Найти в Дзене
Король говорит!

Престиж и психология денег

Что такое престиж и зачем он нам? Начнем с того, что престиж - это некоторая оценка нашей значимости в определенном окружении. Мы стремимся к престижу, потому что он дает нам ощущение уверенности в себе, значимости, иногда авторитетности и определенного влияния на окружающих. Стремление к престижу, в его искаженных проявлениях, является компенсацией удовлетворения своих потребностей во влиянии над другими людьми и способе поддержания иллюзии стабильной самооценки. Как же так происходит? Если престиж — это наша оценка, то все начинает формироваться в нашей психике с момента, когда нас начинают оценивать. Когда же это? Конечно, в большинстве случаев все начинается с начальной школы. В период 6 (7) лет — 9 лет оценивание ребенка и сравнение его с другими детьми очень сильно влияет на самооценку. В этот период у ребенка происходит встреча его самого с социумом и он начинает формировать представление о себе среди других. Неуверенность в себе в большинстве случаев — это последствия начальной

Что такое престиж и зачем он нам?

Начнем с того, что престиж - это некоторая оценка нашей значимости в определенном окружении. Мы стремимся к престижу, потому что он дает нам ощущение уверенности в себе, значимости, иногда авторитетности и определенного влияния на окружающих.

Стремление к престижу, в его искаженных проявлениях, является компенсацией удовлетворения своих потребностей во влиянии над другими людьми и способе поддержания иллюзии стабильной самооценки.

Как же так происходит?

Если престиж — это наша оценка, то все начинает формироваться в нашей психике с момента, когда нас начинают оценивать. Когда же это? Конечно, в большинстве случаев все начинается с начальной школы.

В период 6 (7) лет — 9 лет оценивание ребенка и сравнение его с другими детьми очень сильно влияет на самооценку. В этот период у ребенка происходит встреча его самого с социумом и он начинает формировать представление о себе среди других.

Неуверенность в себе в большинстве случаев — это последствия начальной школы.

Ребенок попадает в ловушку с трех сторон: одноклассники (и другие дети его возраста, с которым ребенка сравнивают), родители и учителя. Если учитель недоволен результатами ученика и сравнивает его с лучшими показателями другого ученика, а родители поддерживают такую стратегию воспитания, то ребенок будет всегда стремиться к тому, чтобы получить высшую оценку и заслужить внимание и одобрение.

Далее, ребенок такую стратегию поведения переносит на свою взрослую жизнь и стремится к престижу независимо от возможностей, чтобы получить свою хорошую оценку и внимание в обществе.

А если уровень престижа определяет окружение с детства?

Если у семьи уровень жизни согласуется с окружением, то он у ребенка становится нормой, а не показателем престижа. Стремления в будущем к дорогому потребительству с целью подчеркивания своего статуса у него не будет.

Если же семья не может себе позволить определенный уровень жизни, но чтобы ребенок в школе себя чувствовал «своим», покупают ему дорогие вещи, то на ребенка это влияет не лучшим образом. Такой подход воспитывает в ребенке злость на то, что его потребности не всегда удовлетворяются или не вовремя удовлетворяются (не по первому требованию) и отсутствие желание что-то делать и в будущем, чтобы что-то получить.

То есть ребенок во взрослом возрасте становится в потребительской позиции к окружающему миру. В таком случае формируется потребность у взрослого к бесконтрольному приобретению вещей, подчеркивающих его престиж и статус, чтобы соответствовать окружению, к которому он стремится принадлежать.

Определить такое поведение ребенка на ранних этапах (обычно с младшего подросткового возраста) очень просто — с помощью хвастовства.

Хвастовство проявляется у ребенка, когда ему для самооценки нужен престиж. И если родители поддерживают это, то у ребенка не происходит ориентация на свои возможности и усилия при получении чего-либо. То есть у него происходит подмена внешнего перед внутренним, отсутствие фокуса на своих возможностях и способностях перед стремлением к внешним атрибутам оценивания окружающими. Престиж в таком случае даёт мнимую силу ребенку.

Хвастовство — это удовлетворение от того, что ребенок выделился. Выделился не за счет умений и достижений, а за счет внешних вещей. Формируется привязка: купил престижную вещь — получил удовлетворение. И если нет удовлетворения у человека во взрослом возрасте своими успехами, то поддержание престижа становится чуть ли не единственным способом поддержания самооценки.

Почему родители этому способствуют?

У этого есть 2 основных причины:

1. Желание родителя, чтобы ребенок не сталкивался с трудными для него чувствами. Из страха, что ребенку будет тяжело или неприятно, родители стремятся покупать все, что он захочет. Это воспитывает в ребенке инфантилизм и отсутствие интереса далее к своему потенциалу.

2. Ребенок для родителя является одним из показателей его собственных достижений и престижа, что к сожалению, довольно часто встречается: «Мой ребенок лучший и у него должно быть все самое лучшее». Такой ребенок вырастает с таким же требованием ко всему миру и независимо от своих возможностей стремится приобрести для себя все самое лучшее, пусть даже в кредит.

Когда престиж органичен?

Престиж органичен когда он полностью соответствует статусу, материальному положению и не является попыткой повысить самооценку или лекарством для приглушения неприятных чувств.

Если все обстоит иначе, то первую очередь, необходимо разделить самооценку и стремление к престижу.

Для формирования устойчивой самооценки нужно развивать свою внутреннюю силу, стойкость и умения. Также необходимо разотождествить оценочное мнение о себе в начальной школе и того взрослого, кем вы сейчас являетесь.

Вот здесь и приходит на помощь психотерапия.

Больше о психологии денег читай в telegram

Психотерапевтическая группа «Деньги»