«И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!» (Дан. 2:44, 45).
После того как Даниил описал царю четыре рукотворных царства — то есть, возникших благодаря физической военной мощи — он рассказал о пятом царстве, которое появилось «без содействия рук» (Дан. 2:44, 45). Оно стало реальностью в «последние дни» (2:28). Хотя Рим, железное царство, в то время был на вершине своего могущества, Иисус имел в виду учение Даниила, когда сказал: «Исполнилось время и приблизилось Царство Божие» (Мк. 1:15).
Установление царства, о котором пророчествовал Даниил, настолько «приблизилось», что Иисус сказал стоящим рядом, что некоторые из них не умрут пока не увидят царство Божие, «пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Эта сила сошла в день Пятидесятницы около 30 г. н.э. в Иерусалиме (Деян. 1:8; 2:1-4).
В тот день впервые было объявлено, что Иисус вознесся на небеса чтобы воссесть на престол Давида (Деян. 2:30). Поскольку этот престол имел духовную природу, это царство также возникло «без содействия рук», без военной мощи. В отличие от Римской империи царство Иисуса «не от мира сего» (Ин. 18:36).
Это царство Иисуса отличалось также и от царства Давида, поскольку было невидимым, существующим «внутри» составляющих его граждан (Лк. 17:21). По самой своей сущности оно является не внешним, но внутренним, царством «праведности, и мира, и радости в Святом Духе» (Рим. 14:17).
В тот самый момент, когда уверовавший в Иисуса кающийся грешник «погребается с Ним в крещении» (Кол. 2:12), он «переходит» в «царство возлюбленного Сына Божьего» (Кол. 1:13). Отныне его «гражданство на небесах» (Фил. 3:20), но в этом мире он считается частью «Божьей семьи» (1 Тим. 3:15), которая есть «церковь Бога живого» (1 Тим. 3:15).
Церковь есть осуществление «предвечного определения», которое Бог по Своей «многоразличной премудрости», в которую «желали проникнуть ангелы», «исполнил во Христе Иисусе» (Еф. 3:10, 11; Рим. 16:27; 1 Пет. 1:12). Бог прославлен, а ангелы ликуют, когда, глядя с небес, они видят, как погибающие в грехах рождаются заново, спасаются и добавляются к народу Господа, Его церкви (Еф. 3:21; Лк. 15:10; Деян. 2:47).
Известный британский ученый-историк понимал железное царство из книги пророка Даниила как Рим: «Войска республики, иногда проигрывавшие битву, но всегда выигрывавшие войны, стремительно продвинулись к Евфрату, Дунаю, Рейну и океану; и образы из золота или серебра, или меди, которые, возможно, служили символами народов и их царей, были успешно разрушены железной монархией Рима» (Эдвард Гиббон).
Действие камня из пророчества Даниила иллюстрирует вывод Эдварда Гиббона о христианстве. Его оценка является особенно объективной, поскольку он был скептиком: «В то время как огромное тело [Римская империя] подвергалось открытой агрессии или подрывалось изнутри медленным упадком, чистая и смиренная религия мягко проникала в сознание людей, возрастала в тишине и тени, набиралась сил, преодолевая противление, и, наконец, водрузила победное знамя Креста на руинах Капитолия. Растущее влияние христианства не ограничивалось ни периодом, ни границами Римской империи. После сложного и драматичного пути в течение тринадцати или четырнадцати столетий эта религия по-прежнему признана народами Европы, которые сделали самый выдающийся вклад в развитие искусства, науки и оружия. Благодаря промышленности и энергичности европейцев она быстро распространилась до самых отдалённых берегов Азии и Африки; а через их колонии утвердилась от Канады до [Чили], в мире, который был неведом древним... Наше любопытство побуждает нас спросить, каким образом христианская вера одержала такую выдающуюся победу над остальными религиями земли».
Гиббон назвал пять причин триумфа христианства: (1) рвение, (2) учение о бессмертии, (3) предполагаемые чудеса, (4) чистая и суровая мораль, (5) церковная организация.
Пророки Исаия и Михей еще раньше Даниила писали, что «Гора дома Господнего» станет реальностью «в последние дни» (Ис. 2:2; Мих. 4:1). Их предсказание совпало с тем, что сказал Даниил о камне, «оторвавшимся от горы без содействия рук», который затем стал «великой горой» и наполнил собой «всю землю», и что все это произойдет «в последние дни» (Дан. 2:28, 35, 45).
Выражение «последние дни» приобрело значение времени появления и распространения христианства. Петр цитировал слова пророка Иоиля, показывая, что то, что произошло в день Пятидесятницы (когда была установлена церковь, царство), было в «последние дни» (Деян. 2:17). Позднее Петр писал, что то, что Иисус делал на земле, было в «последние времена» (1 Пет. 1:20).
Кроме того, вдохновленный автор послания к евреям написал, что «в последние дни эти» Бог говорил к нам через «Своего Сына» (Евр. 1:2). Если он имел в виду последние дни иудаизма, вплоть до 70 г. н.э., тогда как после этих «последних дней» могло пройти еще две тысячи лет? Очевидно, что он говорил о христианской эпохе.
Более того, выражение «конец веков» в Евр. 9:26 не может означать ничего иного, кроме как то, что христианство является последней религией. Подобным образом и выражение «последние века» в 1 Кор. 10:11 относится ко времени, которое наступило в Коринфе в 50-х гг. н.э. Такие выражения означают все время существования христианства.
Тот факт, что Иисус будет со Своими апостолами «до скончания века» (Мф. 28:20) сообщает нам, что выражение «последние дни» означает весь период времени от «начала» христианства до того времени, когда мир «сгорит в огне» (Деян. 11:15; 2 Пет. 3:10).
Пятое царство, о котором говорил Даниил, является уникальным. (1) Оно было нерукотворным; (2) оно было установлено и поддерживается без участия военной силы; (3) оно невидимое, и, наконец, (4) оно нерушимое. Даже «врата ада» не могут одолеть его (Мф. 16:18). Действительно, христиане получили царство, которое «непоколебимое» (Евр. 12:28). Оно было установлено «судом и правдой, отныне и навеки» (Ис. 9:7). Бог постановил, что оно «будет стоять вечно» (Дан. 2:44).