Октябрьская" так и не стала очень загруженной станцией метро. Согласно данным на 3-й квартал 2024 года, ей пользовались 25 тысяч пассажиров в сутки. У её соседки с Кольцевой линии, для сравнения, показатели в два раза больше. Наверное, дело в расположении выхода. Всё-таки он уже далековато от ПКиО им. Горького. Сама же улица Большая Якиманка не входит в число самых популярных туристических достопримечательностей.

Станция "Октябрьская" в 2025 году. Фото моё.
Станция "Октябрьская" в 2025 году. Фото моё.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!