Найти в Дзене

Девятый полёт Starship: смешанные чувства

Вчера ночью, 28 Мая в 02:36 по мск, стартовал девятый испытательный пуск системы Starship SuperHeavy. В этот раз корабль удалось прожить дольше двух предыдущих, но, к сожалению, меньше чем кораблям S29-S31 (4-6 полёты). Также к великому удивлению, SpaceX не стали выкладывать краткий обзор восьмого пуска. Итак, в этот раз вторая ступень наконец смогла «дожить» до выключения двигателей, которое случилось на отметке Т+00:09:02. Однако дальше полёт был не самым успешным. Из-за возникшей утечки, а также сброса топлива и ошибки в в системе ориентации, S35 перешёл в неконтролируемое вращение. Это стало поводом для отмены перезапуска одного из двигателей. Также заклинило дверь полезной нагрузки, из-за чего выпуск 8 макетов спутников Starlink нового поколения был отменён. Возврат на Землю также не был самым успешным: так же как и в 3 полёте системы (S28), корабль вошёл в атмосферу под неправильным углом. В отличие от S28, в этот раз автоматика особо не пыталась восстановить ориентацию. Однако
Оглавление

Вчера ночью, 28 Мая в 02:36 по мск, стартовал девятый испытательный пуск системы Starship SuperHeavy.

В этот раз корабль удалось прожить дольше двух предыдущих, но, к сожалению, меньше чем кораблям S29-S31 (4-6 полёты).

Также к великому удивлению, SpaceX не стали выкладывать краткий обзор восьмого пуска.

В14-1/S35 в ночь перед стартом.
В14-1/S35 в ночь перед стартом.

Успехи корабля:

Итак, в этот раз вторая ступень наконец смогла «дожить» до выключения двигателей, которое случилось на отметке Т+00:09:02.

Однако дальше полёт был не самым успешным. Из-за возникшей утечки, а также сброса топлива и ошибки в в системе ориентации, S35 перешёл в неконтролируемое вращение. Это стало поводом для отмены перезапуска одного из двигателей. Также заклинило дверь полезной нагрузки, из-за чего выпуск 8 макетов спутников Starlink нового поколения был отменён.

Возврат на Землю также не был самым успешным: так же как и в 3 полёте системы (S28), корабль вошёл в атмосферу под неправильным углом. В отличие от S28, в этот раз автоматика особо не пыталась восстановить ориентацию. Однако всё же есть версия, что перед потерей связи корабль смог частично контролировать своё положение.

Таким образом уже третий корабль второй версии Starship был потерян, хоть и намного позже.

S35 во время входа в атмосферу.
S35 во время входа в атмосферу.

Итоги бустера:

Безусловно очень значимое достижение — повторный полёт ускорителя В14 (первый полёт — IFT7 в феврале этого года). Согласно информации SpaceX, на ускорителе полетело 29 из 33 летавших двигателей. На старте зажглись все Рапторы.

Взлёт прошёл отлично, и бустер выполнил первое в истории контролируемое разделение и переворот (это было достигнуто закрытием части отверстий в кольце горячего разделения; раньше разворот был в случайную сторону, из-за разности в тяге двигателей и параметрах взлёта). Перед разделением бустер и корабль повернулись на 90°, чтобы ускоритель смог развернутся «через верх», вероятно, тем самым экономя топливо.

Ускоритель продемонстрировал способность лететь под бОльшими углами атаки (+экономия топлива для торможения). Однако запланированная посадка не удалась — Landing Burn начался на 5 секунд раньше положенного, а сам ускоритель взорвался/был взорван через несколько секунд после начала. Также за пустилось 12/13 двигателей, но не запущенный был не центральный (как планировалось), а из среднего кольца. Причины — неизвестны.

Новый интерфейс на запуске. Внешне похож на интерфейс запусков Falcon-9.
Новый интерфейс на запуске. Внешне похож на интерфейс запусков Falcon-9.

Общий итог:

Конечно, повторный полёт ускорителя и успешное выключение двигателей шипа — очень хорошо, но всё же некое неудовлетворение остаётся: не посадили ускоритель, не развернули спутники, не посадили корабль, потеряли ориентацию…

С технической точки зрения девятый полёт — и прогресс и регресс одновременно.

Прогресс, как я уже сказал, в В14-2 и в SECO (ship engines cutoff) S35.

Регресс, тоже упомянутый, в том, что доводка второй версии корабля слишком затянулась (как говорят в некоторых пабликах — «если бы не S33 и S34, то S35 уже бы давно висел на ручках второй башни). Очень много «болячек» появилось у корабля — пожар, заевшая дверца, хрупкие трубопроводы. Будем искренне надеется, что всё это в скором времени решат.

-4

Также недавно SpaceX опубликовали план на ближайшие три пуска:

  1. IFT-10 — B16/S36. Траектория IFT9, возврат В16
  2. IFT-11 — B15-1/S37. Закрепление 10 полёта. Снова попробуют посадить бустер на воду на двух двигателях.
  3. IFT-12 — B17/S38. Если S37 отлично отработает свою программу, то S38 уже может отправится на ловлю второй башней!! Также планируется вернуть В17.

Согласно плану, эти три пуска должны произойти с интервалом не более 3-4 недель, то есть возможную ловлю корабля мы можем увидеть уже в конце этого августа/начале сентября.

Ship 37 отправляется на криотест
Ship 37 отправляется на криотест

Ну а на этом у меня всё, спасибо за внимание