Найти в Дзене
СВОЛО

Запой

Ну что делать, когда не о чём писать? – Брать очередную вещь Нестерова и выявлять, в чём там у него натурокорёжение. Другие, может, это считают признаком чудесного в его мировоззрении глубоко верующего человека. Ну а я думаю, что это образ метафизического иномирия, как бегства из Этого мира с Его Богом, раз этот Бог отнял у него жену, сколько он ни молился. «— Андрей Борисович, вы только взгляните на картину Михаила Нестерова «Элегия. Слепой музыкант»! Всякий раз, бывая здесь, в Русском музее Санкт-Петербурга, я восхищаюсь её выразительностью. — Да, убедительно написано. Сразу понимаешь, что монах, играющий на скрипке — незрячий. Его глаза широко распахнуты, а взгляд словно обращён внутрь себя. — О слепоте главного героя свидетельствует и его расположение в пространстве. Музыкант изображён слева, у самого края картины. За спиной у него пламенеет осенний пейзаж. Но яркие краски вне восприятия скрипача. Он весь устремлён ввысь — голова чуть запрокинута назад, стан натянут, как тетива лук

Ну что делать, когда не о чём писать? – Брать очередную вещь Нестерова и выявлять, в чём там у него натурокорёжение. Другие, может, это считают признаком чудесного в его мировоззрении глубоко верующего человека. Ну а я думаю, что это образ метафизического иномирия, как бегства из Этого мира с Его Богом, раз этот Бог отнял у него жену, сколько он ни молился.

Нестеров. Элегия (Слепой музыкант). 1928.
Нестеров. Элегия (Слепой музыкант). 1928.

«— Андрей Борисович, вы только взгляните на картину Михаила Нестерова «Элегия. Слепой музыкант»! Всякий раз, бывая здесь, в Русском музее Санкт-Петербурга, я восхищаюсь её выразительностью.

— Да, убедительно написано. Сразу понимаешь, что монах, играющий на скрипке — незрячий. Его глаза широко распахнуты, а взгляд словно обращён внутрь себя.

— О слепоте главного героя свидетельствует и его расположение в пространстве. Музыкант изображён слева, у самого края картины. За спиной у него пламенеет осенний пейзаж. Но яркие краски вне восприятия скрипача. Он весь устремлён ввысь — голова чуть запрокинута назад, стан натянут, как тетива лука.

— Шедевр, что и говорить! Но всё-таки, у меня есть вопрос к художнику.

— Интересно, какой же?

— Почему он назвал картину «Элегия»? Ведь это греческое слово обозначает печальное сентиментальное произведение. Вроде стихотворения Василия Жуковского «Вечер»: «Сижу задумавшись; в душе моей мечты; /К протекшим временам лечу воспоминаньем... /О дней моих весна, как быстро скрылась ты /С твоим блаженством и страданьем!..».

— Этим строкам созвучна «Элегия» Жюля Массне. Буквально вчера слышала её по радио.

— Вот-вот. Неужели, монах играет меланхоличное произведение французского композитора или что-то подобное ему?

— Пожалуй, слепому музыканту больше подойдёт хоральная прелюдия Баха «К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе».

— И картине тогда больше бы подошло название «Хорал».

— Мысль интересная! Хорал — от слова «хор». А слепой монах-скрипач в своём стремлении к Богу не одинок. Легко представить, что невидимый хор с небес вторит его игре. ...Однако, Михаил Нестеров неспроста назвал своё полотно «Элегия»!

— Неспроста?

— Конечно. Это 1928 год, Андрей Борисович. Художнику уже шестьдесят шесть. Он одного за другим теряет сверстников-друзей, остаётся одинок и летит, как писал Жуковский, «к протекшим дням воспоминаньем».

— Впадает в меланхолию?

— Можно и так сказать. К счастью, Нестерову удалось преодолеть это настроение.

— И что же ему помогло?

— В апреле 1928 года художник отправился в Киев. Ходил на богослужения в Киево-Печерскую лавру, в храм Святой Софии, во Владимирский собор.

— Получилось паломничество?

— Да. И художник воспрянул духом. С новой энергией принялся за работу. Прожил ещё четырнадцать лет — насыщенных, плодотворных. А картина «Элегия (Слепой музыкант)» осталась как слепок той минуты, когда сердцем Михаила Нестерова овладела печаль.

— Но этот шедевр Русского музея предлагает и верный способ, как победить уныние.

— Устремиться душой к Богу» (https://radiovera.ru/mihail-nesterov-jelegija-slepoj-muzykant.html).

Это редкий случай, когда у искусствоведа проскальзывает светское, а не религиозное объяснение негатива, выражаемого Нестеровым. Но и то – в названии, а не в собственно картине.

Я же скажу вот что. – Вы видели оранжевые облака? – Наверно, видели. – А что это бывает на востоке и при закате солнца на западе, отмечали для себя?

Теперь спросим себя: солнце садится где-то у нас за спиной? – Вы должны ответить: да.

«Потом Солнце обгоняет Луну, находится справа от нее, и вечером на небе появляется месяц, повернутый выпуклостью вправо, частью буквы "Р". Месяц "растет". Солнце уже успевает закатиться и уйти за горизонт, а Луна все еще на небе, так как отстала от Солнца. И чем больше отстает – тем толще месяц, тем больше он растет» (https://dzen.ru/a/XRGbA8UuRQCvF1JP).

А что у Нестерова? – Месяц толстый. То есть солнце давно закатилось. Но тогда невозможна оранжевость облаков и голубизна неба под ними.

Или вот. Восход Луны в Петербурге 22 сентября – 07:25:15 – утром. А у Нестерова – вечером.

28 мая 2025 г.