Найти в Дзене
Письма к человеку

Метро и потрясающая история

Это был трудный для Отечества год, 1875. Император Александр II и последний канцлер Российской империи А.М.Горчаков совершают срочный визит в Берлин, предотвращая готовую вспыхнуть войну между Германией и Францией. На Востоке — переговоры с Японией, «Сахалин наш». И многое другое. А тут ещё лезут с созданием какой-то подземной дороги. Не до неё. Так на 60 лет задержалось строительство Московского метро, которому исполнилось 90 лет. Нет конца восхищению иностранцев, которые поначалу думают, что входят в музей. В отличие от нас, «ныряющих» в подземку, как её называли отцы и деды. От ежедневного соприкосновения для нас, соотечественников, многое становится привычным и обыденным. Между тем Московское метро это место открытий и настоящих земных тайн под землей. Какие-то загадки прошлого раскрыты, а другие ждут своих искателей. Одна из самых красивых станций. Площадь Революции. И скульптуры — от них отнюдь не веет холодом. Многие пассажиры, проходя мимо, прикасаются к ним. Поэтому местами он

Это был трудный для Отечества год, 1875. Император Александр II и последний канцлер Российской империи А.М.Горчаков совершают срочный визит в Берлин, предотвращая готовую вспыхнуть войну между Германией и Францией. На Востоке — переговоры с Японией, «Сахалин наш». И многое другое. А тут ещё лезут с созданием какой-то подземной дороги. Не до неё.

Так на 60 лет задержалось строительство Московского метро, которому исполнилось 90 лет. Нет конца восхищению иностранцев, которые поначалу думают, что входят в музей. В отличие от нас, «ныряющих» в подземку, как её называли отцы и деды.

От ежедневного соприкосновения для нас, соотечественников, многое становится привычным и обыденным. Между тем Московское метро это место открытий и настоящих земных тайн под землей. Какие-то загадки прошлого раскрыты, а другие ждут своих искателей.

Одна из самых красивых станций. Площадь Революции. И скульптуры — от них отнюдь не веет холодом. Многие пассажиры, проходя мимо, прикасаются к ним. Поэтому местами они отполированы до позолоты и обогреты теплом человеческих рук.

Известный скульптор Матвей Манизер в предвоенные годы буквально пророчески видел будущее.

-2

Серьезная Девушка с книгой — это тогдашняя 17-летняя студентка Нина Каданер. Она действительно свяжет свою жизнь с книгой и не оторвется от нее, став редактором литературного журнала «Знамя».

Трагична была её судьба. Но она мужественно молчала о своем личном горе. Благодаря ей были опубликованы многие работы Юрия Трифонова,, Евгения Евтушенки, Андрея Вознесенского, роман «Щит и меч» Вадима Кожевникова.

-3

Говорят, что прикосновение к носку туфельки этой скульптуры помогает девушкам найти себе жениха.

Напротив — молодой человек с раскрытой книгой.

-4

Однако смотрит он не в книгу, а куда-то вдаль. В будущее. Смотрит серьезно, словно представляет, что ждет Родину всего через несколько лет. И как бы говорит, что готов отложить книгу, готов оставить учебу и отправиться на фронт.

И ведь очень хочется верить, что всё было именно так. И так хочется не слышать цинический голос: не фантазируй, всё было гораздо проще…

Четверть века назад летним вечером поисковики нашли останки солдата в Ленинградской области. В медальоне младшего лейтенанта сохранилась едва живая записка. С большим трудом удалось прочитать: "Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный".

Начались поиски. Удалось установить: родился в Калуге, многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту с результатом 191,5 см, преподавал в Государственном центральном институте физической культуры. Воевал с 1939 г. Почти закончил кандидатскую диссертацию, но, буквально отложив книгу, опять ушел на фронт. Героическая рота курсантов под его командованием насмерть стояла в обороне Ленинграда.

Поисковикам удалось найти дочь лейтенанта — Ольгу Аркадьевну Гидрат. Более полувека она не знала о судьбе отца.

Казалось бы, радости поисковиков не было границ. Но впереди их ждал ещё один сюрприз.

Ольга Аркадьевна предложила встретиться в центре Москвы, в метро. Цветы, которые поисковики несли дочери героя, пришлось оставить в метро. Ольга Аркадьевна подвела ребят к скульптуре студента с книгой и тихо сказала:

– Знакомьтесь. Это мой папа…

Такое вот оно, живое Московское метро.

«Мама всегда приходила с цветами, подолгу сидела рядом со скульптурой и плакала. Это единственное место, куда мы могли прийти. Ведь во всех документах папа числился пропавшим без вести… Я помню, как он посадил меня на плечи, и мы долго стояли перед зеркалом… А потом папа ушел, и больше вестей о нем не было»,— вспоминает Ольга Гидрат. Своего сына она назвала Аркадием – в честь отца.

На полях записки, которую Аркадий Гидрат вложил в свой военный медальон, он написал жене "Живи счастливо!". Ради нашего счастья он отдал свою жизнь. Будете в Московском метро, подойдите к Аркадию, поклонитесь и подумайте. Нам есть о чём…