Найти в Дзене
Шёпот страниц📚

От портрета на столе до таинственной незнакомки: как Блок рассказал всю правду о любви и потере.

Оглавление

Стихи Александра Блока — это зеркало души, разбитое на осколки разных переживаний. В его строках живёт вечная тоска по идеалу, горькое прозрение и магическая красота слова. Сегодня мы соединим несколько ключевых произведений поэта в единую историю о любви, утрате и мистических видениях.

1."О доблестях, о подвигах, о славе..." — прощание с иллюзиями.

Написанное в 1908 году, это стихотворение — крик души, где лирический герой добровольно отрекается от всего, что составляло смысл его жизни. Обратите внимание на детали:

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
  • Портрет в простой оправе — символ ушедшей любви, который "сиял на столе", затмевая реальность. Герой смотрел не на живую женщину, а на её образ, что и предопределило разрыв.
  • Синий плащ — не просто деталь гардероба. Это пелена печали, в которую завернулась уходящая возлюбленная, ставшая навязчивым видением.
  • Жест отчаяния — снятие портрета со стола в финале ("Своей рукой убрал я со стола") — точка невозврата. Молодость и мечты похоронены.

Интересно, что современники иронизировали над "логическими ляпами" Блока: как герой мог забыть лицо, если портрет стоял перед ним? Но поэт сознательно жертвовал рациональностью ради эмоциональной силы.

2."Незнакомка" — мираж в мире пошлости.

Если в "О доблестях..." герой теряет реальную женщину, то в "Незнакомке" (1906) он встречает призрачный идеал. Контраст между грязью мира и чистотой видения здесь доведён до предела:

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
  • Пошлый антураж: ресторанные крики, "женский визг", "детский плач" — фон, оттеняющий явление Незнакомки.
  • Символика образа: "девичий стан", "траурные перья", "кольца" — её таинственность подчёркивается недосказанностью.
  • Двойственность финала: герой либо прозревает ("В моём мозгу владеет лишь вино"), либо выбирает иллюзию как спасение.

Парадокс: Незнакомка — антипод героини "О доблестей". Там — уход в реальность, здесь — бегство в мечту.

3."Одной тебе, тебе одной..." — молитва к Вечной Женственности.

Одной тебе, тебе одной,
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой
Все жизни лучшие страницы!

Ни верный друг, ни брат, ни мать
Не знают друга, брата, сына,
Одна лишь можешь ты понять
Души неясную кручину.

Ты, ты одна, о, страсть моя,
Моя любовь, моя царица!
Во тьме ночной душа твоя
Блестит, как дальняя зарница.

Это стихотворение (1898) — ранний гимн Прекрасной Даме, полный юношеского обожествления любви. Ключевые мотивы:

  • Жертвенность: "Я брошусь в бой, на битву злую, // Тебе, царица, одному!" — герой готов на подвиг ради идеала.
  • Мистика: возлюбленная здесь — почти ангел, "незримая, неслышимая".
    Контраст с поздним творчеством: если в "О доблестях..." кольцо брошено в ночь, здесь любовь — священный дар.

4."Мне снилась смерть любимого созданья..." и "Скрипка стонет под горой..." — звуки мирового оркестра.

Эти фрагменты из поэмы "Возмездие" (1910–1921) показывают эволюцию боли:

Скрипка стонет под горой.
В сонном парке вечер длинный,
Вечер длинный — Лик Невинный,
Образ девушки со мной.
Скрипки стон неутомимый
Напевает мне: «Живи…»
Образ девушки любимой —
Повесть ласковой любви.

И:

Мне снилась смерть любимого созданья:
Высоко, весь в цветах, угрюмый гроб стоял,
Толпа теснилась вкруг, и речи состраданья
Мне каждый так участливо шептал.
А я смотрел вокруг без думы, без участья,
Встречая свысока желавших мне помочь;
Я чувствовал вверху незыблемое счастье,
Вокруг себя — безжалостную ночь.
Я всех благодарил за слово утешенья
И руки жал, и пела мысль в крови:
«Блаженный, вечный дух унес твое мученье!
Блажен утративший создание любви!»
  • Личная трагедия ("смерть любимого созданья") вырастает до вселенского масштаба.
  • Скрипка — голос страдания, пронизывающий мир: её "стон" символизирует неизбежность возмездия за утраченные иллюзии.

От юношеского экстаза ("Одной тебе...") через мираж ("Незнакомка") к горькому финалу ("О доблестях...") — этот путь Блок прошёл за десятилетие. Его герой добровольно расстаётся с прошлым, как бы больно это ни было. В финале стихотворения 1908 года нет истерики — лишь жест: убранный со стола портрет. Это не слабость, а сила. И в этом — современность Блока: его строки учат не цепляться за иллюзии, но и не терять способности видеть прекрасное за пеленой реальности.

💙А вам какой Блок ближе? — Рыцарь Прекрасной Дамы или певец синего плаща в сырую ночь? Делитесь в комментариях!