Девятый фильм моего киномарафона по 70-м - «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика. Это, наверное, самый тяжёлый для восприятия фильм в моём марафоне - и, пожалуй, самый жестокий. Не столько из-за насилия на экране, сколько из-за внутреннего конфликта, который он вызывает. Я вроде как понимаю, о чём он - и в то же время чувствую, что не понимаю ничего. У Кубрика вообще часто так: чем больше пытаешься докопаться до смысла, тем больше он ускользает тебя. Алекс - главный герой - мерзавец до мозга костей. Но каким-то извращённым способом тебе его жаль. И даже хуже - тебе иногда хочется, чтобы он выкрутился. Это абсолютно ужасное ощущение. Кубрик сделал невозможное: он заставил зрителя стать соучастником, наблюдателем, который не просто не отворачивается от насилия, а в какой-то момент начинает его эстетизировать. И это не кино про плохого мальчика, который стал хорошим. Это кино о системе, которая пытается ломать людей, превращая их в безвольных кукол. Вопрос в том - кто больший монстр: прирожд