Давайте обсудим фильм, который получил 9(!) Оскаров. Что в нем такого великого и зачем его смотреть?
Напоминаю, что ваше мнение может не совпадать с мнением автора. Автор не имеет цели задеть, обидеть или оскорбить чувства читателей/зрителей. Всем мира🕊
Сюжет
Китай, 1908 год. Двухлетний Пу И становится новым императором Поднебесной. Запертый в стенах Запретного города, он растет в роскоши и иллюзии власти, пока мир за пределами дворца стремительно меняется. Его судьба становится зеркалом эпохи: трон без империи, свержение, революция, война, лагеря и новая жизнь среди простых людей.
«Только после девяти «Оскаров», полученных за "Последнего императора", я почувствовал себя итальянцем. И хотя действие этой картины происходит на Дальнем Востоке, это мой самый итальянский фильм»- Бернардо Бертолуччи.
Самое главное, что вы должны понять – это не документальный фильм. Бертолуччи не претендовал на историческую подлинность. Посыл был другим.
Но давайте все же узнаем некоторые реальные факты об императоре Пу И.
Реальная история
Правление последнего императора Пу И пришлось на период значительных политических и социальных потрясений в Китае.
Пу И был воспитан в духе конфуцианских традиций, которые подчёркивали важность соблюдения ритуалов и иерархии. Однако он также столкнулся с необходимостью приспосабливаться к новым реалиям, что привело к сложным моральным дилеммам.
Император действительно взошел на престол в двухлетнем возрасте в 1908 году, после смерти вдовствующей императрицы. Когда ему было 6 лет он лишился трона, но отказ подписывал, конечно же, не он, а регент.Тем не менее, новая власть оставила ему титул и заперла в Запретном городе с многочисленными слугами. Он жил там долгие годы, не подозревая о происходящем за пределами дворца.
В 1917 году императору вернули его титул, но в 1924 году лишили его вновь, уже окончательно. Его приравняли к обычному гражданину и выгнали из Запретного города.
Пу И вместе с женой переезжает в город Тяньцзинь под крылышко японцев. Он надеялся на покой и защиту. В целом он это и получил. Но японцы использовали его в своих нуждах.
Японцы создали бутафорскую империю Маньчжоу-Го, где императором сделали Пу И. Они потешили его самолюбие, но все решения относительно империи принимали сами японцы. Пу И лишь бездумно подписывал указы. Так продолжалось до 1945 года.
19 августа 1945 года он вместе со своей свитой был взят в плен Красной армией, когда собирался вылетать в Японию. Позже сам Пу И говорил, что это было спасение. Так как он был уверен, что японцы планировали его убить.
Советская власть также использовала Пу И. В целом, как вы можете догадаться, бывший император был довольно гибок и делал все, чтобы выжить. Пу И выступил как свидетель обвинения на «Токийском Нюрнберге» — процессе над японскими милитаристами, развязавшими войну на востоке. Вывести его из колеи на процессе японцы не смогли. Бывший император все сделал как надо. Советский союз остался доволен. И в ответ, Пу И не отдавали китайцам на растерзание. Но, когда к власти в Китае пришли коммунисты, Пу И все же отдали, так как не смогли отказать «младшему брату».
В Китае Пу И казнить не стали. Вместо этого его осудили за «военные преступления» и отправили в тюрьму на 9 лет. В 1959 году его освободили по причине «перевоспитания».
Оставшееся ему время бывший император жил, как обычный гражданин. Он устроился садовником в Ботанический сад. Жил тихо, мирно и даже в очередной раз женился.
О чем же фильм
А фильм нам рассказывает о человеке не имеющем своего мнения и зависящем от обстоятельств. Даже являющемся их заложником.
Бертолуччи подходил к съемкам в первую очередь как творец. Фильм получился в восточном стиле. Здесь важен не сам герой, а его путь. Путь мы прослеживаем, в том числе, через световые решения. Пу И – это скорее метафорический образ.
Если вы фильм еще не видели, то когда будете смотреть, обязательно обратите внимание на картинку, на световое решение. Если вы уже видели фильм, то пересмотрите. Поймете в чем величие фильма и режиссёра.
Свет и цвет в фильме меняется на каждом жизненном этапе героя. В начале картины свет более контрастный, а цвета царственные. То есть преобладают красный, желтый, зеленый. С взрослением императора свет и цвет становится все менее насыщенным. Во времена правления Пу И в Маньчжоу-Го присутствует ярко выраженный контровой свет, что добавляет напряжения. К тому же присутствует много холодных оттенков. А во время тюремного заключения свет сбалансированный и мягкий. Сам Бертолуччи говорил, что картина движется в обратном направлении – от темного к светлому.
Даже тот же Запретный город в начале и в конце фильма оставляет разное впечатление. В конце он не только пуст, но и бледен. Лишь на короткий момент внутри дворца все заливается желтым светом. Думаю, это можно интерпретировать,что Пу И хоть и стал юридически обычным человеком, но тем не менее он навсегда останется императором.
И конечно же не забываем про сверчка. Он символизирует самого императора. Сверчок в финальной сцене освобождается из своей «тюрьмы», так же как и император наконец свободен и уходит в лучший мир. Ещё сверчка можно интерпретировать, как передачу эстафеты. Передавая сверчка маленькому пионеру, император символически передает власть.
Финал "Последнего императора" символизирует конец уходящей эпохи и невозможности возврата к прошлому.
В целом, в фильме хватает философских подтекстов. Но они ничуть не загружают картину. Более того, каждый вправе понимать происходящее в фильме, как ему угодно или близко. Здесь я предложила лишь некоторые возможные трактовки, с которыми вы можете не соглашаться.
Император в фильме
Пу И, несмотря на свое номинальное правление, тем не менее считал, что ответственен за все, что происходило в стране. И переживал, что не мог ничего изменить. Правда, понял он это только в тюрьме. Сложно сказать было ли так на самом деле. Но некоторые историки говорят, что в жизни император был тиран и деспот.
В фильме же Пу И выглядит довольно наивным и даже инфантильным человеком. Когда его в тюрьме спрашивают, о чем он мечтал. Император ответил, что хотел перемен, хотел изменить все. Но по факту ничего для этого не делал.
Помощь от правительства и запреты
Фильм был одобрен китайским правительством и даже более того, оно помогало в создании картины. Например, съемки велись в реальных локациях. Иностранную съемочную группу не просто пустили в Запретный город, а специально закрывали для съемок. Прежде такого никогда не было. В сцене революционного переворота власти выделили действующих военных (19 тыс. человек).
Продюсер «Последнего императора» говорил, что с китайским правительством работалось проще, чем со студией. Оно внесло лишь некоторые изменение в сценарий, и на этом все.
Конечно же, столько бонусов Бертолуччи получил именно потому, что снял фильм, удовлетворяющий китайских чиновников. Были другие режиссёры, снимавшие о Китае, но их в итоге выгоняли и запрещали, так как они пытались показать неудобную правду.
Тем не менее избежать несогласованной цензуры тоже не удалось. В японском прокате пытались вырезать некоторые сцены, оправдывая тем, что японский зритель не готов к таким жестокостям. Но, как вы понимаете, японские власти просто хотели стереть из памяти те зверства, которые совершали японцы по отношению к китайцам.
Итог
Посмотрите фильм обязательно. Такие картины надо знать. Он может вам и не понравится, но вы будете иметь свое мнение. И еще раз подчеркну, обратите внимание на то, как это снято.
Всем хорошего кино!🤍
Больше новостей и рекомендаций по фильмам можно почитать на моём канале в Telegram.