Найти в Дзене

Проповедь на День Вознесения Господня

Дорогие братья и сестры во Христе!

Сегодняшний праздник — Вознесение Господне — наполняет наши сердца радостью и благоговением перед величием тайны спасения. Это событие не сколько завершает земной путь Спасителя, но открывает перед нами новые горизонты — горизонты Неба, где Царь славы восседает одесную Отца. Вознесение — это не просто окончание земной миссии Христа, это торжественное вступление в новую реальность, в которой Царство Небесное становится ближе к каждому из нас, а мы призваны к обожению — к преображению в образ Божий.

Обожение как высшая цель человека

Понятие обожения — это не отвлечённое философское понятие, а глубинное предназначение человека. В Священном Писании и у Отцов Церкви оно раскрывается как возвращение к первозданной славе, в которой человек был создан. Обожение — это не утрата своей индивидуальности, а преображение через соединение с Богом, становление причастником Божественной природы (2 Пет. 1:4). В этом смысле Вознесение — вершина пути, ведущего к обожению: Христос, вознесённый на Небо, показывает нам пример и открывает путь к участию в Божественной славе.

Обожение — это не только личное преображение, но и миссия Церкви как Тела Христова, ведь через Таинства Церкви мы соединяемся с Богом и друг с другом, становимся «сотелесниками» Христовыми (Еф. 3:6), «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:30).

Вознесение: исполнение божественных обетований и начало новой реальности

Христос неоднократно говорил ученикам о Своём Вознесении, подчеркивая его важность для исполнения Божественного плана: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3.14). Вы помните этот случай из книги Исход. В пустыне на евреев напали змеи, Моисей сделал медного змея и вознёс его на своём посохе. Всякий, смотрящий на змея исцелялся. Здесь мы сталкиваемся с ещё одним значением Вознесения – вознесение на Крест: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 14–15).

Господь свидетельствует, что Вознесение — не разлука, а преображение отношений: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12:32).

Христос теперь пребывает с нами не в теле, ограниченном пространством, а в духовной реальности, открытой для веры. Вознесение — не потеря, а возвышение. Теперь Христос, восседая одесную Отца, становится ближе к нам, ибо пребывает с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Это означает, что через Вознесение мы получаем возможность личного общения с Богом, ведь Небо — это не только место, но и состояние сердца, открытого для Божией любви.

Единство Креста, Воскресения и Вознесения — лестница спасения

Все три события — Крест, Воскресение и Вознесение — связаны в единую цепь спасения. Можно сказать что это лествица Иакова – Крест — её основание, Воскресение — ступени, а Вознесение — вершина.

Без Креста не было бы Воскресения, без Воскресения — надежды на победу жизни; без Вознесения — не было бы возможности для человека стать причастником Божественной природы. Эти события показывают, что спасение — это путь любви и преображения, ведущий к обожению.

Вознесение и Пятидесятница: два крыла Церкви

Вознесение — это не только завершение земной миссии Христа, но и подготовка к сошествию Святого Духа. Господь напоминают ученикам: «...истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7).

Это призыв к активной миссии, к распространению Евангелия. Через Духа Святого Церковь получает силу для исполнения великого поручения — нести свет Христов до краёв земли. Вознесение — это начало новой эпохи, когда Небо становится доступнее для каждого верующего.

Христос — Ходатай и Царь

Вознесение — это не только прославление человеческой природы, но и подтверждение того, что Христос — Царь и Ходатай за нас. Апостол Павел пишет: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё». (Еф. 4:10).

Теперь во Христе, в Его прославленной человеческой природе, мы имеем место во Святой Троице. Святитель Афанасий Великий говорит: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».

Христос, сидящий одесную Отца, ходатайствует за нас, напоминая, что наша истинная Родина — Царство Небесное. В этом — источник нашей надежды и силы.

Наш путь: от крещения к обожению

Путь христианина — это путь к обожению, к преображению через Таинства, молитву и любовь. Вознесение напоминает нам о конечной цели — стать участниками Божественной славы.

Восходя к Богу, мы становимся светом миру, солью земли, носителями любви и истины. Это путь, который ведёт к обожению — к соединению с Богом, которое начинается уже здесь, на земле, и продолжается в вечности.

Мы — посланники Вознесшегося

Дорогие братья и сестры! Вознесение — праздник надежды и торжества победы жизни. Христос, возносясь на Небо, не скрыл от нас Небо, а открыл его, как Отец раскрывает объятия блудному сыну. Пусть этот день вдохновит нас на участие в богослужениях, добрых делах и внутреннем преображении. Пусть Дух Святый укрепит нас в пути к обожению, чтобы, восходя от силы в силу, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» Еф 4:13.

Да дарует нам Господь силу и благодать, чтобы стать достойными наследниками Царства Небесного и разделить славу Воскресшего и Вознесшегося Христа.

Аминь!