Найти в Дзене

Разобрался в себе на отлично, а жизнь – по-прежнему не фонтан

Сегодня, чтобы не наткнуться на психологический дискурс, нужно уйти в глушь, где нет ни людей, ни рилс. Из каждого утюга – «избегающий тип», «он нарцисс», «тебе нужны границы».
Результат: ко мне обращаются подкованные в теориях и исчерпывающе информированные люди с запросом: «Я уже во всем разобрался, но ничего не меняется, скажите что дальше делать!» Ирония в том, что психоанализ – это не про «дальше». Это про иначе. Понимание живёт в сознании. А причина симптома – в бессознательном.
Ты можешь всё знать: про свои травмы, про сценарии, про ОКР, про "токсичных", но это знание не лечит. Фрейд уже сто лет назад замечал: если вмешаться с объяснением слишком рано, это никак не поможет работе. Например, мужчина боится, что его дом сгорит и перед выходом перепроверяет розетки по n раз. Послушав пациента какое-то время, психолог выстраивает свое объяснение. Либо ставит диагноз. Даже если это объяснение верное, выдать его пациенту будет ошибкой. Если он не готов сам провести связь – не повери
  • Я уже разобрался в себе, но все равно страдаю
  • Я всё проработала, но опять влюбилась в мудака
  • А может, ну его, это самокопание?

Сегодня, чтобы не наткнуться на психологический дискурс, нужно уйти в глушь, где нет ни людей, ни рилс. Из каждого утюга – «избегающий тип», «он нарцисс», «тебе нужны границы».

Результат: ко мне обращаются подкованные в теориях и исчерпывающе информированные люди с запросом: «Я уже во всем разобрался, но ничего не меняется, скажите что
дальше делать!»

Ирония в том, что психоанализ – это не про «дальше». Это про иначе.

Понимание живёт в сознании. А причина симптома – в бессознательном.

Ты можешь всё знать: про свои травмы, про сценарии, про ОКР, про "токсичных", но это знание не лечит.

Фрейд уже сто лет назад замечал: если вмешаться с объяснением слишком рано, это никак не поможет работе.

Например, мужчина боится, что его дом сгорит и перед выходом перепроверяет розетки по n раз. Послушав пациента какое-то время, психолог выстраивает свое объяснение. Либо ставит диагноз. Даже если это объяснение верное, выдать его пациенту будет ошибкой. Если он не готов сам провести связь – не поверит. Если поверит – это останется внешним знанием, которое не задевает симптом. Психолог вставил объяснение вместо того, чтобы дать высказаться бессознательному пациента. Вопрос искуственно закрыт, перспективы проработки схлопнулись.

Вот что происходит, когда человек получает какие-то авторитетные объяснения про свой внутренний мир. Возможность для исследования упускается, все и так становится понятно. Внутренний процесс подменяется ярлыком от «эксперта».

Значит ли это, что такая работа не будет иметь результатов?

Работа с сознанием: Например, мужчине говорят, что у него ОКР. Он понимает, что тревога беспочвенна. Мужчина знает как себе помочь (фото утюга, медитации, волевые усилия). Также он подумал и понял, что пока у него ОКР, его дом точно не сгорит, а тревога – лучше, чем пепелище (тут не поспоришь). Либо такой вариант: розетки больше не беспокоят, но теперь волнуют острые предметы и дверные ручки. Он всё знает, но успокаивается лишь с усилием. И завтра – всё по новой.

Работа с бессознательным: он просто забывает, что боялся.
Пропадает потребность бояться. И никакого волевого героизма и сознательных усилий. Возможно, произошли изменения в других сферах жизни, т.к. психоанализ – это работа не с симптомом, а с психикой в целом.

Понимание – не бесполезно, оно часто сопутствует психоанализу. Но само по себе оно не ведет к изменениям.

Когда вы чувствуете, что
уже всё поняли, но больно по-прежнему – это не конец пути. Это может стать его началом. Только путь в другую сторону.

________________________________________________________________

Подробнее о работе и контакты для записи: