Старинные фотографии обладают каким-то особым очарованием. Люди на них пока еще не развращенные современными технологиями. Они выглядят так, как быглядели их предки 100-200-300 лет назад. Они- живые свидетели истории. Они - натуральные.
Я увидела их на выставке узбекского фотографа Худайбергена Диванова во дворце Нуррилобой в Хиве.
Худойберген Диванов, первый узбекский фотограф и кинооператор, родился в 1879 году в г. Хива в семье дворцового секретаря Нурмухаммада Дивана, приближенного к просвещенному хивинскому хану Сейиду Мухаммоду Paxumy II.
Так случилось, что любознательный мальчишка Худайберген однажды стал участником фотосессии, которую проводил на улицах Хива некто Вильгельм Пеннер, староста немецкого поселка переселенцев-меннонитов. Этого энтузиаста искусства фотографии местное население окрестило прозвищем «Понар-буба» (Дедушка-фонарь). В. Пеннер заинтересовал юного хивинца самим процессом фотографирования, проявлением стеклянных негативов и печатанием снимков. Мальчик быстро освоил ремесло и научился выполнять фотографические снимки немецким аппаратом марки «ЗОТ», подаренным ему учителем.
Так родился первый в Средней Азии национальный фотограф, впоследствии ставший родоначальником узбекского фотоискусства и первым национальным кинооператором.
Первые фотографии Худайбергена Диванова - это этнографические снимки, проникнутые неподдельной любовью к народу и к истории Хорезма (канатоходцы у городских стен, охотники с ловчими птицами, характерные хивинские арбы, ирригаторы на очистке арыков).
Его снимки отличает стремление сочетать этнографический подход с художественным. Это заметно даже в его фотографиях историко-архитектурных памятников.
По качеству исполнения ранние работы Х. Диванова не уступают снимкам других фотомастеров-современников. На ряде фотографий, напечатанных им, имеются надписи и даты арабским шрифтом, сделанные прямо на негативах самим автором, которые свидетельствуют, что молодой мастер приступил к творческой фотоработе еще в 90-е годы XIX века.
В 1907 году Х. Диванов был включен в делегацию Хивинского хана во главе с Первым визирем Исламом Хадкой, которая отправилась в Санкт-Петербург. Чтобы поближе познакомиться с тем, как поставлено фотографическое дело в столице России, он с разрешения главы делегации два месяца изучая тонкости любимого дела у признанных петербургских профессионалов.
Возвращаясь на родину, Диванов привез на родину граммофон, различные фото- и кино принадлежности, в том числе кинокамеру «ПАТЭ» [593, что позволило ему открыть в Хиве первую в Средней Азии кинофотолабораторию и в 1910 году снять первый узбекский документальный фильм.
Овладев новым для себя поприщем в операторской работой, он стал снимать народные гуляния, известных людей и уходящую натуру. Снятые Х. Дивановым киносюжеты «Шуркуль», «Колесо», «Дагишская беда», «Гончар», «Хивинский базар», «Пустыня Каракум», «Первый трактор» и мн. др. стали первыми образцами узбекского документального кино.
В годы существования Хорезмской Народной Республики Х. Диванов был назначен министром финансов, но он продолжал активно заниматься своей любимой фотографией. Его лаборатория размещалась в бывшем ханском дворце Таш-Хаули.
Став признанным мастером, Х. Диванов продолжал поиски собственного творческого почерка в фотоискусстве, понимая значение этой работы для будущего. Как аккредитованный корреспондент Центральной студии документальных фильмов он неоднократно выезжал в Москву, отвозил отснятые сюжеты, часть которых была Включена в соответствующие выпуски «Союзкиножурнала». Услугами Х. Диванова пользовались редакции многочисленных газет и журналов, выходивших в то время не только в Узбекистане.
В последние годы своей жизни он, открыв при Педагогическом техникуме фотокинокружок, обучал молодых ребят искусству фотографии.
В молодости Х. Диванов был членом партии младохивинцев и это стоило ему жизни. Уже, будучи пенсионером, 30 ноября 1937 года Х. Диванов был репрессирован советскими властями как приспешник Акмаля Икрамова и Файзуллы Ходжаева, и 5 октября 1938 года расстрелян. Реабилитирован 25 июня 1959 года.
Творческое наследие выдающегося фотографа и кинооператора разбросано по всему свету. Его фотографии и киносюжеты в настоящее время находятся не только в Ташкенте и Хиве, но и в кинофотофоноархивах Москвы, Парижа, Берлина, Лондона.
В экспозиции собраны фотографии и материалы из агентства «УзАрхив», коллекций музея «Ичан-Кала», частных коллекций и фотоальбома «125 лет узбекской фотографии».
Мне особенно понравились фотопортреты, сделанные этим художником.
Вот работа "Отец и сын"
Столько нежности, уважения и глубокого смысла в этой работе! Два человека, связанные вечными узами. Один пожилой, мудрый, много поживший, второй зрелый, сильный. Круговорот жизни!
Работа "В школе"
Фотография сделана в 30-у годы, когда отголоски революции докатились и до далекой провинции. Три девушки что-то старательно пишут в тетрадях. Их лица обожжены солнцем, видимо, они много работают. Но при советской власти они получили возможность учиться и изменить свое будущее - стать учителями, врачами, и кем еще они могут стать, если будут грамотными.
Работа "Друзья"
два мальчишки радостно обнимают друг друга. Возможно, они давно не виделись, скучали друг по другу, и, наконец, встретились! Радости их нет предела.
Работа " Подданные хана - туркмены рода чаудоров"
женщина и мужчина в национальной одежде, возможно с детьми. У женщины очень специфическое украшение - кольцо в носу. Она с открытым лицом, хотя на голове у неё покрывало.
Работа " В музее"
Забавная фотография, где в одном месте собрались артефакт разных культур. тут и египетские статуи, и статуи Будды, и голова Шивы. Тут же стоят мусульмане-узбеки в национальных одеждах.
Работа "Женщина за сбором хлопка"
Сбор хлопка - традиционная женская работа в Узбекистане. Когда не было машин, то она была очень трудоемкой, ведь все надо было сделать вручную.
Вот такая небольшая, но очень душевная выставка:
А вы любите старые фотографии?