Найти в Дзене

Синтаксический анализ предложения: Разбираем по косточкам и готовимся к ОГЭ на 5+!

Привет, мои дорогие будущие экзаменационные бойцы! С вами снова ваш верный гид в мире русского языка. Сегодня мы беремся за одну из ключевых тем ОГЭ, которая часто вызывает и вопросы, и вполне обоснованные опасения – синтаксический анализ предложения. Не пугайтесь! Давайте разберемся, что это такое, зачем это нужно на экзамене, и главное – как научиться делать это быстро и без ошибок.

 

Синтаксический анализ: Что это и зачем он нужен на ОГЭ?

Проще говоря, синтаксический анализ – это детальный разбор предложения по его структуре. Мы вскрываем его "анатомию", чтобы понять:

 Из каких "кирпичиков" (членов предложения) оно состоит? Как эти кирпичики связаны между собой? Каков общий "архитектурный план" (тип предложения)?

 

На ОГЭ задания на синтаксический анализ встречаются регулярно (например, в задании 5 или 8, в зависимости от года и варианта). Они проверяют ваше умение:

1. Находить грамматическую основу (главные члены).

2. Определять тип предложения (простое/сложное, виды сложных).

3. Характеризовать предложение (по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов и т.д.).

4. Анализировать словосочетания (виды подчинительной связи).

5. Понимать, как связаны части сложного предложения.

Не освоите синтаксис – будет сложно и с пунктуацией, и с сочинением! Так что это не просто баллы за конкретное задание, это фундамент для всего экзамена.

Пошаговый алгоритм разбора: Наш главный инструмент на ОГЭ

Чтобы не запутаться на экзамене, действуйте четко по плану. Запомните эту последовательность:

 

1. Найти ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ (ГО) – это ПЕРВОЕ и ГЛАВНОЕ!

Подлежащее (П): О ком/чем говорится? (Кто? Что?) Чаще всего: сущ., мест. в И.п.

Сказуемое (С): Что говорится о подлежащем? (Что делает? Что с ним? Каков он? Кто он такой?)Чаще всего: глагол, сост. именное/глагольное сказуемое.

ВАЖНО!

Предложение может быть односоставным (только П или только С): Стемнело. (безличное), Тишина. (назывное), Пойдем гулять! (определенно-личное).

 Сказуемое может быть составным: Он стал врачом (СИС), Я хочу учиться (СГС).

   Подлежащее может быть выражено словосочетанием: Трое друзей отправились в поход.

 

СОВЕТ ОГЭ:

Сначала найдите ВСЕ сказуемые (глаголы в изъявит. / повелит. накл., инфинитивы, краткие прилагательные/причастия). Потом к каждому подберите подлежащее. Если не подбирается – возможно, односоставное предложение.

2. Определить тип предложения по количеству грамматических основ (ГО):

Простое (ПП): ОДНА грамматическая основа. [Птицы поют]. [Солнце светит ярко].

Сложное (СП): ДВЕ и более грамматических основы. [Небо потемнело], и [начался дождь].

[Я знаю], [что ты прав]. [Солнце село]; [стало прохладно].

 

3. Если предложение СЛОЖНОЕ (СП), определить его вид:

Сложносочиненное (ССП): Части равноправны, связаны сочинительными союзами (и, а, но, да, или, однако, зато и др.). [Лес шумел], и [ветер гнал листву].

Сложноподчиненное (СПП): Есть главная часть и одна/несколько придаточных, связанных подчинительными союзами или союзными словами (что, чтобы, если, когда, который, где и др.). [Я рад], (что ты пришел). [Дом], (в котором я живу), [очень старый].

Бессоюзное сложное (БСП): Части связаны только по смыслу и интонацией, без союзов и союзных слов. [Птицы умолкли]: [приближалась гроза]. [Солнце светит] – [растет трава].`

СП с разными видами связи: Сочетает в себе два или три предыдущих типа. [Мы вышли из леса], (когда стемнело), и [нам пришлось идти по памяти]. (ССП + СПП)

 

4. Дать полную ХАРАКТЕРИСТИКУ предложения (часто требуется в ОГЭ):

По цели высказывания:

  Повествовательное: Сообщает факт (Я иду домой)

  Вопросительное: Содержит вопрос (Ты идешь домой?)

  Побудительное: Побуждает к действию. (Иди домой!)

По интонации (эмоциональной окраске):

  Восклицательное: Произносится с сильным чувством, на письме `!`. (Какой чудесный день! Иди немедленно домой!)

  Невосклицательное: Произносится спокойно. (Я иду домой. Ты идешь домой?)

По наличию второстепенных членов:

  Распространенное: Есть хотя бы один второстепенный член. (Старый дуб шумел листвой)

  Нераспространенное: Нет второстепенных членов. (Дуб шумел. Светает)

По наличию необходимых членов (полнота):

  Полное: Содержит все необходимые для понимания члены. (Он принес книгу)

  Неполное: Пропущен член, понятный из контекста (часто в диалоге или в частях СП). (- Ты куда? - (Я иду) Домой). (В одном городе жил мастер. (Он) Делал часы).

По наличию осложняющих конструкций (иногда спрашивают):

  Осложненное: Содержит однородные члены, обособленные определения/обстоятельства/приложения, вводные слова, обращения, прямую речь. (Петя, мой брат, отличник). (Он, улыбаясь, вошел в комнату).

  Неосложненное: Ничего из вышеперечисленного нет. (Дождь идет).

 

5. Разобрать словосочетания (если требуется в задании):

Из предложения вычленить словосочетания и определить вид подчинительной связи в них:

Согласование: Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже (отвечает на вопрос: какой? чей? который?). Главное – обычно существительное. Зависимое – прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение. Красивый (какой?) цветок (цветок м.р., ед.ч., И.п. → красивый м.р., ед.ч., И.п.). Наша (чья?) победа.

Управление: Зависимое слово ставится в определенном падеже (с предлогом или без) главным словом. Главное – глагол, существительное, прилагательное, причастие. Зависимое – существительное или местоимение. Читать (что?) книгу (В.п.). Доволен (чем?) успехом (Т.п.). Дом (кого?) отца (Р.п.). Разговор (о чем?) о погоде (П.п.).

Примыкание: Зависимое слово примыкает к главному по смыслу, связь только смысловая. Главное – обычно глагол, наречие, прилагательное, деепричастие. Зависимое – наречие, инфинитив, деепричастие, неизменяемые прилагательные (типа хаки, беж), сравнит. степень прилаг./нареч. Говорить (как?) громко (наречие). Очень (насколько?) быстро (наречие). `Поехал (зачем?) купаться (инфинитив). Цвет (какой?) хаки (неизм. прилаг.).

 

Типичные ошибки на ОГЭ и как их избежать:

1. Пропуск грамматической основы (особенно в безличных предложениях):

Вечереет. (Грамматическая основа: вечереет - сказуемое, подлежащего нет).

Мне холодно. (Грамматическая основа: холодно - сказуемое, мне - дополнение).

2. Неверное определение вида сказуемого: Путают ПГС (простое глагольное сказуемое), СГС (составное глагольное сказуемое), СИС (составное именное сказуемое).

Помните: СГС = Вспомогательная часть (модальный глагол) + Инфинитив (хочу знать).

СИС = Глагол-связка + Именная часть (был врачом, стало весело).

3. Путаница с односоставными предложениями:

Не видят разницы между безличным (Светает.) и определенно-личным (Люблю грозу. = Я люблю грозу.).

4. Неправильное определение типа сложного предложения:

Путают ССП и СПП (особенно с союзом и), не видят придаточное внутри главного, пропускают части в БСП.

Найдите ВСЕ грамматические основы и посмотрите, КАК они связаны.

5. Ошибки в характеристике:

Забывают, что вопросительное предложение может быть невосклицательным (Ты придешь?), путают распространенность и полноту.

6. Ошибки в определении вида связи в словосочетании:

Путают согласование и управление (особенно с прилагательными в косвенных падежах). Любоваться красивЫМ цветкОМ - управление (главное `любоваться` требует Т.п. `чем? цветком`, `красивым` согласуется с `цветком` (Т.п., м.р., ед.ч.) – но вид связи определяем от главного слова в словосочетании! Словосочетание `любоваться цветком` - управление. `красивЫМ цветкОМ` внутри него - это уже другое словосочетание, согласование).

 

Стратегия подготовки к ОГЭ:

1. Теория в кармане: Выучите четкие определения и признаки всех понятий (виды предложений, члены предложения, виды связи). Используйте схемы и таблицы.

2. Практика, практика и еще раз практика! Решайте задания из официальных сборников ФИПИ и пробных ОГЭ прошлых лет. Начинайте с простых предложений, постепенно переходите к сложным и осложненным.

3. Алгоритм – ваш друг: При решении каждого задания строго соблюдайте пошаговый алгоритм разбора. Не пытайтесь сделать все сразу "по наитию".

4. Разбор ошибок: Обязательно анализируйте, почему допустили ошибку в тренировочном задании. Непонимание теории? Неверно применил алгоритм? Невнимательность?

5. Работа с текстом: Тренируйтесь находить предложения определенных типов в текстах, вычленять грамматические основы, определять вид связи в словосочетаниях из контекста.

 

Пример разбора:

Предложение: Когда мы вернулись, солнце уже садилось за лес, окрашивая небо в багровые тона.

 

1. Грамматические основы:

   мы вернулись (1-я основа)

  солнце садилось (2-я основа)

  окрашивая (деепричастие - не является частью грамматической основы, это обособленное обстоятельство)

2. Тип предложения: Сложное (3 грамматические основы? СТОП! Основ только две: `мы вернулись` и `солнце садилось`. `Окрашивая` - это деепричастный оборот, зависящий от сказуемого `садилось`, он не образует новой основы. Значит, две основы→ сложное.

3. Вид сложного предложения: Первая часть (Когда мы вернулись) является придаточным обстоятельственным времени к главной части (солнце уже садилось за лес). Вторая часть главного предложения осложнена деепричастным оборотом (окрашивая небо в багровые тона), но это не отдельная основа. Значит, Сложноподчиненное предложение (СПП) с одним придаточным.

4. Характеристика:

   По цели высказывания: Повествовательное.

   По интонации: Невосклицательное.

   По наличию второстепенных членов: Распространенное (есть второстепенные члены: когда, уже, за лес, окрашивая небо в багровые тона).

   По полноте: Полное.

   Осложнено: Деепричастным оборотом (окрашивая небо в багровые тона).

5. Словосочетания (пример):

   садилось (куда?) за лес - управление (глагол садиться требует В.п. с предлогом за? Нет: садиться (за что?) за лес – В.п., управление).

   окрашивая (во что?) в тона - управление (глагол окрашивать требует В.п. во что?).

  багровые (какие?) тона - согласование (прилаг. багровые согласуется с существительным тона в В.п., мн.ч.).

 

Синтаксический анализ – это навык. Он требует понимания теории и постоянной тренировки. Не зубрите, а вдумывайтесь в структуру предложения. Используйте алгоритм как компас. Решайте задания осознанно, разбирайте ошибки. Помните: каждый разобранный пример – это шаг к уверенности и высокому баллу на ОГЭ!

 

#ОГЭ #русскийязык #синтаксическийанализ #подготовкакОГЭ #разборпредложения #грамматическаяоснова #сложноепредложение #словосочетание #стратегияОГЭ #учимсявместе #блогрепетитора

 

У вас все получится! Верьте в себя и упорно тренируйтесь. Жду ваших вопросов в комментариях! 😊📘✏️