Новая подборка редких и малоизвестных фотоснимков, сделанных на просторах Советского Союза. Настоящие мгновения жизни, которые не всегда понятны даже тем, кто жил в СССР, не говоря уже о молодом поколении.
Мы обязательно объясним, что происходит на этих 9 фотографиях, и что не попало в кадр. Уверены, что некоторые необычные факты из истории великой страны вы услышите впервые.
Старое и новое
Воронежская область, город Воронеж
1964 год
Автомобили «Волга» Газ-21 разных модификаций на Ленинском проспекте. Фотографию сделал венгерский турист.
Проспект, который до 1961 года назывался Сталинским, одна из самых длинных улиц города. Именно здесь шло массовое строительство «хрущевок» на месте старых деревянных домов. Некоторые избы пока еще сопротивляются панельным коробкам…
На экспорт
Украинская ССР, Одесская область, город Ильичёвск (с 2016 года – Черноморск)
Конец 1970-х или начало 1980-х гг.
Новейший теплоход «Академик Туполев» длиной 119 метров и шириной почти 20 метров на погрузке в черноморском порту.
Построенное во Франции судно, введено в эксплуатацию на советском флоте в 1975 году. Это был первое в Черноморском морском пароходстве грузовое судно, погрузка и выгрузка в которое осуществлялась горизонтальным способом – через корму, с помощью погрузчиков и тягачей, либо своим ходом. Предназначалось для перевозки в любую точку мира контейнеров, полуприцепов и колесной техники.
В этот раз «Академик Туполев» загружает продукцию советского автопрома и тракторостроения. Советская техника экспортировалась по всему миру. Особенно востребована она была в странах Азии и Африки (машины СССР выигрывали у западных конкурентов по цене), а также в «братских» странах соцлагеря.
Правда наши друзья не всегда расплачивались за поставленные товары, а если и расплачивались, то не всегда деньги. Как, например, Куба за поставки машин и оборудования по бартеру завалила Советский Союз никому не нужным тростниковым сахаром. У нас и своего, свекольного, хватало с лихвой…
А вот теплоход «Академик Туполев» вблизи. Снимок сделан в феврале 1975 года, там же в Ильичёвске:
Совершенно новый, только что (24 января) прибывший с французской верфи в порт на Черном море. Всего французами по заказу СССР были построены 5 однотипных судов.
Отслуживший свое «Академик Туполев» продан Черноморским морским пароходством зарубежным собственникам в 1996 году и в 2000 году разобран на металлолом.
Три-четыре!
Краснодарский край, Абинский район, поселок Холмский (с 1997 года - станица Холмская)
Июль 1986 года
Летний пионерский лагерь средней школы №43 (находилась в поселке). Дети делают утреннюю зарядку.
Кроме стационарных пионерлагерей, которые были построены в каждом регионе Советского Союза, на летних каникулах открывались также детские лагеря на базе школ с исключительно дневным пребыванием. Ребята весь день были заняты играми, походами в кино и ТЮЗ, а также общественно-полезной нагрузкой. Вечером, когда родители возвращались с работы, шли домой спать.
У кого было такое лето?
Большая реконструкция
Москва, сегодня Центральный административный округ, Тверской район
1979 год
Храм Василия Блаженного в строительных лесах. От основания и до куполов.
В конце 70-х в преддверии ожидаемого к Олимпиаде-80 наплыва иностранных гостей, многие исторические объекты в столице СССР, в том числе и Собор Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву (так храм называется официально), были реконструированы или просто облагорожены.
Реставрация самого красивого православного храма в Советском Союзе, превращенного в то время в исторический музей, была закончена в конце июня 1980 года, за пару недель до открытия Летних Олимпийских игр. Уже тогда было понятно, что значительная часть заморских гостей из капстран, в Москву не приедет.
Вот какие работы были проведены за год:
- воссоздана изначальная цветовая гамма памятника;
- восстановлены наружные росписи, интерьеры в ряде башен;
- реставрированы иконостас, белокаменные полы, изразцы и кованые украшения.
В процессе работы была найдена надпись с указанием даты завершения сооружения собора – 20 июня 1561 года, в этот день храм был освящен.
Так храм смотрелся вблизи во время реконструкции. Все тот же 1979-й год:
Туристические автобусы ЛАЗ-697 (с буквой «Л» на носу, специально созданы для экскурсионных поездок) и пассажирские автобусы ЛиАЗ на Красной площади у Храма Василия Блаженного.
Привезли туристов в не самое удачное время для экскурсии – храм весь в строительных лесах.
А вот так Храм Василия Блаженного, он же Покровский собор, выглядел через 10 лет после окончания войны.
Снимок сделал иностранный турист.
Как в старину
Ростовская область, город Таганрог
Середина 1980-х гг.
Новобрачные и их свидетели фотографируются у памятника Петру Первому, основателю города.
Интересно, сами раздобыли карету (в музее) или такие услуги предоставлялись службой быта?
На поправку
Кировская область, Слободской район, город Слободской
19 сентября 1941 года (подпись на обороте)
Командиры Красной Армии на излечении в эвакогоспитале №1741.
Эвакуационные госпитали разворачивались в тылу и предназначались для комплексной медицинской помощи раненым и больным. Всего за годы Великой Отечественной войны в СССР были развернуты около 6 тыс. эвакогоспиталей. В Слободском, где проживало около 15 тыс. человек, работали сразу 4 таких учреждения.
№1741 начал принимать раненых в августе 1941 года. Под госпиталь приспособили не только районную больницу, а также здания нескольких школ, педучилища и детского дома.
Кроме медицинского персонала солдатам помогали местные школьники – дежурили в палатах тяжелораненых, стирали белье и бинты, читали и писали письма, тем, кто не мог это сделать сам, устраивали представления и концерты, мастерили нехитрые подарки к разным праздникам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: