Найти в Дзене
Полит74

Челябинский эксперт рассказала о трендах миграционной политики в России

Оглавление

В России, вместе с масштабными изменениями в налоговом законодательстве с этого года вступили не менее серьёзные изменения и в законодательство миграционное. Они касаются многих сфер жизни иностранцев: от непосредственной идентификации такого гражданина до порядка его трудоустройства и ведения трудовой деятельности.

Корреспондент Полит74 пообщался с Ульяной Татаровской, экс-руководителем подразделения внешней трудовой миграции ГУ МВД России по Челябинской области, а сегодня директором коммерческой организации, попросив оценить влияние этих новаций на предпринимательское сообщество и рассказать о том, каких изменений в миграционное законодательство стоит ожидать в будущем.

Новации не стали неожиданностью

— Ульяна Сергеевна, вот уже 4 месяца как действуют изменения в налоговое и миграционное законодательства. Как вы оцениваете влияние этих новаций на бизнес?

— Могу сказать, что эти изменения не были неожиданностью для бизнеса. Если смотреть на трансформацию миграционного законодательства, то, начиная с 2014 года оформился тренд на его ужесточение. Он актуален и по состоянию на 2025 год.

Для чего это делается? Для упрощения контроля со стороны органов МВД за иностранными гражданами и для того, чтобы бизнесмены предпринимали дополнительные усилия по соблюдению миграционного законодательства.

Плюсом, изменения направлены на то, чтобы предприниматели активнее занимались самообразованием и образованием своих команд по приобретению компетенций и навыков работы с различными категориями иностранных работников.

Из наиболее важных тенденций отмечу цифровизацию процесса привлечения иностранных работников к осуществлению трудовой деятельности. Она запущена с 1 декабря прошлого года. Контрольно-надзорные органы хотят, чтобы процесс въезда иностранцев в Россию был прозрачен: от факта пересечения границы и до факта трудоустройства и отчисления необходимых налогов и страховых взносов за конкретного работника.

Это касается не только иностранцев, которые привлекаются к работе на основании патентов, либо разрешения на работу. Касается это и тех, кто трудоустраивается на основании 97-й статьи договора о Евразийском экономическом союзе (гражданам участниц ЕАС не нужно оформлять патент на работу, прим. автора).

Также добавлю, что тренды, так скажем, ужесточения миграционного законодательства направлены и на контроль за запретами, которые существуют как на федеральном уровне, так и на региональном.

Нужно помнить, что у главы субъекта есть полномочия по регулированию рынка трудовой миграции. К примеру, у нас в регионе действует 22 запрета по определённым ОКВЭДам, в которых не допускается осуществление трудовой деятельности иностранцев по патенту.

Только многие работодатели умышленно, как показывает практика, нарушают эти требования, думая, что они никому не нужны, на них никто не смотрит, на них никто не обращает внимания. Фактически же этот процесс до такой степени прозрачен, что остаться незамеченным, просто невозможно.

Фактически же этот процесс до такой степени прозрачен, что остаться незамеченным, просто невозможно

А санкции за нарушения очень серьёзные. Например, иностранец, который работает по патенту, обязан отчитаться перед органами МВД о факте трудоустройства. Такая же обязанность возникает у работодателя либо заказчика работ (услуг), с даты заключении трудового или иного гражданско- правового договора. Если эти условия не выполняются ни с одной, ни с другой стороны, работодателя ждут штрафные санкции. Это административный штраф вплоть до приостановки деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток.

Ещё упомяну и об указе президента от 30 декабря, который направлен на урегулирование статуса тех иностранных граждан, которые нелегально находятся на территории РФ. Изначально указ действовал до 30 апреля, сейчас он продлён до 10 сентября. Для меня это было ожидаемо, так как на одной из конференций представителем МВД были озвучены следующие цифры: из 650 тысяч нелегалов, находящихся на территории России, возможностью урегулировать своё правовое положение, воспользовались только 18.

— Ожидаете ли Вы, что к 10 сентября это соотношение каким-либо кардинальным образом изменится?

— Сейчас начинается сезон проверок у отдела миграционного контроля, будут рейды. Полагаю, это смотивирует мигрантов урегулировать своё правовое положение. Думаю, первые данные мы услышим упо истечении 6 месяцев: в каком-либо интервью или на какой-нибудь конференции.

И давайте не забывать, что у нас с 5 февраля текущего года заработал реестр контролируемых лиц. В него попадают все те иностранные граждане, которые утратили законное право на пребывание в Российской Федерации. А для них устанавливаются достаточно серьёзные ограничения. Это тоже хороший стимул для того, чтобы легализоваться.

Что дальше?

— Если мы говорим о долгосрочных трендах, то ожидаете ли Вы, что цифровизация и ужесточение миграционного законодательства будут продолжены?

— Скажу так, послаблений для этой категории граждан не будет. Политика складывается таким образом, что её концепция направлена на усиление контроля и на ужесточение рычагов воздействия на иностранных граждан. Это чётко видно, например, по тому, что все иностранные граждане теперь сдают биометрию.

Особенно сильно это коснулось «перевертышей», тех иностранцев, которые подверглись, предположим, депортации, выдворению и которые потеряли право легального въезда на территорию России. Раньше они уезжали к себе на родину, меняли анкетные данные и пытались вновь въехать в Россию. Биометрия же показывает, кто есть кто.

Послаблений для этой категории граждан не будет

Плюсом ко всему, сим-карты теперь продаются у нас только по биометрии. Мы можем констатировать, что предпринимаются меры для того, чтобы у каждого иностранного гражданина была учётная подтверждённая запись на портале государственных услуг.

Также с 30 июня начнёт работу приложение «RUID». Это будет аналог государственных услуг, посредством которого иностранный гражданин обязан будет уведомить о факте въезда в РФ, а также сможет оформить себе медицинский полис, записаться на приём МВД за получением какой-то сопутствующей функции, либо государственной услуги. То есть органы МВД будут видеть, как на ладони каждого иностранного гражданина: когда он въехал, по какому документу, с кем, для чего он, оформил ли он разрешительные документы, если оформил, где он работает, адрес, место пребывания. Всё это будет контролироваться в режиме реального времени.

В этих условиях задача работодателей — выстроить прозрачные взаимоотношения с потенциальным иностранным работником, создать для него добротные условия для нахождения на территории Российской Федерации и, наверное, предпринять меры для адаптации и интеграции этого иностранного работника в российский социум.

Позже мы опубликуем вторую часть интервью, где речь пойдет о непосредственной деятельности бизнесменов при найме иностранцев.