Найти в Дзене

06.01. Зефирный тест Уолтера Мишела

Оглавление

Замечание о зефирном тесте

Новые исследования, проведенные доктором Мишелем и его первоначальной командой, a также другие работы, в которых изучалась гораздо более разнообразная группа дошкольников, показали, что зефирный тест сам по себе не предсказывает последующие показатели академической успеваемости или накопления капитала в среднем возрасте.

Однако, как объясняет один из ключевых исследователей, доктор Дэниел Дж. Бенджамин: «Привлечение внимания к зефирному тесту было ценным, потому что он, как и я, верил, что то, что он стремится измерить самоконтроль играет центральную роль в понимании психологии и поведения человека».

Для дальнейших разъяснений ознакомьтесь с исследованием из Anderson Review в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ

Диалектический анализ

Основные идеи

  1. Материал начинается с описания «зефирного теста» (эксперимента Уолтера Мишела), который изучал способность детей откладывать удовольствие (самоконтроль) и ее связь с успехом в дальнейшей жизни.
  2. Результаты многолетних наблюдений показали, что дети, дождавшиеся второго зефира (проявившие самоконтроль), оказались более успешными во взрослой жизни по таким показателям, как баллы на экзаменах и зарплата.
  3. Из этого делается вывод, что самоконтроль — это жизненно важная сила и ключ к успеху в жизни.
  4. Автор ставит более сложный вопрос: действительно ли то, ради чего люди жертвуют и проявляют самоконтроль («зефир»), является тем, чего они по-настоящему хотят и любят.
  5. Утверждается, что одна из главных проблем на пути к счастью заключается в том, что люди часто жертвуют многим ради целей (образование, карьера), которые, по мнению других, они должны хотеть, но которые не являются их собственным подлинным выбором или желанием.
  6. Ключевым шагом к счастливой жизни называется определение объекта своего истинного желания, своего «настоящего зефира».
  7. Замечание о «зефирном тесте»: Новые исследования (Мишела и других) на более разнообразных группах показали, что сам по себе тест не предсказывает последующие академические успехи или накопление капитала. Однако, по мнению доктора Дэниела Дж. Бенджамина, тест был ценен тем, что привлек внимание к самоконтролю, который играет центральную роль в понимании психологии и поведения.

Положительные моменты

  1. Признание того, что самоконтроль и способность к отсроченному удовлетворению являются «жизненно важной силой» и могут быть связаны с достижением определенных жизненных успехов, указывает на роль сознательной волевой регуляции в деятельности человека. С точки зрения диалектики, способность подчинять непосредственные, сиюминутные импульсы более высоким, отдаленным и общественно значимым целям является важным проявлением развитого сознания и воли.
  2. Связь между способностью к самоконтролю, продемонстрированной в детстве, и определенными показателями успешности в дальнейшей жизни (такими как более высокие баллы на экзаменах или более высокая зарплата) может, при определенных объективных условиях, отражать тот факт, что более развитые волевые качества, дисциплина и настойчивость способствуют достижению поставленных целей в обществе, где эти качества ценятся и вознаграждаются.
  3. Постановка вопроса «А вам вообще, нравится зефир?» и последующая критика бездумного стремления к целям, которые «по мнению других, они должны хотеть», является очень важным и глубоким моментом. Это вскрывает фундаментальное противоречие между подлинными, сущностными индивидуальными потребностями и стремлениями человека, с одной стороны, и навязанными извне, отчужденными, ложными целями и ценностями, с другой. Такой подход перекликается с диалектико-материалистической критикой различных форм ложного сознания, идеологического давления и социального отчуждения.
  4. Призыв «определить объект своего желания, свой истинный «зефир», то, чего вы действительно хотите в жизни», подчеркивает критическую важность самопознания, рефлексии и формирования аутентичных, соответствующих внутренней природе человека и объективным потребностям его развития жизненных целей. Это является необходимым условием для осмысленной, творческой и приносящей подлинное удовлетворение деятельности.
  5. Самокритичность научного процесса и его развитие: Включение замечания о новых исследованиях, пересматривающих выводы «зефирного теста», является демонстрацией диалектического характера научного познания. Наука развивается через выявление противоречий, критику и уточнение предыдущих результатов для более адекватного отражения действительности.
  6. Учет многообразия и конкретных условий в новых исследованиях: Упоминание «гораздо более разнообразной группы дошкольников» указывает на стремление к большей репрезентативности и учету социальных факторов, что важно для диалектического подхода.
  7. Различение между конкретным методом (тест) и измеряемой сущностью (самоконтроль): Признается, что сам тест может быть ограничен, но измеряемое им явление – самоконтроль – остается важным. Это отражает диалектическое различение явления и сущности.

Замечания

  1. Материал фокусируется преимущественно на индивидуальной психологии (самоконтроль, личные желания) и ее связи с «успехом в жизни», который измеряется в основном через формальные, количественные показатели, характерные для буржуазного общества (баллы на экзаменах, уровень зарплаты, накопление капитала). Практически отсутствует анализ того, как объективные социально-экономические условия, классовая принадлежность, система образования и характер производственных отношений влияют как на формирование самой способности к самоконтролю у детей из разных социальных слоев, так и на само содержание и критерии «успеха» и «счастья» в данном обществе.
  2. «Зефирный тест» и его первоначальные выводы, если их абсолютизировать и отрывать от социального контекста, могут быть идеологически использованы для оправдания и легитимации существующего социального неравенства. Новые данные, оспаривающие прямую предсказательную силу теста, важны, но и они требуют анализа социальных детерминант.
  3. Понятие «истинного «зефира»» (подлинных желаний и целей) используется без достаточного анализа того, как эти «истинные» желания и цели формируются, и не являются ли они также, в конечном счете, продуктом общественных отношений, культуры, воспитания и классового положения, а не неким чисто внутренним, спонтанным «открытием» или «выбором» изолированного индивида.
  4. Представление о счастье как о результате реализации сугубо индивидуальных «истинных» желаний может быть ограниченным и односторонним, если эти желания не связаны с общественно полезной деятельностью, с преодолением отчуждения, с участием в жизни коллектива и в преобразовании мира. Диалектический материализм связывает подлинное человеческое счастье с полнотой творческой самореализации человека в обществе и для общества.
  5. В материале отсутствует критика самой системы ценностей и общественных отношений, которая навязывает определенные «зефирки» (например, престижное образование, высокооплачиваемая карьера, материальное богатство) как универсальные и единственно верные маркеры успеха и счастья, часто обесценивая при этом многие другие важные человеческие потребности, стремления и виды деятельности.
  6. «Самоконтроль» как абстрактная психологическая добродетель может быть социально и нравственно нейтральным качеством. Важно, на какие цели он направлен и каким интересам служит. Высокий самоконтроль может проявлять и карьерист, идущий по головам, и эксплуататор, стремящийся к максимальной прибыли.
  7. Даже с учетом новых данных, сохраняется акцент на индивидуальном самоконтроле как «центральной роли в понимании психологии и поведения человека», без достаточного анализа того, как этот самоконтроль формируется и проявляется в различных социально-экономических условиях, и какие общественные факторы могут способствовать или препятствовать его развитию.

Рекомендации

  1. Дополнить анализ влиянием конкретных социально-экономических условий, классовой принадлежности и системы воспитания и образования на формирование способности к самоконтролю у детей из различных социальных слоев, а также на их последующие жизненные траектории и возможности для достижения «успеха». Необходимо исследовать, почему «зефирный тест» мог давать разные результаты или иметь разную предсказательную силу для разных социальных групп.
  2. Рассматривать «успех в жизни» не только и не столько через призму индивидуальных достижений и формальных показателей, сколько через вклад человека в общественное развитие, его участие в коллективной творческой деятельности, его способность к солидарности, взаимопомощи и служению общественным интересам.
  3. Проанализировать, как различные общественные институты (семья, школа, средства массовой информации, культура) формируют желания, потребности и представления о счастье у подрастающего поколения, и как можно способствовать формированию у людей критического отношения к навязываемым извне ложным ценностям и потребительским идеалам, а также способности к выработке подлинно гуманистических, общественно значимых и личностно развивающих целей.
  4. Связать понятие «истинных желаний» и «настоящего зефира» с объективными потребностями всестороннего развития личности и прогрессивного развития общества, такими как потребность в свободном творческом труде, в глубоком познании мира, в полноценном человеческом общении, в участии в борьбе за социальную справедливость и построение гуманного общества, а не только с субъективными предпочтениями или индивидуальными амбициями.
  5. Подчеркнуть, что подлинное человеческое счастье – это не только и не столько результат реализации личных желаний или достижения индивидуального успеха, сколько результат активного, сознательного участия в преобразовании мира, в преодолении всех форм отчуждения, эксплуатации и угнетения, и в создании таких объективных общественных условий, которые обеспечивают всестороннее развитие и благополучие всех членов общества.
  6. Обсудить диалектику индивидуального самоконтроля и необходимости изменения самих социальных условий и «правил игры». Индивидуальные волевые усилия и способность к самодисциплине важны, но они должны рассматриваться в неразрывной связи с коллективной борьбой за такое общество, где достижение счастья и самореализации не будет зависеть исключительно от способности «дождаться второго зефира» в условиях искусственно созданного дефицита, навязанных целей или несправедливой конкуренции.

Выводы

  1. Знаменитый «зефирный тест» Уолтера Мишела и последующие исследования (включая их более поздний пересмотр) высветили важную роль такого психологического качества, как самоконтроль (способность к отсроченному удовлетворению), хотя прямая предсказательная сила самого теста для долгосрочных жизненных успехов оказалась ограниченной и зависимой от более широкого контекста.
  2. Призыв автора к осознанию своих подлинных, аутентичных желаний («истинного зефира») и к критическому отношению к тем целям и ценностям, которые могут быть навязаны извне (обществом, окружением), является важным и конструктивным шагом на пути к более осмысленной, целенаправленной и приносящей удовлетворение жизни на индивидуальном уровне.
  3. С точки зрения диалектического материализма, представленный в тексте анализ, фокусируясь преимущественно на индивидуально-психологических аспектах (самоконтроль, личные желания, субъективное счастье), требует существенного дополнения и углубления за счет исследования определяющей роли социально-экономической обусловленности как самой способности к самоконтролю, так и содержания человеческих желаний, критериев «успеха» и представлений о «счастье».
  4. Подлинное человеческое счастье и всесторонняя самореализация личности возможны не только и не столько через пассивный поиск «своего истинного зефира» в рамках существующей, часто отчуждающей и несправедливой, системы общественных отношений, сколько через активное, сознательное участие в революционном преобразовании этой системы, в создании такого общества, где каждый человек имеет реальные, а не формальные, возможности для свободного и всестороннего развития всех своих способностей и для удовлетворения своих подлинных, а не отчужденных или иллюзорных, человеческих потребностей. В этом процессе сама «жертва» сегодняшним «зефиром» ради «большего в будущем» приобретает качественно иной, общественно значимый и глубоко нравственный смысл.

Продолжение следует...

Зефирный тест Уолтера Мишела
Зефирный тест Уолтера Мишела